Занимательная математика на занятиях и в повседневной жизни.
Автор: Жданова Людмила Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 97 "Незабудка" Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Занимательная математика на занятиях и в повседневной жизни. Раздел: дошкольное образование
Дидактическа
яигра
–
средство повышения
интереса к учению
Из опыта работы
учителя начальных классов
Бельченко Татьяны Васильевны
Дидактическая игра - средство повышения
интереса к учению.
I.
Для чего нужны игры на уроке?
Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного
возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время
сохранить им детство.
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как
известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и
приобретают навыки использования их в практической учебной работе.
Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при
возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на
очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он
способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал
формированию у них готовности и умения творчески работать.
При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко
меняется. Игра отодвигается учёбой на второй план; кроме школьных уроков,
надо ещё выполнять домашние задания. Удивляются родители: «Он так
рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных
причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие
психологической готовности ребёнка к процессу обучения и к школе вообще.
Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и
интересной для ребёнка деятельности, т.е. с помощью игры. Необходимо
поддерживать интерес ребёнка к учёбе и к школе вообще, не повторять, что
учёба – это его святая обязанность. Лучше показать её увлекательные
моменты и постепенно убеждать в её жизненной необходимости. Чтобы не
подорвать любовь к предмету, можно использовать в процессе обучения
элементы игры.
Дети младшего возраста затрудняются сосредоточенно заниматься одной
и той же деятельностью, если она теряет для них непосредственный интерес.
Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом
усваивают то, что навевает на них скуку. В процессе учебной деятельности
ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности, он ещё
не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно
заниматься учебной деятельностью.
-1-
Ребятам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они
не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает
однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл
жизни, они не могут жить без активности.
В то же время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит
выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить
правильное решение. Принуждение к учебной деятельности может повлечь
за собой одно: ребёнок невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога.
А наша задача сводится к тому, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к
познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной
деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе,
умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм
поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми
на уроке.
Среди игровых приёмов определённое место занимают дидактические,
или обучающие игры. (От греческого слова «дидактикос», которое означает
«обучающий»).
Дидактические игры с одной стороны способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию
самостоятельности, инициативы. С другой стороны – решают определённую
задачу: изучение нового материала или повторение пройденного,
формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует
познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции
в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что
«хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо
научиться умело использовать игру на уроке. Ниже рассмотрим , какие же
дидактические игры можно применять на различных уроках в начальной
школе.
II.
Формирование вычислительных навыков в процессе
игры.
Основная задача начального курса математики – формирование у учащихся
осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и
вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления.
-2-
Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но
выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно
включать эти упражнения в игровые ситуации, игры. На уроках я провожу
следующие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Круговые примеры», «Зоопарк»,
«Магические квадраты», «Откроем замочек ключиком», «Лучший
лодочник», «Хоккей», «Математическое домино». Игровые моменты:
«Наряди ёлку», «Лепим снеговика», «Составляем букет для мамы». Чтобы
игры проходили интересно, к ним нужно готовить наглядные пособия: это и
рисунки сказочных героев, счётный материал, сюжетные и предметные
картинки.
Одна из форм работы, активизирующая учащихся на уроке математики – это
путешествие по станциям:
«Сосчитай-ка» - проведение устного счёта,
«Отвечай-ка» или «Повторяй-ка» - проверка знаний по изученным
темам,
«Помогай-ка» - работа в парах,
«Думай-ка» - решение задач
«Соображай-ка» - задачи повышенной трудности,
«Знай-ка» - изучение нового материала,
«Поиграй-ка» - математические игры,
«Выбирай-ка» - при закреплении материала дети выбирают
разноуровневые задания.
III.
Игры и игровые моменты на уроках: а) обучения грамоте,
б) русского языка и в) чтения.
а) Чтение слогов – слияний обычно проводят по слоговым таблицам.
Разнообразить этот вид деятельности можно, применяя пособие «Часовичок-
носовичок» или «Солнышко с лучиками». Слоги-слияния помогают читать
«Капитаны» и «Штурманы», которые отважно ведут свои корабли и
самолёты (на них написаны согласные буквы) к причалам и аэродромам (на
них находятся гласные буквы.
Игра «Чудесный мешочек» помогает усвоить начертания печатных букв. А
также игры из книги Волиной «Занимательное азбуковедение».
-3-
б) Для уроков русского языка подойдёт игра «Яблонька». Игру можно
проводить при закреплении умений подбирать проверочные слова к словам
на любое правило. Дети срывают яблочки с буквами и вставляют в слово, с
пропущенной орфограммой. По аналогии проводится игра «Птички летят
по местам». Также провожу «Грамматическое лото», «Часики», написание
творческих сочинений по опорным словам – игра «Помоги Карандашу».
в) Игры на уроках чтения применяются особенно широко при изучении
крупнообъёмных произведений. Многократное перечитывание вызывает
утомление и снижает интерес к чтению у ребёнка, тут на помощь приходит
игра в «Театр». Учитель – режиссёр, а дети – актёры. Объявляется конкурс
на лучшее исполнение ролей. Правила игры такие: хорошо знать характер
своего персонажа, исполнять роль эмоционально и выразительно. По итогам
игры присуждается звание «Лучший актёр» и вручается медаль.
А вот при изучении сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно
провести «режиссёрско-постановочную» работу. Ребята делятся на
команды «режиссёров», «актёров», «художников», где каждый выполняет
свою задачу. У «режиссёров» - постановочная работа, у «актёров» - выбор
роли, а у «художников» - оформительская задача.
С особым интересом проходит игра «Домино загадок» на уроках изучения
устного народного творчества. Много творчества проявляют мои ученики и
при изготовлении книжек-малышек по загадкам, частушкам, пословицам.
В план урока русского языка также можно включить игровые моменты,
такие как:
«Проверяй-ка» - проверка домашнего задания,
«Вспоминай-ка» - повторение изученных орфограмм,
«Словознай-ка» - различная работа со словом,
«Знай-ка» - изучение нового,
«Прочитай-ка» - работа над правилом,
«Выбирай-ка» - при закреплении материала предлагается несколько
заданий на выбор,
«Угадай-ка» - занимательный материал в виде ребусов, загадок,
«Поиграй-ка» - грамматические игры,
«Слушай-ка» - слуховой выборочный диктант,
«Составляй-ка» - работа с деформированным текстом,
«Думай-ка» - задания повышенной трудности,
-4-
«Узнавай-ка» - любопытные сведения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:
сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к учебной
деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, чтобы дети во время
игры получили максимум радости и наслаждения.
IV.
Дидактические игры природоведческого содержания
.
Включение игровых приёмов в урок, вызывает интерес к познавательной
деятельности, активизирует умственную деятельность детей. Дидактические
игры природоведческого содержания проводятся во время прогулок,
экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и
явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.
Игра «Где растёт?» позволяет проверить знания детей о
местопроизростании конкретных овощей или фруктов ( растёт в огороде или
в поле). Также можно предложить детям следующие игры:
« В каком виде едим?», «Летает – не летает», «Бегает, прыгает,
летает», «Ботаническое домино», загадки, кроссворды, ребусы.
Надо помнить и о том, что напряжённая умственная деятельность,
произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность
словесных дидактических игр не должна быть более 8-10минут.
V.
Игровые моменты на уроках трудового обучения.
Игровые моменты позволяют учителю переключать внимание
школьников с учебного материала на практическую деятельность, минуя
категорические указания. Если игра нравится детям, они сразу же
включаются в неё, а так как игра носит определённую цель, например
воспитание основ культуры труда, расширение технологических знаний,
формирование умений по обработке материалов, то дети непроизвольно
начинают усваивать тот или иной материал или упражняться в закреплении
знаний , умений и навыков. Чем больше у ребёнка желания участвовать в
игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал.
Так «Поезд из Ромашково» помогает отработать навык определения
последовательности выполнения изделия. Учащиеся крепят на вагончики
поезда в нужной последовательности порядок выполнения обработочных
-5-
операций.
Игру «Ромашка» можно предложить для проверки усвоения детьми видов
бумаги и ткани детям рассказываю о царице полевых цветов – ромашке,
которая сшила себе платье, лепестки, которого сделаны из самых различных
материалов, а каких, сама ромашка не знает. Закрытыми глазами дети
определяют вид материала (ткань, картон, бумага, полиэтилен).
Отмечу, что игнорирование игровыми моментами приводит к сухому
изложению материала. Конечно, игровые моменты эффективны в тех
случаях, когда учебный материал требует многократного повторения
действий детьми. Игры обеспечивают активность детей, предостерегая от
использования учителем однообразных методов обучения в усвоении
материала.
Формированию умения определять виды бумаги помогает наглядное
пособие «Матрёшка». У неё несколько фартуков, они сделаны из различных
видов бумаги. Дети ощупывают и называют их.
Игра в «Магазин ткани» формирует умение выбрать ткань для пошива
разного вида одежды (летней, зимней) и закрепляет навыки определения
вида ткани. Задание: какую ткань возьмём для пошива сарафана или зимней
юбки?
На уроках трудового обучения мои ученики часто изготавливают поделки
героев сказок или стихов, а затем мы инсценируем их с использованием
изготовленных детьми поделок. Такой вот «Мини-театр».
Игровые моменты способствуют успешному формированию трудовых
умений, развивают интерес младших школьников к процессу трудового
обучения, создают возможность применения знаний на практике,
активизируют младших школьников, вызывая тем самым желание больше
узнать об изучаемых объектах.
VI.
Игра в обучении изобразительному искусству.
Как правило, уроки изобразительного искусства стоят в расписании
последними, и, несмотря на большой интерес к уроку, дети к этому времени
уже немного устают. Надо сделать так, чтобы рисование не превратилось в
будничную скучную обязанность, а сохранило праздник творчества, момент
раскрытия всего, что волнует, захватывает ребёнка, время встречи с
прекрасным и проникновения в него. Среди успешной творческой
деятельности детей следует особо выделить необходимость чередования
-6-
разных видов занятий с использованием дидактических игр и игровых
моментов, графических и композиционных упражнений с применением ИКТ,
экскурсий. Важнейшее условие игры, снимающее принудительный характер
обучения, является активное действие детей.
Так, например, игра «Дорисуй предмет» (это может быть круг -
дорисовав его, получится воздушный шар, арбуз или улыбающаяся рожица)
способствует развитию графических навыков.
Заочная экскурсия в зал картинной галереи познакомит в занимательной
форме с тремя жанрами изобразительного искусства – пейзажем, портретом,
натюрмортом.
На уроках тематического рисования возможно использование таких
игровых моментов, как выполнение «видеорепортажей» с комментариями,
стихами, рассказами, интервью на улицах.
Интересна в творческом плане игра «Мы художники-мультипликаторы»,
где ребята покадрово воссоздают любимую сказку.
Введение дидактических игр и игровых моментов позволяет учащимся в
более доступной, занимательной форме научиться познавать красоту
окружающего мира, расширять и углублять свои познавательные интересы,
овладевать основами изобразительной грамоты.
VII.
Игра стимулирует воображение и фантазию детей.
Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно
оно даёт импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к
нахождению интуитивных решений.
Для того, чтобы на уроках дети работали творчески, с фантазией, необходимо
и во внеурочное время проводить с ними игры, включать игровые моменты,
направленные на формирование у них воображения и фантазии.
Приведу примеры нескольких игр, которые направлены на развитие
способности ребёнка к созданию графических образов предметов и
явлений, необходимых не только для успешного обучения основам наук, но
и имеет немалое значение в изобразительной, конструкторской, технической
деятельности, реализуется и в повседневной жизни.
Игра «На что это похоже?» - на карточках разные фигуры, дети называют
на что это похоже.
Игра «Помоги художнику» - на листе недорисованные рисунки, дети
-7-
добавляют линии и получают новые картины.
Интересны две игры на развитие воображения и фантазии. «Волшебные
кляксы» - на лист капнуть тушью и прикрыть другим листом. Задание:
дорисуй и преврати эти кляксы в забавных человечков или животных.
Аналогично проводится игра «Волшебная ниточка». Смоченная в краске
нить оставляет след , в котором можно представить массу интересных вещей.
А вот ещё игры, направленные на развитие у детей способности создавать
произвольный образ по заданному условию, используя обобщённые
схематические изображения.
Игра «Волшебные очки». Волшебство очков заключается в том, что стоит
их одеть, как всё вокруг (предметы, животные, растения ) приобретает форму
очков. Это могут быть сердечки, овалы, прямоугольники и т.д.
Похожа игра «Сказочный инопланетянин». Для изображения жителя
планеты выбирается какая-то одна фигура.
Включение в учебный процесс этих игр поможет учителю развить
фантазию детей, поможет сделать уроки и внеклассные занятия
интересными, разнообразными и не скучными для ребят.
В заключении отмечу, что применение мною на уроках ряда игр и
игровых упражнений делают процесс обучения более интересным,
занимательным. У детей создаётся бодрое рабочее настроение, облегчается
преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Элементы игры
вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность.
Опыт работы показывает, что младшие школьники с большим интересом
выполняют те задания, упражнения, которые носят игровой характер. Кроме
того, игровая деятельность способствует формированию всех сторон
познавательных процессов личности: восприятия, памяти, мышления, речи,
воображения. Это позволяет учащимся учиться легко, с увлечением и
интересом.
-8-