Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность


Автор: Коникова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ№32 им.Героя Советского Союза М. Г. Владимирова
Населённый пункт: с. Красная Поляна, Песчанокопский район, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность
Раздел: начальное образование





Назад





Участие младших школьников в проектно – исследовательской

деятельности
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно- исследовательская деятельность и является таковой. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность детей. Она позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно- исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности. Занимаясь проектной деятельностью, важными целями работы над проектом, являются: 1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); 2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени; 3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); 4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Проектная деятельность начинается со
знакомства с

темой
. Перечень тем предлагает учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант темы. Тема должна предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми. После того как тема выбрана, начинается второй этап –
сбор информации
. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они направляют деятельность ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях, Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности
проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая может служить одним из основных источников информации по теме. Третий этап -
представление результатов.
Ни один проект, не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится как на уроках, так и во внеурочное время, в зависимости от темы. Это могут быть выставки, научно-практические конференции, фестивали, внеклассные мероприятия…. Четвертый этап работы над проектом –
оценивание работы.
В первую очередь идет самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты хранятся в портфолио учащихся. Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя. Перечислю основные
виды проектов
: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.
Исследовательские проекты
имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением, формулированием выводов и оформлением результатов.
Творческие проекты
имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)
Игровые проекты –
ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.
Информационные проекты
– призваны научить школьника добывать и анализировать информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз данных…
Практико-ориентированные проекты.
Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени его одаренности. В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей ребенка. Для этого я использую методику «Карта интересов младших школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы помещаются в «Листе ответов».

«Карта интересов младших школьников».

Лист вопросов
(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему ребенку..: 1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность. 2. Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы… 3. Петь музицировать. 4. Заниматься физкультурой. 5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры. 6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе. 7. Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). 8. Играть с техническим инструментом. 9. Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами. 10. Самостоятельно рисовать. 11. Играть в спортивные, подвижные игры. 12. Руководить играми детей. 13. Ходить в магазин за продуктами. 14. Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. 15. Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях.. 16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). 17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. 18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. 19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми. 20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..) 21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки… 22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей… 23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…) 24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества. 25. Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. 26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить, доказывать свое мнение). 27. Ухаживать за домашними растениями. 28. Помогать взрослым делать уборку в квартире. 29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. 30. Знакомиться с общественными явлениями международными событиями. 31. Участвовать в постановке спектаклей. 32. Заниматься спортом в секциях. 33. Помогать другим людям. 34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения. 35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата __________ Ф.И. ребенка______________ Ф.И.О. родителя________________ Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Обработка результатов исследования
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1-й столбик - гуманитарная сфера 2-й столбик - гуманитарная деятельность 3-й столбик - художественная деятельность 4-й столбик – физкультура и спорт 5-й столбик – коммуникативные интересы 6-й столбик – природа и естествознание 7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно- педагогических задач.
Анкета для родителей учащихся

«Способности младшего школьника»
1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да» Да__. Нет.__ Примеры_______________________________________________________ 2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да» Да__. Нет.__ Примеры_______________________________________________________ 3. Мой ребенок начал читать в детском саду Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги Да__. Нет.__ Примеры_______________________________________________________ 4. Пожалуйста, перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего талантлив, к чему есть склонности__________________________________ _______________________________________________________________ 5. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы ребенка___________ ________________________________________________________________ 6. Пожалуйста, перечислите специальные дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы_______________________________________ _________________________________________________________________
7. Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________ _________________________________________________________________ 8. Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________ _________________________________________________________________ 9. Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением, жестами, __________________________________________________________ 10. Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с образовательной программой для одаренных._______________________ Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации внеурочной деятельности. Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантность, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.


В раздел образования