Автор: Коникова Светлана Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ КСОШ№32 им.Героя Советского Союза М. Г. Владимирова Населённый пункт: с. Красная Поляна, Песчанокопский район, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Проектно-исследовательская деятельность Раздел: начальное образование
Участие младших школьников в проектно – исследовательской
деятельности
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических
технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой
инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно
свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых
контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-
исследовательская деятельность и является таковой.
Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение
учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки
учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская
деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует
познавательную активность детей. Она позволяет мотивировать учащихся на создание
проекта и достичь положительного результата.
Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя
более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно-
исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт,
стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся
проявляют свои творческие возможности.
Занимаясь проектной деятельностью, важными целями работы над проектом, являются:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего
времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор.
Проектная деятельность начинается со знакомства с
темой . Перечень тем предлагает
учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант
темы. Тема должна предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им
знаний в сочетании с новыми.
После того как тема выбрана, начинается второй этап – сбор информации . При этом дети
сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших
классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они
направляют деятельность ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях,
Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может
оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности
проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и
не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над
проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая может служить
одним из основных источников информации по теме.
Третий этап - представление результатов. Ни один проект, не остается без внимания.
Представление результатов проекта проводится как на уроках, так и во внеурочное время,
в зависимости от темы. Это могут быть выставки, научно-практические конференции,
фестивали, внеклассные мероприятия….
Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы. В первую очередь идет
самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты
хранятся в портфолио учащихся.
Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом
«научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя.
Перечислю основные виды проектов : исследовательские, творческие, информационные,
игровые, практико-ориентированные.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным
исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е
гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением,
формулированием выводов и оформлением результатов.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от
конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)
Игровые проекты – ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая
игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно
наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.
Информационные проекты – призваны научить школьника добывать и анализировать
информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения
информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз
данных…
Практико-ориентированные проекты. Результатом такого вида проектов может быть
изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.
При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности
учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени
его одаренности.
В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с
целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и
склонностей ребенка. Для этого я использую методику «Карта интересов младших
школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы
помещаются в «Листе ответов».
«Карта интересов младших школьников».
Лист вопросов
(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему
ребенку..:
1.
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.
Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы…
3.
Петь музицировать.
4.
Заниматься физкультурой.
5.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6.
Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
7.
Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8.
Играть с техническим инструментом.
9.
Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в магазин за продуктами.
14. Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
15. Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях..
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..)
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки…
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей…
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…)
24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами
художественного творчества.
25. Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить,
доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними растениями.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире.
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями международными событиями.
31. Участвовать в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата __________
Ф.И. ребенка______________
Ф.И.О. родителя________________
Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Обработка результатов исследования
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь
сфер:
1-й столбик - гуманитарная сфера
2-й столбик - гуманитарная деятельность
3-й столбик - художественная деятельность
4-й столбик – физкультура и спорт
5-й столбик – коммуникативные интересы
6-й столбик – природа и естествознание
7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно-
педагогических задач.
Анкета для родителей учащихся
«Способности младшего школьника»
1.
Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли.
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
2.
Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
3.
Мой ребенок начал читать в детском саду
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
4.
Пожалуйста, перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего
талантлив, к чему есть склонности__________________________________
_______________________________________________________________
5.
Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы ребенка___________
________________________________________________________________
6.
Пожалуйста, перечислите специальные дополнительные занятия, которые
посещает ребенок вне школы_______________________________________
_________________________________________________________________
7.
Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________
_________________________________________________________________
8.
Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________
_________________________________________________________________
9.
Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением,
жестами, __________________________________________________________
10. Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с
образовательной программой для одаренных._______________________
Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем
работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика
класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации
внеурочной деятельности.
Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся –
применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать.
Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность,
инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантность,
ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку,
активную жизненную позицию.