Формирование ИКТ- компетентность обучающихся на уроках математики
Автор: Шагалова Антонина Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: Вожегодская средняя школа Населённый пункт: Вологодская область, п. Вожега Наименование материала: статья Тема: Формирование ИКТ- компетентность обучающихся на уроках математики Раздел: среднее образование
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся на уроках
математики .
Целью
современной
школы
является
формирование
личности
информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои
функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые
отношения в быстро меняющейся реальности.
Задача современного учителя: создать оптимальные условия учащимся
для развития их потенциальных возможностей, духовного начала,
формирования самостоятельности, способности к самообразованию,
самореализации. Данная задача может быть решена с помощью применения
новых информационных технологий в процессе обучения. Информационные
технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на
процессы обучения и систему образования в целом. Использование их в
образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и
мотивацию к нему.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
·
Активизации познавательной деятельности учащихся.
·
Развитию вариативности мышления, математической логики.
·
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и
исследование.
По данным исследований, в памяти человека остается
25%
услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и
услышанного,
75%
материала, если ученик вовлечен в активные действия в
процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
основывается на использовании возможностей компьютера для создания
условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности
учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и
активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами
компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать
учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея,
меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного
диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации
(текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет
довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь),
используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно,
выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к
ученику.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно:
программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники,
энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в
следующих вариантах:
-
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
-
использование диагностических и контролирующих материалов;
-
использование презентаций на уроках;
-
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
-
использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений
многогранников.
-
формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения
получать информацию из различных источников.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную
информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат
для формирования образного представления об изучаемом объекте и для
индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет:
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при
обучении,
- эффективнее использовать время на уроке.
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную
деятельность учащихся.
Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и
отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты
предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при
выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет
возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты
предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование
позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания
без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную
информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают
шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь
оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии
процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ
работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При
применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле,
проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся
выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во
внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят
основные
«
информационные
»
компетенции, а для многих именно они
сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Использование информационных технологий при проектной
деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и
качество его выполнения.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое
место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное
учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран,
подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску
проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная
доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать,
чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые
изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого,
сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое
использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы,
картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление
гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят
время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к
клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять
записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда
открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет
возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые
моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать
урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку,
учитель математики часто сталкивается с проблемой построения
геометрических фигур и различных функций, работой с координатной
плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с
помощью встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы
«
Координатная плоскость
»
в 6
классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая
различные занимательные картинки. Этот процесс становится не
утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски
позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости
постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
В коллекции самой доски более тысячи математических объектов:
многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость,
окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными,
аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать
режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет
существенно экономить время на уроке.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти
индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на
интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая,
зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия
путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к
лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении
существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на
доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной
доски на уроке:
1.
Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст
позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2.
Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно
работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается
понимание и запоминание материала.
3.
Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся
на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется
«
чистый лист
»
и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к
ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать
условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения
могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех
учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-
вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в
электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их.
Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4.
Повышается уровень компьютерной компетентности учителя.
5.
Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться
становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех
учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на
каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и
динамичным.
«
За
»
и
«
против
».
Согласно опубликованным в литературе данным
максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном
процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и
необходимостью использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте
возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера
добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь
чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку,
разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия
напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения
мозгового кровообращения.
Применение информационных технологий на уроках математики в 5-6
классах позволяет:
·
Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления
возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать
элементарные навыки и умения. В классах, как правило, до 80% учащихся,
обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом
познания и другими индивидуальными качествами.
·
Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик
решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или
у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в
том, что он может усвоить предмет.
·
Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
·
Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных
вычислений.
·
Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока,
эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является
позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
На уроках математики в 5-6 классах используются:
материалы электронного приложения к учебнику «Математика.
Арифметика. Геометрия» 5 класс, автор Е.А. Бунимович и др.
Имеется: виртуальная лаборатория, игры и головоломки,
интерактивные модели, интерактивные упражнения, флэш-
демонстрации, тесты.
материалы электронного приложения к учебнику «Математика.
Арифметика. Геометрия» 5 класс, автор Е.А. Бунимович и др.
Имеется: виртуальная лаборатория, игры и головоломки,
интерактивные модели, интерактивные упражнения, флэш-
демонстрации, тесты
презентации
создание диаграмм, таблиц
решение заданий реальной математики из материалов ГИА
выполнение проектов, творческих домашних заданий.
тестирование на компьютере, создание тестов учениками (supertest)