Практикум для родителей по развитию артикуляционной моторики "весёлый язычок".
Автор: Дашидоржиева Эльвира Семеновна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Золотая рыбка" Населённый пункт: п.Мохсоголлох Республика Саха (Якутия) Наименование материала: консультация для родителей Тема: Практикум для родителей по развитию артикуляционной моторики "весёлый язычок". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
д/с №9 «Золотая рыбка» п.Мохсоголлох
Подготовила учитель-логопед
Дашидоржиева Эльвира Семеновна
Цели:
•
Дать родителям знания о значении
артикуляционной гимнастики в развитии
речи ребёнка;
•
Заинтересовать проблемой.
Формирование правильного
произношения у детей – это сложный процесс,
ребенку предстоит научиться управлять своими
органами речи, воспринимать обращенную к
нему речь, осуществлять контроль за речью
окружающих и собственной.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи,
поэтому
недостатки
устной
речи
могут
привести
к
плохой
успеваемости в школе.
Я хочу представить Вам свой материал – это артикуляционная
гимнастика, упражнения для тренировки органов артикуляции
(Щек, губ, языка, нижней челюсти), необходимые для
правильного произношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],
[ж],[л],[р]),его губы и язык должны быть сильными и гибкими,
долго удерживать необходимое положение, без труда совершать
многократные переходы от одного движения к другому. Всему
этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Как правильно заниматься артикуляционной
гимнастикой
Сначала познакомьте ребенка с основными положениями губ и
языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе
малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте
с ним все упражнения, используя карточки и различные рисунки
не менее 5-6 раз.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие
голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для
правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определенные
положения органов артикуляции, необходимые для
произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности
именно у вашего малыша.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться
говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут
уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить,
что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на
начальном этапе обучения в школе.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым -
научиться говорить правильно, четко и красиво.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения выполнять, сидя перед зеркалом. Время занятий 5-7 минут
«заборчик- хоботок».
На счёт «раз-два» чередовать
упражнение «улыбка» и упражнение «Хоботок».
. «заборчик». Улыбнуться, с
напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Удерживать данное положение на счет
до пяти. Нижняя челюсть не должна
выдвигаться вперёд.
«Хоботок». Губы и зубы сомкнуты. С
напряжением вытянуть губы вперед
трубочкой. Удерживать их в таком
положении на счёт до пяти.
«Окошко» или «бегемот».
На счёт «раз» широко открыть рот
(окошко открыто, на счет «два» закрыть poт (окошко закрыто) .
«Лопаточка - иголочка» . На счёт «раз-два» чередовать упражнения
«Лопаточка» и «Иголочка».
«Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить
широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в
спокойном состоянии на счет до пяти. В этом
упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не
напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Иголочка». Улыбнуться, открыть рот. Высунуть
язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы
кончик языка не загибался вверх.
«Часики».
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт
«раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом
остается неподвижной.
«Качели» . Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно
упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть
при этом неподвижна.
«Лошадка».
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают
лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы
кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась
неподвижной.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков
(с-сь-з-зь-ц)
.
1 . «улыбка-хоботок». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2. «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . «Накажем непослушный язычок»или «месим тесто». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».
4 . «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет
«два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
5 . «Упрямый ослик». Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
6 . «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7. «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя
челюсть при этом не двигается.
8 . «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
9 . «Посчитай нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя
челюсть была неподвижна.
1. «
улыбка- хоботок». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2 . «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».
4. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не
должна обтягивать нижние зубы.
5. «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы гак, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на
счёт до пяти.
6. «Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки» плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7 . «Лошадка». Нижняя челюсть не должна двигаться.
8. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9 «Вкусное паренье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна
обтягивать зубы.
10. «Грибок» . Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в
улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка».- В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.
11 . «Гармошка» . Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад
звуков (ш-ж-щ-ч
)
1. «улыбка- хоботок». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2 . «Лопаточка». Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык между зубами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя». А потом прижать зубами: «та-та-та».
4 . «Вкусное варенье ». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю: губу сверху-вниз (можно помазать её вареньем). Нижняя губа не должна
обтягивать зубы.
5. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
6 .. «Пароход». Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находиться в глубине рта.
7. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким. передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать
язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен
быть широким.
8 . «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. | Нижняя челюсть не должна двигаться.
9 . «Чистим верхние, зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
10 . «Поймаем звук «л». Улыбнуться. Во время произнесения звука «л» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук л.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков
(л-ль)
1. «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
2 . «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
3. «Чистим верхние зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
4. «Лошадка». Нижняя челюсть не должна двигаться.
5. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в
улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощёлкивании улавливается нужное движение языка.
6. «Гармошка». Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
7 . «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык; упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен
закрываться, Очень часто при выполнении этого упражнении рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или
ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка)
8 . «Комарик». Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести: Звук з (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка
закрывается реп при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как ив упражнении «Барабан».
9. «Моторчик». Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з {за верхними зубами, см. упр. «Барабан», и «Комарик») быстрыми движениями
плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым прямым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из
стороны в сторону.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков
(р-рь)
Роль семьи в логопедической работе.
Родители – основные воспитатели ребенка. Но часто они не уделяют
должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с
двумя причинами:
-
Родители не слышат недостатков речи своих детей;
-
Не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки
исправятся сами собой.
Причины необходимости вовлечения родителей в коррекционный процесс:
•
Родители являются авторитетом для ребенка;
•
Родители ежедневно могут закреплять навыки в процессе непосредственного
общения;
•
Родители должны уметь адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае,
если все – логопед, воспитатели и родители – станут действовать согласованно.
Проведение
артикуляционной гимнастики
дома:
Занятие ежедневно по 5 – 7 минут;
Проведение занятия перед зеркалом;
Игровая форма;
Изучение упражнения в медленном темпе.
Уважаемые родители!
Только целенаправленная систематичная работа по развитию
артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться
произносить правильно звуки родного языка
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!