Основные направления работы воспитателя ДОУ с семьёй
Автор: Тараненко Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида "Ласточка" Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область Наименование материала: Статья Тема: Основные направления работы воспитателя ДОУ с семьёй Раздел: дошкольное образование
Основные направления работы воспитателя ДОУ с семьёй
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из
этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и
дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль
в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение
взаимодействовать
с
другими
детьми
и
взрослыми,
организовывать
собственную
деятельность.
Однако,
насколько
эффективно
ребенок
будет
овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному
учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его
родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Задачи воспитания в условиях семьи и ДОУ отличаются соотношением
эмоционального
и
рационального
компонентов:
в
семье
преобладает
эмоциональный
компонент,
в
общественном
воспитании
доминирует
рациональный.
В ДОУ цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу,
обозначены
в
программных
документах,
а
в
семье
часто
носят
несформулированный характер, отличаются субъективизмом, варьируются в
зависимости
от
ценностных
ориентаций
родителей,
их
педагогической
культуры.
В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная
система,
методы
семейного
во спитания
отличаются
большей
естественностью,
индивидуальной
обращенностью
педагогических
воздействий.
Семья
для
ребенка
является
наименее
ограничивающим
и
наиболее
мягким
типом
социального
окружения,
тогда
как
в
ДОУ
взаимосвязь
субъектов
воспитания
определяется
функциональными
обязанностями.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным
характером,
постоянством
и
длительностью
воспитательных
воздействий,
объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды
деятельности. В условиях ДОУ ребенок имеет возможность приобрести опыт
общения, навыки инициативной деятельности.
Основными направлениями работы с родителями являются:
Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей
родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей с
ц е л ь ю
повышения
уровня
общей,
педагогической
и
правовой
культуры,
оптимизации
стиля
семейного
воспитания
через
реализацию
двух
направлений работы:
информативное –
ознакомление
родителей
с
особенностями
развития
детей,
режимом
работы
ДОУ,
с
содержанием
и
методикой
учебно-воспитательного
процесса, привлечение
к
оздоровительным
и
совместным мероприятиям;
обучающее,
практико
ориентированное –
формирование
у
родителей
опыта
руководства
детской деятельностью
и общением,
гуманизация детско-родительских отношений;
В к л ю ч е н и е
р о д и т е л е й
в
с о д е р ж а т е л ь н у ю
совместную деятельность с
дошкольным
учреждением:
участие
в
организации
развивающей
среды
и
воспитательно-образовательного
процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.
Воспитатель
при
взаимодействии
с
семьёй
руководствуется
следующими принципами:
Открытость
детского
сада
для
семьи: каждому
родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их
ребёнок.
Сотрудничество педагогов
и
родител ей
в
во с п и т а н и и
ребёнка, основанное
на
доверии
и
позитивных
способах
общения;
родители
и
педагоги
являются
партнёрами
в
воспитании
и
обучении
детей.
Создание
активной
развивающей
среды ,
обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Организация работы с родителями на основе изучения общих и
частных
проблем в
воспитании
и
развитии
дошкольников,
а
так
же
реальных потребностей и интересов родителей.
Знание
педагогами
и
родителями
в о с п и т а т ел ь н ы х
возможностей
коллектива
и
семьи,
максимальное
использование
воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
Постоянный
анализ
процесса
взаимодействия
семьи
и
дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и
последовательное
планирование
дальнейшего
сотрудничества
на
их
основе.
Осуществление
открытого
и
доверительного
взаимодействия
с
родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:
Во-первых,
отмечается
положительный
и
эмоциональный
настрой
педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители
уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических
проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения
семьи
предложения
по
взаимодействию
с
ребёнком.
Педагоги,
в
свою
очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем
(от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).
Во-вторых , учитывается индивидуальность р е б ё н к а .
П е д а г о г
постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки
своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к
повышению эффективности педагогического процесса.
В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка
и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле
воспитания
и
обучения
дошкольника.
В
целом,
появляется
возможность
реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и
семье.
В
о снове
современного
взгляда
на взаимодействие с е м ь и
и
дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны
поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Роль
семьи
в
воспитании
и
развитии
ребёнка
неоценима.
Главной
особенностью
семейного
воспитания
признаётся
особый
эмоциональный
микроклимат,
благодаря
которому
у
ребёнка
складываются
определённые
ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных
сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность
семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с
характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
совершенно
иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих
отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:
учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей
рассматриваемыми
проблемами,
опираться
на
имеющийся
у
них
положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и
пожелания родителей в приобретении информации;
вариативность
содержания,
форм
и
методов
образования
родителей,
использование
методов
формирования
педагогической
рефлексии и активизации родителей: анализ педагогических ситуаций,
решение
педагогических
задач,
анализ
родителями
собственной
воспитательной
деятельности,
метод
домашних
заданий
(например,
сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения
(проигрывание
ситуаций,
например,
«Успокойте
плачущего
ребенка»);
просмотр
видеороликов
с
записью
занятий,
различных
режимных
моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова).
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством
р а з н ы х
ф о р м .
В ы д е л я ю т т р а д ицио нны е
и
н е т р а д и ц и о н н ы е
формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на
следующие группы:
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4
раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в
конце года), групповые консультации, конференции;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни
открытых дверей.
Классификация
нетрадиционных
форм.
К
ним
относятся
четыре
группы:
информационно-аналитические;
досуговые;
познавательные;
наглядно-информационные формы.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность
родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в
процессе
общения
педагога
с
родителями
в
условиях
дошкольного
образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе
индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные
ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия,
причины, последствия, мотивы, на оценку явления.