"Психогимнастика, как метод снятия эмоционального напряжения у детей"
Автор: Карасёва Ксения Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: БУЗ ВО "ПСДР им. И.Г. Менжулина" Населённый пункт: г. Павловск Воронежской области Наименование материала: Статья Тема: "Психогимнастика, как метод снятия эмоционального напряжения у детей" Раздел: дополнительное образование
Психогимнастика как метод психологической коррекции
Педагог-психолог Карасева К.В.
Психогимнастика используется в работе с практически здоровыми детьми с целью
психофизической
разрядки
и
как
метод
практической
психокоррекции
и
психопрофилактики,
который позволяет
активизировать
межполушарное
взаимодействие,
способствует
бурному
развитию
межполушарных
с вя з е й ,
синхронизации работы полушарий Еще В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка
находится на кончиках его пальцев» . Сегодня нейропсихологами уже доказан тот факт,
что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки (говорят
только те дети, которым удаются изолированные движения пальцев), а это значит, что
развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а
не наоборот. Во время психогимнастики мелкая моторика детских ручек развивается в
ходе
игровых
процедур
(пальчиковый
театр,
этюды,
упражнения),
что
делает
эту
процедуру не только приятной, но и полезной.Интересно отметить, что человек может
мыслить,
сидя
неподвижно.
Однако для закрепления мысли необходимо движение.
Неподвижный
ребенок
не
обучается!Немаловажное
значение
имеет
и развитие
глазодвигательных мышц . И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и
неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения так нравятся детям, что они
воспроизводят их дома со своими родителями, но уже в роли игротехников.Кроме того,
психогимнастика
включает
в
себя упражнения
для
языка
и
мышц
челюсти,
перекрестные (реципрокные) телесные и дыхательные упражнения. Психогимнастика
не только повышает потенциальный энергетический уровень ребенка, но и способствует
развитию его познавательной и эмоционально-личностной сферы . В ходе игр у детей
воспитывается уверенность в самих себе и своих возможностях , обогащаются знания о
собственном
теле, развивается
активность,
инициативность,
самостоятельность.
Дети
через
сказочные
истории
усваивают
правила
поведения
и
секреты
человеческих
взаимоотношений. С помощью релаксационных упражнений, они приобретают первые
навыки эмоциональной саморегуляции
Уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его
комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих
задач
используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут,
можно
использовать
на
любом
этапе
урока
для
активного
отдыха,
переключения
внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в
действие,
после
которого
легко
переключают
внимание
на
тему
урока
или
другую
деятельность.
Психогимнастика проводится в следующих вариантах:
-
Мимические и имитирующие упражнения , которые улучшают работу лицевых
мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Примеры:
1/ На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи толстячками (надуть
щеки), худышками (втянуть щеки).
2/ Представьте, что вас угощают фруктами (лимон, ананас, апельсин и т.д.). По
выражению вашего лица я должна понять ваши ощущения и тот фрукт, который вы
кушаете.
-
Релаксационные упражнения , которые помогают снять мышечное напряжение.
Примеры:
1/ Представьте образ дуба: упритесь ногами в пол, сожмите кулаки, почувствуйте
напряжение. Изобразите противостояние ветру.
2/ «Войдите» в образ березы. Поднимите расслабленные руки-ветви, покачайте ими,
как под легким ветерком, под сильным ветром.
- Психофизические упражнения , которые
способствуют
раскрепощению
учеников,
проявлению
своего
«Я»,
развитию
воображения,
преодолению
двигательной
неловкости.
Примеры: /часто используются
сказочные сюжеты, их театрализация/
1/ «Белоснежка и семь гномов» - изобразить гнома-ворчуна, гнома-весельчака, гнома-
лентяя при помощи мимики, жестов, движений.
2/ Изобразить щенка, который мокнет под дождем: как ему одиноко, тоскливо.
Согрейте его. Изобразите радость от вашей доброты.
3/ Рассмотрите пиктограммы эмоциональных состояний человека. Изобразите сами
печаль, смех, радость и т.д. В каком состоянии вам больше нравится находиться?