Напоминание

"Психогимнастика, как метод снятия эмоционального напряжения у детей"


Автор: Карасёва Ксения Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БУЗ ВО "ПСДР им. И.Г. Менжулина"
Населённый пункт: г. Павловск Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Психогимнастика, как метод снятия эмоционального напряжения у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Психогимнастика как метод психологической коррекции
Педагог-психолог Карасева К.В.


Психогимнастика
используется в работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки и как метод практической психокоррекции и психопрофилактики, который
позволяет

активизировать

межполушарное

взаимодействие,
способствует бурному развитию межполушарных с вя з е й , синхронизации работы полушарий Еще В.А. Сухомлинский писал, что
«ум ребенка

находится на кончиках его пальцев»
. Сегодня нейропсихологами уже доказан тот факт, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки (говорят только те дети, которым удаются изолированные движения пальцев), а это значит, что развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот. Во время психогимнастики
мелкая моторика детских ручек развивается в

ходе

игровых

процедур
(пальчиковый театр, этюды, упражнения), что делает эту процедуру не только приятной, но и полезной.Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако
для закрепления мысли необходимо движение.
Неподвижный ребенок не обучается!Немаловажное значение имеет и
развитие

глазодвигательных мышц
. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения так нравятся детям, что они воспроизводят их дома со своими родителями, но уже в роли игротехников.Кроме того, психогимнастика включает в себя
упражнения

для

языка

и

мышц

челюсти,

перекрестные (реципрокные) телесные и дыхательные упражнения.
Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребенка, но и способствует развитию его
познавательной и эмоционально-личностной сферы
. В ходе игр
у детей

воспитывается уверенность в самих себе и своих возможностях
, обогащаются знания о собственном теле, развивается активность, инициативность, самостоятельность. Дети через сказочные истории усваивают правила поведения и секреты человеческих взаимоотношений. С помощью релаксационных упражнений, они
приобретают первые

навыки эмоциональной саморегуляции
Уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется
метод психогимнастики.
Она занимает на уроке не более 5 минут,
можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность. Психогимнастика проводится в следующих вариантах: -
Мимические и имитирующие упражнения
, которые улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Примеры: 1/ На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи толстячками (надуть щеки), худышками (втянуть щеки). 2/ Представьте, что вас угощают фруктами (лимон, ананас, апельсин и т.д.). По выражению вашего лица я должна понять ваши ощущения и тот фрукт, который вы кушаете. -
Релаксационные упражнения
, которые помогают снять мышечное напряжение. Примеры: 1/ Представьте образ дуба: упритесь ногами в пол, сожмите кулаки, почувствуйте напряжение. Изобразите противостояние ветру. 2/ «Войдите» в образ березы. Поднимите расслабленные руки-ветви, покачайте ими, как под легким ветерком, под сильным ветром. -
Психофизические упражнения
, которые способствуют раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости. Примеры: /часто используются сказочные сюжеты, их театрализация/ 1/ «Белоснежка и семь гномов» - изобразить гнома-ворчуна, гнома-весельчака, гнома- лентяя при помощи мимики, жестов, движений. 2/ Изобразить щенка, который мокнет под дождем: как ему одиноко, тоскливо. Согрейте его. Изобразите радость от вашей доброты. 3/ Рассмотрите пиктограммы эмоциональных состояний человека. Изобразите сами печаль, смех, радость и т.д. В каком состоянии вам больше нравится находиться?


В раздел образования