Автор: Сабирьянова Ольга Альбитовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ"Белочка" Населённый пункт: ЯНАО, г.Тарко-Сале Наименование материала: Методическая разработка Тема: Воспитание культуры поведения у дошкольников Раздел: дошкольное образование
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект нравственного воспитания в научно -
педагогической литературе…………………………………………………6
1.1. Воспитание культуры поведение у дошкольников……………6
1.2.
Значение
игры
в
воспитании
культурного
поведения
дошкольников………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Исследование по выявлению уровня культуры поведения у
дошкольников………………………………………………………………15
2.1 Итоги констатирующего этапа работы………………………...15
2.2 Реализация системы мероприятий, направленной на повышение
уровня воспитания культуры поведения дошкольников……………….18
2.3 Итоги заключительного этапа работы………………………...21
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………................25
Приложение…………………………………………………………27
2
Введение
Выбранная мн
ою тема не случайна, считаю ее наиб
олее актуальн
ой на
сег
одняшний день.
Прежде всег
о ребенку с малых лет нужн
о привить этикет.
Этикет
выражает с
одержание тех или иных принцип
ов нравственн
ости, в шир
ок
ом
смысле сл
ова.
Культурн
о в
оспитанный чел
овек ник
огда не сделает ничег
о так
ог
о, чт
о
м
огл
о
обидеть, задеть, унизить друг
ог
о, не сл
омает ветку, не пр
ойдет мим
о
чуж
ой беды.
Как бы разн
ост
ор
онне мы не будем развивать наших детей, если мы не
научим их культуре
общения, уважению, умению вести себя среди людей,
они
не
см
огут
жить
в
обществе,
а
у
общества,
в
к
от
ор
о м
отсутствует
нравственная
культура,
нет
будущег
о.
Т
о,
чт
о
несут
нашим
детям
телевидение
окружающая среда, семья сейчас как ник
огда,
требует
от нас,
педаг
ог
ов, всег
о
общества пересм
отра ф
орм и мет
од
ов раб
оты. И начать, я
считаю, нужн
о с нашей культуры и прежде всег
о с себя, а дети научатся у
нас.
Ученным м
ожешь ты не быть - культурным пр
ост
о быть
обязан.
Св
ою раб
оту п
о в
оспитанию культуры п
оведения д
ошк
ольник
ов начала
с углубленн
ог
о изучения те
ории п
о эт
ой теме. Схематичн
о
я
оф
ормила ее
с
одержание: чт
о
лежит
в
осн
ове культуры, чт
о
она предп
олагает, на чт
о
ориентир
ована.
Выявив
осн
овные
пр
облемы
в
в
оспитании
культуры
п
оведения д
ошк
ольник
ов:
трудн
ости в п
онимании и выражении эм
оций;
в культуре
общения с
о сверстниками и взр
ослыми;
в культуре речи;
культуры за ст
ол
ом;
примитивные знания правил этикета для дев
очек и мальчик
ов.
3
Исследуемая пр
облема
нашла
отражение в фундаментальных раб
отах
А.М. Архангельск
ог
о, Н.М. Б
олдырева, Н.К. Крупск
ой, А.С. Макаренк
о, С.Г.
Як
обс
он, Л.И. Б
ож
ович, А.М. Вин
оград
ов
ой, С.Н. Карп
ов
ой и др. В их
раб
отах раскрывается сущн
ость
осн
овных п
онятий м
оральн
ог
о в
оспитания,
определяются мет
оды и приемы нравственн
ог
о в
оспитания д
ошк
ольник
ов.
Несм
отря
на
разн
ост
ор
онн
о с т ь
и
обширн
ость
исслед
ований
п
о
пр
облеме нравственн
ог
о в
оспитания, нед
остат
очн
о разраб
отаны псих
ол
ог
о-
ᴨедаг
огические
осн
овы нравственн
ог
о в
оспитания д
ошк
ольник
ов в групᴨе
детск
ог
о сада, в
обществе сверстник
ов. В наст
оящее время м
ожн
о выявить
пр
отив
оречие
между
объективн
ой
п
отребн
о стью
общества
в
в
оспитании
нравственн
ой личн
ости, с
одн
ой ст
ор
оны, и нед
остат
очн
ой разраб
отанн
остью
пр
оцесса культурн
ог
о в
оспитания д
ошк
ольник
ов, с друг
ой ст
ор
оны.
Объект
исследования
-
формирование
культурного
поведения
у
дошкольников.
Предмет
исследования:
средства
формирования
культурного
поведения у дошкольников.
Цель:
Развитие
и
перспективы
нравственного
во спит ания
дошкольников.
В
соответствии
с
проблемой,
целью,
объектом
и
предметом
исследования поставлены следующие задачи:
1.
Выявить
сущность
и
цели
воспитания
культурного
поведения
дошкольников.
2.
Раскрыть
методику
воспитания
культурного
поведения
дошкольников в детском саду
3.
Составления
перспективного
плана
по
работе
с
детьми
и
с
родителями.
4. Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной свободной
деятельности.
Гипотеза
исследования:
Привитие
в
детстве
культурных
навыков
приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
4
Результативность
процесса
формирования
культуры
поведения
у
дошкольников достигается комплексным использованием средств искусства.
Методологическую
основу
исследования
составили
положения
о
нравственности и нравственном воспитании личности, раскрытые в работах
Н.В. Архангельского, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
С.Г. Якобсон, А.М. Виноградовой и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, включенное
наблюдение, эксᴨеримент, методы обработки данных.
Анкетирования родителей.
Диагностика навыков культурного поведения у детей.
Эксперимент проводился на базе ДОУ №15 в средней группе. В
эксперименте принимали участие 20 человек детей и их родителей.
Структура
исследования:
работа
состоит
из
введения,
двух
глав,
заключения, списка литературы.
ГЛАВА
1.
Теоретический
аспект
нравственного
воспитания
в
научно - педагогической литературе.
5
1.1. Воспитание культуры поведение у дошкольников
Для того чтобы сформировать у детей навыки культуры поведения
надо с первых дней жизни воспитывать разнообразные положительные
навыки, с
помощью
режима.
Режимные
процессы представляют
благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Они
повторяются многократно и влияют на формирование у него чувства
времени, активности, самостоятельности в поведении [6].
Взрослый показывает своё требование в виде несложных, конкретных и
понятных правил. Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок
приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастают в
привычки. По мере закрепления навыков «сфера самостоятельности» детей
постепенно
расширяется.
В
дошкольном
возрасте
начинают
формироваться
нравственные
чувства, имеющие важное значение для
развития детских взаимоотношений. Развитие чувств у ребёнка зависит во
многом от средств и методов воспитания, от условий в которых они живут.
При
целенаправленном
воспитании
чувства
ребёнка
гораздо
богаче,
разнообразнее
и
проявляются
раньше,
чем
у
детей,
не
получивших
правильного воспитания.
Чтобы лучше развивались нравственные чувства, взрослые должны
быть добрее и справедливее относиться к детям. Поведение взрослых служит
для них наглядным примером.
Внешний облик воспитателя, его поступки и суждения, вежливость,
спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, к детям –
это важный и действенный пример для подражания. У них возникает желание
быть похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Только
разумное сочетание любви и требовательности даёт желанные результаты: у
них возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во
всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.
6
При воспитании у детей положительных навыков и привычек
надо использовать единство и целостность воспитательного процесса,
т.е.
взаимосвязи
задач,
методов
и
средств
воспитания;
последовательности,
систематичности
в
воспитании;
повторности
упражнений в формировании навыков и привычек [15].
Положительные результаты возможны только в сочетании
требовательности с уважением и доверием к детям. Доверие к
взрослым,
их
постоянная
забота,
поддержка
способствует
положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно, легко
общается
со
сверстниками,
делится
с
взрослыми
своими
радостями
и
огорчениями. Важное условие развития нравственных чувств ребёнка
является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.
Чувства детей надо воспитывать.
Невоспитанность, неразвитость чувств приводит к тому, что вырастает
убогая
личность.
Поступки
детей
всегда
мотивированы,
направлены
на
какую-то цель, а потому связаны с определёнными чувствами − радости или
неудовольствия – бесстрастных поступков нет.
Очень важно, что поведение детей вызывает оценку окружающих – их
одобрение или осуждение.
Одобрение
вызывает
у
ребёнка
чувство
эмоционального
благополучия, радостного переживания, соответствия своего поведения
тем требованиям, которые ему предъявляют.
Осуждение взрослых вызывает у них неприятные переживания.
Ребёнок чувствует себя хорошо только в условиях положительного
общения с взрослыми.
Поступки, совершаемые в определённых ситуациях, закрепляются,
а вместе с ним закрепляются и связанные с этими поступками чувства и
стремления, оценки, образуются привычки и устойчивые способы поведения.
Этот
опыт,
повторяется
и
составляет
важную
основу
нравственного
формирования его личности; здесь создаются склонности, выделяются
7
предпочитаемые
цели
действий, закрепляются
формы поведения,
нравственных
знаний
и
представлений.
Накопление
опыта
нравственных отношений и оценок, создание привычных форм поведения в
живом общении ребёнка с окружающими про исходит всё время, независимо
от руководства этим процессом. Привычки нравственного поведения должны
быть сформированы у ребёнка стоящего на пороге школы [21].
Это
привычка
к
чистоте,
порядку,
к
самостоятельности,
к
самообслуживанию.
Привычка ценить и беречь труд взрослых. Бережно
обращаться с игрушками, своими вещами, общественным имуществом.
Уважать старших, заботиться о них, правильно реагировать на
родительское
слово, быть дисциплинированным, честным, правдивым.
Привычки
культурного
поведения, общения
–
быть вежливым,
доброжелательным,
деликатным,
сдержанным,
предупредительным.
Воспитание
нравственных
привычек
должно
быть
в
единстве
и
последовательности всех требований к поведению детей.
Обеспечить накопления у детей положительного опыта и тем
самым добиться прочного преобладания общественной направленности.
Предупредить
возможность
возникновения
направленности
эгоистической, а это значит, добиться того, чтобы для дошкольников
были эмоционально неприятны представления о поступках, которые наносят
ущерб
окружающим,
чтобы
у
него
не
появилось
стремление
нарушить
интересы других, даже ради его цели. Закрепление форм нравственного
поведения, превращение их в привычку и потребность происходит на основе
положительно
–
эмоционального
отношения
ребёнка
к
совершаемым
действиям и к взрослым, которые их организуют и реагируют.
Мы должны внимательно следить, как воспринимает каждый
воспитанник воспитательные воздействия и влияния. Надо как
можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого
из
детей.
Это
позволяет
выявить
у
каждого
ребёнка
особенность
его
поступков, интересов, отношений
с
окружающими, трудности
в
8
освоении навыков культуры поведения. И в свою очередь служит
основой для оценки развития ребёнка и корректировки дальнейших
процессов воспитания.
Мы пытаемся организовать быт в повседневной
жизни
ребёнка.
Многие
его
элементы
повторяются
изо
дня
в
день,
что
приводит к успешному формированию навыков культуры поведения. Время
от времени надо варьировать обстановку, это придаёт усвоенным навыкам
гибкость, осознанность и совершенствуют систему нравственного поведения
ребёнка.
Залог
успеха
в
воспитании
культуры
поведения
–
это
хорошо
налаженные организованно – педагогические усилия, культура оформления
помещений,
освещение
педагогического
процесса
пособиями
и
оборудованием [2].
В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребёнка
навыки культуры поведения, доброжелательность, привычка находить
интересную,
увлекающую
его
деятельность,
собранность
и
организованность
постепенно
становятся
неотъемлемым
свойством
личности.
Для того чтобы лучше привить правила поведения
используют
разнообразные
методы
и
приёмы.
Педагоги
формируют
культурное
поведение
постоянно,
используя
занятия,
игры,
беседы,
режимные моменты.
Надо
учитывать,
как
отражаются
на
поведении
детей
впечатления,
которые
они
получили,
наблюдая
жизненные
различные
ситуации,
какое
отношение детей к поступкам товарищей и взрослых. Для этого используют
индивидуальные и групповые беседы, дидактические игры, они дополняют
друг
друга
и
тем
самым
формируют
нравственный
мир
дошкольника.
Совместная образовательная деятельность по культуре поведения,
беседы
должны
содержать правила
этикета
и
интересные
практические упражнения в культурном общении. Это способствует
воздействию на внутренний мир ребёнка. Чтобы совместная образовательная
деятельность была более интересной, используют
устное
народное
творчество.
9
В сказках высмеиваются и осуждаются человеческие пороки,
восхваляется доброта, честность, верность, любовь
к
ближним.
На
народных сказках, прибаутках, пословицах, поговорках выросло ни одно
поколение.
Надо
вводить
в
обучение
правилам
поведения
детское
творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы [24].
Для усиления эмоциональных чувств в совместной образовательной
деятельности
используют
литературные,
музыкальные,
живописные
произведения,
репродукции,
слайды,
диафильмы,
видеофильмы.
Главное в совместной образовательной деятельности по культуре
поведения – дать детям возможность понимать других людей, уметь
высказываться, оценив своё поведение и поведение окружающих,
задавать вопросы и отвечать, при обсуждении различных ситуаций.
1.2.
Значение
игры
в
воспитании
культурного
поведения
дошкольников
Большое значение придаётся игре, она занимает важное место в жизни
дошкольников. В игре усваиваются понятия, приобретаются навыки, дети
10
раскрепощаются, снимают состояние неловкости, неуверенности в себе.
Игра открывает перед воспитателем большие возможности в
формировании
культуры
поведения.
Ребёнок
подражает
действиям
героя,
отношениям к людям, вещам, его чувствам, переживаниям. Воспитательное
значение игр усиливается потому, что у них общие переживания,
интересы. Игры – это средство воспитания, показатель глубины
чувств, представлений детей. В воспитательных целях используют
дидактические игры. Они воспитывают добрые чувства [7].
Дидактическая
игра
используется
педагогами, как
средство
воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений,
закреплению
и
применению
знаний
полученных
на
занятиях
и
в
непосредственном
опыте
детей.
Игра
делает
процесс
обучения
лёгким,
занимательным.
Она
является
одним
из
приёмов
во с п и т а н и я
целеустремлённости, самостоятельности, сдержанности и ориентировки в
условиях создаваемых игрой. В ней воспитываются навыки поведения в
коллективе, закрепляется дружба. Воспитательная ценность дидактических
игр заключается в том, что она подвластна педагогу, создаётся им, входит в
фонд педагогических средств, постепенно усваивается детьми, и становится
содержанием их самостоятельной деятельности. Она проходит как игра
–
занятие.
Воспитательное
влияние
игры
определяется
направленностью содержания. Их воспитательное значение сводится к
формированию взаимоотношений детей, умение вместе играть, помогать друг
другу и радоваться успеху товарища, в развитии самостоятельности. Игра
содействует обучению. Но она не осуществляет систематического
обучения. Как самостоятельная игровая деятельность она осуществляется
тогда,
когда
дети
проявляют
интерес
к
игре,
её
правилам
и
действиям.
Воспитатель заботится об усложнении игр. Если у детей угасает интерес к
игре,
воспитатель
вместе
с
детьми
придумывает
новые,
более
сложные
правила. В играх, помимо формирования самостоятельности, активности,
устанавливается атмосфера доверия [3].
11
Самостоятельно дети могут играть в
дидактические
игры
на
занятиях и вне их. Широкий простор для воспитания самостоятельности в
игре представляется детям в отведённые часы, здесь они самостоятельны в
выполнении правил и действий, в выборе игры, партнёра, в создании новых
игровых вариантов, в выборе водящего. Многие дидактические игры
формируют
культурно
–
гигиенические
навыки.
В
ней
дети
выражают
социальные чувства, стремления сделать всё сообща. Игра укрепляет
коллективные эмоции, переживания. Чтобы успешно воспитывать детей,
надо хорошо знать их индивидуальные особенности. В играх проявляются
черты характера, как положительные, так и отрицательные.
Игра,
используемая
для
обучения
должна
содержать
обучающую,
дидактическую
задачу.
Играя,
дети
решают
эту
задачу
в
занимательной
форме,
которая
достигается
определёнными
игровыми
действиями.
Определяя задачу, мы должны учитывать какие знания, представления
детей будут усваиваться, закрепляться, какие умственные операции
должны развиваться, какие качества личности можно сформировать с
помощью данной игры. Замысел игры вызывает интерес детей,
возбуждает их активность. Его лучше преподнести детям в виде
загадок, вопросов.
Это
заинтересовывает, заинтриговывает
детей.
Организовывая действия, поведения
детей
мы
руководствуемся
правилами игры, которые могут
запрещать, разрешать, делать
игру
занимательной, напряжённой. Соблюдение правил в игре требует от
детей усилий воли, умение обращаться со сверстниками, преодолевать
отрицательные
эмоции.
Через
правила
игры
формируются
у
детей
корректность,
доброжелательность,
выдержка,
они
содействуют
воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля со стороны детей и
обеспечивает
самостоятельность, воспитывают
умение
управлять
поведением. Игровые действия организуют деятельность каждого ребёнка
и объединяют коллектив в игре. Игра имеет определённый результат – это
финал игры, делает её законченной [5].
12
Он
выступает,
как
решение
поставленной
задачи
и
даёт
детям
удовлетворение игрой. Результат является одним из показателей развития
детей. Для развития культуры поведения педагог использует разнообразные
виды
дидактических
игр:
игры
с
предметами,
настольно
–
печатные,
словесные.
Дидактическая игра- выполняет роль практической деятельности, где в
результате
применения
знаний,
в
новых
условиях,
закрепляются
и
приобретается необходимая подвижность, что становится достоянием детей.
Игры,
создающие
специальные
условия,
дают
возможность
закрепить
полученные знания на практике.
Усова
А.П.,
отмечая
воспитательное
влияние
игр,
писала:
«Каждая
игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум
работает живо и энергично, действия организованны».
Ушинский
К.Д.
считал
игру
свободной
деятельностью
ребёнка,
вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем
другим. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным.
Дидактиче ские
игры,
игровые
задания
и
приёмы
повышают
восприимчивость
детей,
приносят
разнообразие
в
учебную
деятельность
ребёнка, вносят занимательность [22].
Психолог Запорожец А.В., оценивая роль дидактической игры писал:
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только
формой
усвоения
отдельных
знаний
и
умений,
но
и
способствовала
бы
общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».
Для эффективного формирования культуры поведения я разработала
перспективный план, в который включила серию дидактических игр.
При разработке игр я соблюдала:
принцип развивающего обучения;
принцип научности содержания и методов учебного процесса;
принцип
сознательности,
творческой
активности
и
самостоятельности;
13
принцип наглядности и доступности;
принцип коррекционной направленности;
принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
Подборка
игр
соответствует содержанию компонентам культуры
поведения [19].
Дидактические игры
развивающие культуру
поведения
Культура деятельности Культура
общения Культурно-гигиенические
навыки
Дид. настольная игра
«Этикет»
Цель: закрепление правил
использования столовых
приборов.
Д/И «Предметы на
праздничном столе».
Цель: совершенствовать
14
навыки поведения за
столом, владения
столовыми предметами.
Д/И «Поищем и найдём
волшебные слова»
Дидактические задачи:
Обратить внимание детей на
то, что многие слова
являются «волшебными»,
помогают человеку.
Д/И «Поиск добрых слов»
Д/И «Чистоплотные дети»
Задачи игры: проверить
знания
детей о предметах гигиены и
их назначении.
Д/И «Перемешанные
15
картинки»
Задачи игры: Закрепить и
проверить культурно-
гигиенические навыки.
Изготовление подарков к 8
марта
Д/И «Какой букет цветов
ты хотел (а) бы подарить
маме (бабушке, сестре,
товарищу, воспитателю)?»
Д/И «Да – Нет»
Цель: закрепление правил
культурного поведения.
Дид. настольная игра
«Что такое хорошо, что
такое плохо»
Цель: развивать умение
16
оценивать поступки детей,
воспитывать желание
поступать хорошо.
Д/И «Волшебники»
Цель: продолжать
воспитывать дружелюбное
отношение друг к другу,
умение проявлять внимание
и заботу.
Дид. настольная игра
«Этикет»
Цель: закрепление правил
использования столовых
приборов.
Д/И «Что надеть в гости»
Цель: приучать детей следить
за своим внешним видом;
17
помочь понять, что
воспитанный человек
стремиться понравиться
окружающим и всегда
выглядет опрятным.
Д/И «Каждой вещи – свое
место».
Цель: Научить детей
бережному отношению к
вещам, соблюдение
порядка при их
использовании.
Д/И «Кому что нужно для
работы»
Д/И «Не обзывайся»
Д/И «Не поделили
игрушку»
18
Цель: научить детей
благополучно выходить из
конфликтных ситуаций.
Д/И «Накроем стол для
кукол».
Цель. Учить детей
сервировать
стол, называть предметы.
Знакомить с правилами
этикета
(встреча гостей, прием
подарков, приглашение к
столу,
поведение за столом).
Воспитывать гуманные
чувства
19
и дружеские
взаимоотношения.
Д/И «Юные
автомобилисты»
(правила картинки)
Д/И «Трудимся с
любовью»
Цель: вызвать
у детей желание
выполнять посильную
работу; подвести к
пониманию к осознанию,
что труд может принести
радость, удовольствие.
Игра – драматизация «Что
такое хорошо, что такое
плохо» ( по В.
20
Маяковскому)
Цель: закрепить
представления детей о
хорошем и плохом
поступке, поведении,
умение правильно
оценивать себя и других.
Игра – драматизация
рассказа «Три товарища»
(по В.Осеевой)
Дидактические игры
развивающие культуру
поведения
Культура деятельности Культура
общения Культурно-гигиенические
навыки
Дид. настольная игра
21
«Этикет»
Цель: закрепление правил
использования столовых
приборов.
Д/И «Предметы на
праздничном столе».
Цель: совершенствовать
навыки поведения за
столом, владения
столовыми предметами.
Д/И «Поищем и найдём
волшебные слова»
Дидактические задачи:
Обратить внимание детей на
то, что многие слова
являются «волшебными»,
помогают человеку.
22
Д/И «Поиск добрых слов»
Д/И «Чистоплотные дети»
Задачи игры: проверить
знания
детей о предметах гигиены и
их назначении.
Д/И «Перемешанные
картинки»
Задачи игры: Закрепить и
проверить культурно-
гигиенические навыки.
Изготовление подарков к 8
марта
Д/И «Какой букет цветов
ты хотел (а) бы подарить
маме (бабушке, сестре,
товарищу, воспитателю)?»
23
Д/И «Да – Нет»
Цель: закрепление правил
культурного поведения.
Дид. настольная игра
«Что такое хорошо, что
такое плохо»
Цель: развивать умение
оценивать поступки детей,
воспитывать желание
поступать хорошо.
Д/И «Волшебники»
Цель: продолжать
воспитывать дружелюбное
отношение друг к другу,
умение проявлять внимание
и заботу.
24
Дид. настольная игра
«Этикет»
Цель: закрепление правил
использования столовых
приборов.
Д/И «Что надеть в гости»
Цель: приучать детей следить
за своим внешним видом;
помочь понять, что
воспитанный человек
стремиться понравиться
окружающим и всегда
выглядет опрятным.
Д/И «Каждой вещи – свое
место».
Цель: Научить детей
бережному отношению к
25
вещам, соблюдение
порядка при их
использовании.
Д/И «Кому что нужно для
работы»
Д/И «Не обзывайся»
Д/И «Не поделили
игрушку»
Цель: научить детей
благополучно выходить из
конфликтных ситуаций.
Д/И «Накроем стол для
кукол».
Цель. Учить детей
сервировать
стол, называть предметы.
26
Знакомить с правилами
этикета
(встреча гостей, прием
подарков, приглашение к
столу,
поведение за столом).
Воспитывать гуманные
чувства
и дружеские
взаимоотношения.
Д/И «Юные
автомобилисты»
(правила картинки)
Д/И «Трудимся с
любовью»
Цель: вызвать
у детей желание
27
выполнять посильную
работу; подвести к
пониманию к осознанию,
что труд может принести
радость, удовольствие.
Игра – драматизация «Что
такое хорошо, что такое
плохо» ( по В.
Маяковскому)
Цель: закрепить
представления детей о
хорошем и плохом
поступке, поведении,
умение правильно
оценивать себя и других.
Игра – драматизация
рассказа «Три товарища»
28
(по В.Осеевой)
ГЛАВА 2. Исследование по выявлению уровня культуры поведения
у дошкольников
2.1. Итоги констатирующего этапа.
Эксперимент
проводился
на
базе
ДОУ
№15
в
средней
группе.
В
эксперименте принимали участие 20 человек детей и их родителей.
Краткая характеристика коллектива детей.
Четырехлетние
дети
группы
активны,
любознательны,
отличают
«хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно
делиться,
надо
уступать
и
помогать
слабым.
Однако
в
реальной
жизни
29
поступки в основном далеки от этих правил. Нередко совместные игры и
занятия детей заканчиваются ссорами и конфликтами, недовольством тем, как
действует сверстник. Дети не очень бережно относятся к игрушкам, вещам.
Не всегда убирают их на свое место. Это просто, элементарно. Но привыкнув
к этому, дети этим самым показали свое неумение доводить до конца начатое
ими дело.
Наш
эксперимент
начался
с
проведения
анкетирования
родителей.
Родителям было предложено ответить на 7 вопросов:
1.
Замечаете
ли
вы
у
своего
ребенка
проявления
сочувствия
к
ближнему?
2. Умеет ли ваш ребенок оценивать свои поступки?
3. Здороваются и прощаются ли ваши дети в детском саду?
4. Умеет ли ваш ребенок слушать взрослых?
5.
Умеет
ли
ваш
ребенок
цивилизованным
способом
разрешать
конфликт?
6. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным?
7. Умеет ли ваш ребенок бережно относиться к вещам?
Таблица 1. После обработки анкет получены следующие результаты:
№
вопроса
Положительно ответило
Отрицательно ответило
1
30%
70%
2
40%
60%
3
60%
40%
4
50%
50%
5
30%
70%
6
50%
50%
7
45%
55%
Далее была проведена диагностика навыков культурного поведения у
детей.
Диагностика проводилась по следующим параметрам:
1.Проявление уважения к близким.
2. Умение совершать добрые поступки.
30
3. Умение играть в коллективе сверстников.
4. Умение общаться и трудиться в коллективе.
5. Бережное отношение к вещам.
6.Бережное отношение к животным.
7. Умение оценивать поступки свои и других.
После обработки диагностики получены следующие результаты (табл.1,
рис.2):
Таблица 1. Результаты
высоки
й
средни
й
низки
й
30%
40%
30%
Рис.
1.
Диаграмма
уровня
сформированности
навыков
культурного
поведения на констатирующем этапе.
Исходя
из
результатов
первого
этапа
работы
видно,
что
уровень
культуры
поведения
у
детей
группы
недостаточно
высок.
Поэтому
необходимо
внедрить
в
практику
работы
систему
мероприятий,
направленную на повышение уровня культуры поведения.
Для
получения
наиболее
достоверных
результатов
было
решено
провести педагогическое наблюдение за детьми.
31
Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной свободной
деятельности.
Объект: самостоятельная деятельность детей.
Цель: выявить уровень воспитания культуры поведения детей.
Время:2015 г.
Продолжительность:30 минут
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
- умеют выслушивать друг друга - 30 %
- бережно относятся к вещам - 20 %
- называют друг друга по имени - 60 %
- имеют представления о дружбе - 30 %
2.2.
Реализация
системы
мер
оприятий,
направленн
о й
н а
п
овышение ур
овня в
оспитания культуры п
оведения д
ошк
ольник
ов.
Наша практическая
раб
ота началась
с
с
оставления
перспективн
ог
о
плана п
о раб
оте с детьми и с р
одителями (см. прил
ожение №3)
С детьми были пр
оведены следующие игры: «Ожившие игрушки»,
«Жизнь в лесу», к
от
орые направлены на привлечения внимания к партнеру,
ег
о внешн
ости, настр
оению, действиям, п
оступкам.
Очень интересн
о и увлекательн
о пр
ох
одила беседа на тему «Умнее т
от,
кт
о уступает». Дети рассказывали
о дружбе, как правильн
о над
о вести себя в
разных ситуациях. Для т
ог
о, чт
обы не сс
ориться с лучшим друг
ом над
о ему
уступать, а
он уступит в следующий раз.
Также с детьми были пр
оведены ряд ур
ок
ов вежлив
ости. В
о время
ур
ок
ов дети научились уп
отреблять в речи «в
олшебные сл
ова» в различных
ситуациях.
Играя в игру «
ожившие картинки» дети научились анализир
овать св
ои
п
оступки и п
оступки т
оварищей, перен
осить правила п
оведения из игр
овых
ситуаций в жизнь.
32
Нев
озм
ожн
о закрепить навыки культуры п
оведения без исп
ольз
ования
занятий, п
оэт
ому с ребятами были пр
оведены занятия, на к
от
орых дети
научились
быть
вежливыми,
внимательными
друг
к
другу,
обращаться
с
пр
осьб
ой. Вести себя в
общественных местах. В
о время занятий «Чем м
ожн
о
п
орад
овать маму?», «У нас в г
остях бабушка» - дети научились любить
близких, пр
оявлять
о них заб
оту. На занятии «Устр
оим кукле к
омнату» дети
усв
оили
бережн
о
е
отн
ошение
к
игрушкам,
занятие
«Не
забывай
о
т
оварищах»
сф
ормир
овал
о
у
детей
д
обр
ожелательные
взаим
о
отн
ошения,
ответственн
ость за п
орученн
ое дел
о, с
оглас
ованн
ость действий, ребята стали
п
онимать значение результат
ов св
оег
о труда для других. На занятии «Мы
дежурим п
о ст
ол
ов
ой» дети научились быть
ответственными, д
ог
овариваться
и действ
овать с
оглас
ованн
о. Такие игры - занятия заканчивались чаепитием, с
целью закрепления сф
ормир
ованных навык
ов и умений.
Т а к ж е
б
ольш
о е
в н и м а н и е
уд е л я л а
ч т е н и ю худ
ожественн
ой
литературы на
нравственную
тему.
Детям
были
пр
очитаны
«В
олшебн
ое
сл
ов
о» В. Осеев
ой, «Чт
о так
ое х
ор
ош
о и чт
о так
ое пл
ох
о» В. Маяк
овск
ог
о,
«П
осидим в тишине» Е. Благинин
ой, на к
от
орых были сф
ормир
ованы такие
качества, как честн
о сть,
отзывчив
ость, д
обр
ота
и
навыки
общения между
детьми. Ребята усв
оили, чт
о - х
ор
ош
о, а чт
о - пл
ох
о. Чт
обы расстаться с
дурными
привычками
в
св
оей
раб
оте
исп
ользую
юм
ористическ
ое
худ
ожественн
ое
с л
ов
о
и
разыгрывание
сцен
ок.
При
в
озникн
овении
пр
облемных
ситуаций
исп
ольз
овала
стр
оки
из
стих
отв
орения
«Жадина»,
«Дев
очка чумазая», «Дев
очка-ревушка».
А в
от такие стр
оки читала, приглашая расшалившихся детей к
обеду:
Утка-утенка, к
ошка-к
отенка,
Мышка-мыш
онка з
овут на
обед.
Утки п
оели, мышки п
оели,
А вы? Еще нет?
Разыгрывание ир
онических сцен
ок «Ушки-неслушки», «К
отик Васька
жадный»,-п
ом
огают
детям
ос
ознать, чт
о капризы и жадн
ость мешают им
33
самим,
узнают
себя
и
пытаются
справиться
с
о
с в
оими
вредными
привычками.
Х
ор
ошую п
ог
оду выезжали на экскурсии п
о г
ор
оду. Дети
очень любят
такие
экскурсии,
в
о
время
к
от
орых
увидели
мн
ог
о
интересн
ог
о,
как
общаются люди на улицах г
ор
ода друг с друг
ом. А так же сами применяли
правил
о культуры п
оведения: мальчики уступали мест
о в авт
обусе младшим
и дев
очкам, пр
опускали их первыми в авт
обус, были с ними вежливые.
Параллельн
о раб
оте с детьми пр
ов
одилась и раб
ота с р
одителями. Был
о
пр
оведен
о р
одительск
ое с
обрание на тему: «Давайте жить дружн
о!» Из бесед
выяснила,
чт
о
нек
от
орые
р
одители
определенным
образ
ом
настраивают
детей на те или иные сп
ос
обы взаим
одействия и
общения: - Дай сдачу!
-Обз
ови, скажи так же…
-Машинку ник
ому не давай, а т
о сл
омают и т. д.
Перед
о
м н
ой
встала
сл
ожная
задача
-
убедить
р
одителей
в
не
обх
одим
ости изменить п
одх
оды к решению пр
облем
общения детей. С эт
ой
целью
на
р
одительск
о м
с
обрании
детьми
были
п
оказаны
сценки-
инсценир
овки:
«Зл
о й
в
олк»,
«Упрямый
мальчик»,
«Ушки-неслушки»,
«Бабушка и внучка», «Некуда деться», «Кт
о вин
оват?» Р
одители увидели себя
и св
оих детей с
о ст
ор
оны. Эт
о
оказал
ось
очень эффективным средств
ом
На заседании в педаг
огическ
ой г
остин
ой р
одители делились св
оим
опыт
ом
в
в
опр
осах
в
оспитания
культуры
п
оведения,
также
мн
ою
были
предл
ожены педаг
огические ситуации. П
осле
их
обсуждения, каждый из
р
одителей взял для себя чт
о-т
о п
олезн
ое.
Была
п
одг
от
овлена
тематическая
выставка
п
о
теме:
«В
оспитание
д
обрых чувств у д
ошк
ольник
ов». Были предл
ожены к
онсультации: «Ребен
ок
– зеркал
о нравственн
ой жизни р
одителей», «Я - жадина», «Игра - средств
о
нравственн
ог
о в
оспитания», Памятка для р
одителей «Вежлив
ость ничег
о не
ст
оит, н
о д
ор
ог
о ценится».
В к
онце г
ода
была
организ
ована выставка детских рисунк
ов: «Как я
п
ом
огаю маме».
34
Сп
ортивный праздник «Папа, мама, я – сп
ортивная семья» с участием
р
одителей,
организуют
детей.
Они
стали
б
олее
сам
ост
оятельные,
без
вмешательства взр
осл
ог
о ин
огда разрешают к
онфликты среди сверстник
ов.
2.3. Ит
оги заключительн
ог
о этапа раб
оты.
П
осле
пр
оведения
раб
оты
п
о
в
оспитанию
культуры
п
оведения
у
д
ошк
ольник
ов
пр
оведен
о
п
овт
орн
о
е
обслед
ование
детей
п
о
тем
же
параметрам диагн
остики, чт
о и на к
онстатирующем этапе (табл.2, рис.2).
Обраб
отав диагн
остику, были п
олучены следующие результаты (см.
прил
ожение № 2)
Таблица 2. Результаты
Высоки
й
Средни
й
Низки
й
45%
55%
0%
35
Рис.
2.
Диаграмма
ур
овня
сф
ормир
ованн
ости
навык
ов
культурн
ог
о
п
оведения на заключительн
ом этапе
П
осле пр
оведенн
ой системы мер
оприятий был
о пр
оведен
о п
овт
орн
ое
анкетир
ование р
одителей п
о тем же в
опр
осам. В анкетир
овании принимали
участие 20 р
одителей (табл.3).
Таблица 3. П
олучили следующие результаты:
№
вопроса
Положительно ответило
Отрицательно ответило
1
45%
55%
2
50%
50%
3
75%
25%
4
60%
40%
5
50%
50%
6
60%
40%
7
70%
30%
Для
п
олучения
результат
ов
был
о
решен
о
п р
овести
п
овт
орн
ое
педаг
огическ
ое наблюдение
Предп
олагаемый результат: наблюдение п
окажет, чт
о дети умеют:
- выслушать друг друга - 60%
- бережн
о
отн
оситься к вещам - 55%
- называют друг друга п
о имени - 100%
36
- имеют представление
о дружбе - 55%
Мет
одические рек
омендации для педаг
ог
ов.
1.
В
раб
оте
с
детьми
не
обх
одим
о
учитывать
индивидуальные
и
псих
ол
огические
ос
обенн
ости детей.
2.
В
оспитателю
не
обх
одим
о
организ
овать
тесн
ое
с
отрудничеств
о
с
р
одителями.
3. В
оспитатель д
олжен являться для детей
объект
ом для п
одражания.
4. Не
обх
одим
о исп
ольз
овать разн
о
образные мет
оды и приемы раб
оты с
детьми
5.
В
оспитание
культуры
п
оведения
у
детей
будет
пр
ох
одить
б
олее
успешн
о при исп
ольз
овании разн
о
образных ф
орм.
6. Уделять внимание в
оспитанию культуры п
оведения у детей при
пр
оведении любых режимных м
омент
ов.
Заключение
Таким
образ
ом, в
оспитание культуры п
оведения у детей д
ошк
ольн
ог
о
в
озраста
имеет
огр
омн
ое
значение
для
всест
ор
оннег
о
и
гарм
оничн
ог
о
развития личн
ости ребенка.
Сф
ормир
ованные у детей сдержанн
ость, умение жить в к
оллективе,
считаться с интересами т
оварищей, не причинять неуд
обства
окружающим,
п
оступать х
ор
ош
о не ради п
охвалы, а п
от
ому, чт
о иначе быть не м
ожет -
одн
о
из усл
овий в закладке нравственн
ог
о фундамента культурн
ог
о п
оведения.
Эти качества п
отребуются не т
ольк
о в детск
ом саду, не т
ольк
о в шк
оле
для успешн
ог
о
обучения, н
о и в жизни: на пр
оизв
одстве,
в
общественн
ой
деятельн
ости и в семье.
37
Важнейшей
задачей
раб
оты
педаг
ог
ов
считаю
с
оздание
в
группе
детск
ог
о
сада
благ
оприятных
усл
овий
для
развития
у
детей
гуманн
ог
о
отн
о ш е н и я
к
о к ружа юще му
миру,
а к т и в н
о м у
п р
оявлению
д
обр
ожелательн
о с т и ,
отзывчив
ости,
с
очувствия,
ф
ормир
ования
навык
ов
п
ол
ожительных взаим
о
отн
ошений с
о сверстниками.
Предп
олагаемый результат: наблюдение п
окажет, чт
о дети умеют:
- выслушать друг друга - 60%
- бережн
о
отн
оситься к вещам - 55%
- называют друг друга п
о имени - 100%
- имеют представление
о дружбе - 55%
В результате пр
оведенн
ой раб
оты, дети д
остигли х
ор
оших результат
ов.
Мн
огие научились к
онтр
олир
овать св
ои п
оступки и п
оступки других детей.
Приятн
о и рад
остн
о был
о замечать, чт
о дети стали
оказывать п
ом
ощь няне,
св
оему т
оварищу (развязать шарф п
осле пр
огулки). Я видела, чт
о дети в
о
время разг
ов
ора см
отрят в лиц
о с
обеседнику, в
о время игр без крика и сс
ор
м
огут
д
ог
ов
ориться
друг
с
друг
ом,
вели
себя
сдержаннее.
Чаще
стали
п
ольз
оваться «в
олшебными сл
овами». Интереснее и с
одержательнее стали
игры детей. Дети сами стали замечать, как «выр
осли» в глазах друг друга. Им
нравится быть х
ор
ошими. Эт
о заметили и их р
одители.
Привитие в детстве культурных навыков приносят человеку огромную
пользу в течении всей его последующей жизни.
Сравнив итоги на констатирующем и заключительном этапах, видно
насколько
возрос
уровень
воспитания
культуры
поведения
у
детей
и
родителей.
Ребята
стали
общительными,
тактичными,
доброжелательными,
приветливыми. Научились правильно вести себя на занятиях, праздниках,
общественных местах.
Ребята называют друг друга только по имени, не обзываются, не грубят.
Так
же
повысился
уровень
знаний
родителей
по
вопросам
нравственного воспитания.
38
Таким
образом,
подобранная
нами
система
мероприятий
оказалась
эффективной – эксперимент удался, а следовательно гипотеза подтвердилась
полностью.
Список литературы
1.
Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для
студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина
и др. – М.: Просвещение, 2002.
2.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. –
243с.
3.
Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире //
Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
4.
Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное
воспитание. 2003. №11. С.61-65
5.
Курочкина
И.В.
Современный
этикет
и
воспитание
культуры
поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224с.
39
6.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Мозаика-Синтез, 2005.– 208 с.
7.
Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей
дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон,
Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
8.
Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М.,
2008.
9.
Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
10.
Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной
безопасности. М. 2007.
11.
Тупицина А.А. Детская агрессивность. Причины. Роль игровых
методов и приемов в снижении эмоционального напряжения, профилактики и
коррекции
агрессивного
поведения
//
Актуальные
проблемы
реализации
комплексного проекта модернизации образования : материалы Всерос. науч.-
практ. конф., Томск, 28-29 нояб. 2008 г. : [в 4 т.]. - Томск : ТОИПКРО, 2009. -
С. 204-210.
12.
Фадина Г.В. Профилактика дезадаптации детей в условиях ДОУ //
Актуальные проблемы воспитания и развития ребенка в системе "ДОУ -
семья - школа" : сб. науч. ст. / Балашов. ин-т (фил.), ГОУ ВПО "Саратов. гос.
ун-т им. Н. Г. Чернышевского" ; под ред. И.Г. Андреевой, Е.А. Лобановой. -
Балашов : Николаев, 2008. - С .66 – 68.
13.
Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет.
М. 2007
14.
Детство:
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. :
ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 231 с.
15.
Истоки:
Примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с
40
41
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Итоги диагностики навыков культуры поведения на констатирующем этапе
Имя ребенка
Проявляет
уважение к
близким
Умение
совершат
ь
добрые
поступки
Умение
и г р а т ь
в
коллективе
сверстников
Умение
общаться
и
трудиться
в
коллективе
Бережное
отношение
к вещам
Бережное
отношение
к
животным
Умение
оценива
ть
свои
поступк
и
и
поступк
и других
детей
Общий
уровень
1. Катя А
С
Н
Н
Н
С
Н
С
Н
2. Антон А.
С
С
С
С
С
С
С
С
3. Юра Б.
В
В
В
В
С
С
С
В
4. Гриша Б.
С
С
С
С
Н
Н
С
С
5. Полина Г.
В
В
С
С
В
В
В
В
6. Наташа В.
В
В
С
В
С
С
В
В
7. Саша З.
В
В
С
С
С
В
С
В
8. Аня З.
В
В
С
С
С
В
С
В
9. Ваня И.
С
Н
Н
Н
Н
С
С
Н
10. Таня К.
С
С
С
С
С
С
С
С
11. Ксения К.
В
В
В
В
В
В
С
В
12. Никита К.
С
С
Н
Н
Н
С
С
С
13. Полина П.
С
С
С
С
С
С
С
С
14. Лиза Л.
Н
С
Н
Н
Н
Н
С
Н
2
15. Кристина М.
С
С
С
С
С
С
С
С
16. Владик М.
С
С
С
С
С
С
С
С
17. Оля Р.
С
Н
Н
Н
Н
С
С
Н
18. Максим М.
С
С
Н
С
С
С
С
С
19. Илья С.
Н
Н
Н
Н
С
С
С
Н
20. Алеша Ф.
Н
Н
Н
Н
С
С
С
Н
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Итоги диагностики навыков культуры поведения на заключительном этапе
Имя ребенка
Проявляет
уважение
к
близким
Умение
совершать
добрые
поступки
Умение
и г р а т ь
в
коллективе
сверстников
Умение
общаться
и
трудиться
в
Бережное
отношени
е к вещам
Бережное
отношение
к животным
Умение
оценивать
свои
поступки
и
поступки
Общий
уровень
3
коллективе
других
детей
1. Катя А
С
С
С
С
С
С
С
С
2. Антон А.
С
С
В
В
В
В
С
В
3. Юра Б.
В
В
В
В
С
С
В
В
4. Гриша Б.
С
С
С
С
В
В
С
С
5. Полина Г.
В
В
В
В
В
В
В
В
6. Наташа В.
В
В
В
В
В
В
В
В
7. Саша З.
В
В
В
В
В
В
С
В
8. Аня З.
В
В
В
В
В
В
С
В
9. Ваня И.
С
С
С
С
С
С
С
С
10. Таня К.
С
В
С
С
В
В
С
С
11. Ксения К.
В
В
В
В
В
В
В
В
12. Никита К.
С
С
С
С
С
С
С
С
13. Полина П.
В
С
С
С
В
В
С
С
14. Лиза Л.
С
С
С
С
С
С
В
С
15. Кристина М.
В
В
С
С
В
В
В
В
16. Владик М.
В
В
В
В
С
С
В
В
17. Оля Р.
С
С
С
С
С
С
С
С
18. Максим М.
В
С
С
С
С
С
В
С
19. Илья С.
С
С
С
С
С
С
В
С
20. Алеша Ф.
С
С
С
С
С
С
В
С
4
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Перспективный план по работе с детьми.
Октябрь
1. Правило «поделись игрушками с товарищем»
2. Игра «ожившие игрушки»
3. Рассматривание картины «мы играем»
Ноябрь
1. Чтение Благинина «посидим в тишине»
2. с/р игра «семья»
3. Занятие «чем можно порадовать маму» Петерина с. 35
4. Игра «жизнь в лесу»
Декабрь
1. Уроки вежливости»
2. Игра «ожившие игрушки»
3. Рассматривание картины «мы играем»
5
Январь
1. Чтение «волшебное слово» В. Осеева
2. Игра-драматизация «идет кисонька из кухни»
3. Беседа «Умнее тот, кто уступает»
4. Игра «ожившие картинки»
Февраль
1. Урок вежливости «учимся общаться»
2. Чтение «что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского
3. Занятие «устроим кукле комнату» Петерина с. 39
4. Сюжетно-ролевая игра «больница»
Март
1. Урок вежливости «назовем друг друга по имени»
2. Игра-инсценировка «учимся быть вежливыми»
3. Занятие «у нас в гостях бабушка»
Апрель
1. Урок вежливости «волшебные слова»
2. Занятие «мы дежурим по столовой»
3. Сюжетно-ролевая игра «дом»
Май
1. Урок вежливости «жадным быть нехорошо»
2. Беседа «о дружбе»
3. Экскурсия по городу на автобусе
6
7