Напоминание

Образовательный потенциал памятников ландшафтной архитектуры Брянской области


Автор: Городкова Наталия Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Образовательный потенциал памятников ландшафтной архитектуры Брянской области
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПАМЯТНИКОВ ЛАДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Городкова Н.В., преподаватель истории мировой культуры ГОУ СПО Брянский колледж искусств, г. Брянск Изучение памятников ландшафтного искусства Брянской области в учебном курсе «История мировой культуры» предусматривает усвоение эстетических основ создания парковых ансамблей. Изучение исторического аспекта развития ландшафтной архитектуры дает основы понимания существа эстетических стилей в паркостроении, их связи с общественно-экономическим развитием. Наиболее важным аспектом эстетического воспитания является непосредственное натурное ознакомление с объектами ландшафтного искусства. Первоначальное изучение объектов садово-паркового строительства включает в себя знакомство с историей создания усадебных парков, их планировочной структуры, ценности сохранившейся дендрофлоры и других элементов ландшафта. Этап натурных исследований объектов ландшафтной архитектуры выполняется Брянскими учеными с 1970-х гг. В последующие годы с широким привлечением студентов постоянно проводились дополнительные уточняющие обследования, имевшие целью получение более подробной информации об озеленении парков, динамике изменения природно-планировочных и ландшафтно-экологических факторов. Важнейшим и наиболее трудоемким процессом являлись обмерные работы. На их основании были разработаны планировочные и дендрологические схемы, отражающие современное состояние парков, а также предложения по их реконструкции. Это явилось базовой основой для разработки научных рекомендаций по сохранению, воссозданию и современному использованию парковых ансамблей. Глубокое понимание эстетических, экологических принципов должно явиться основой критического и вдумчивого изучения архитектурно-планировочной структуры парковых ансамблей, логики объемного построения, включающей способы размещения открытых и закрытых пространств, их взаимных соотношений, использование в композиции рельефа местности, полян и водоемов, принципов посадки деревьев, кустарников и цветов. Самого внимательного изучения заслуживают сохранившиеся прин - ципы озеленения, способы и принципы организации связи озеленения с архитектурой, с интерьером зданий и парковых сооружений, приемы использования рельефа, водоемов и речек в построении внутри и внепарковых ландшафтов, создания внутренних и внешних видов из парка. На базе изучения эколого-эстетических принципов осуществляется ландшафтный анализ территории, заключающийся в комплексной оценке свойств и признаков ландшафта, выявлении его пространственной структуры, ключевых визуальных и эмоциональных символов. Одной из задач архитектурно-ландшафтной оценки территорий является разграничение участка в зависимости от выбранных критериев аттрактивности (привлекательности) ландшафта, т.е. выделение участков с различной эстетической ценностью. К наиболее ценным фрагментам ландшафтной среды могут быть отнесены участки с контрастным перепадом рельефа (Ляличи, Хотылево и др.), сменой открытых и закрытых пространств (Хутор Любин), изломом береговых полос. Результаты предпроектных исследований составляют схему архитектурно-ландшафтной оценки, куда входят наряду с обозначением композиционных осей, доминант, планировочных узлов и диссонирующие элементы существующей среды парка: участки незавершенных (утраченных) и неупорядоченных панорам прилегающих территорий. Результаты оценки природной ситуации могут быть представлены в виде «слоев» компьютерной базы данных (пофакторные схемы) или переведены в квалиметрическую схему на основе избранной системы численной значимости каждого класса ландшафта. Старинные и современные парки, сады, лесопарки, скверы и другие категории
культурных ландшафтов, являются объектами инженерного обустройства территорий. Весьма характерной чертой русского паркостроения является использование водоемов и различного рода гидроустройств – фонтанов, каскадов, ручьев, прудов, водопадов, озер, плотин, различных гидротехнических сооружений. Исторические и современные парки являются также объектами экореставрации и экореконструкции. В период 2001-07 гг. ученые Брянской области участвовали в подготовке гипертекстового электронного учебного пособия «Экология Брянской области», где нашли свое отражение натурные и историко-культурные исследованиям объектов ландшафтной архитектуры. Раздел «Памятники ландшафтной архитектуры Брянской области», включенный в учебный курс «История мировой культуры», изучаемый студентами БКИ способствует закреплению теоретического материала. Проектирование экореставрационных работ в исторических, и особенно, в мемориальных парках, способно оказывать высокое культурно-эстетическое и образовательное воспитательное воздействие на студентов специально сти «Природоохранное обустройство территорий», активно формировать их экологическое, историко-культурное и патриотическое мировоззрение.


В раздел образования