Образовательный потенциал памятников ландшафтной архитектуры Брянской области
Автор: Городкова Наталия Васильевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства Населённый пункт: Брянск Наименование материала: статья Тема: Образовательный потенциал памятников ландшафтной архитектуры Брянской области Раздел: среднее профессиональное
ПАМЯТНИКОВ ЛАДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Городкова Н.В., преподаватель истории мировой культуры
ГОУ СПО Брянский колледж искусств, г. Брянск
Изучение памятников ландшафтного искусства Брянской области в учебном курсе
«История мировой культуры» предусматривает усвоение эстетических основ создания
парковых
ансамблей.
Изучение
исторического
аспекта
развития
ландшафтной
архитектуры дает основы понимания существа эстетических стилей в паркостроении, их
связи
с
общественно-экономическим
развитием.
Наиболее
важным
аспектом
эстетического воспитания является непосредственное натурное ознакомление с объектами
ландшафтного
искусства.
Первоначальное
изучение
объектов
садово-паркового
строительства включает в себя знакомство с историей создания усадебных
парков, их
планировочной структуры, ценности сохранившейся дендрофлоры и других элементов
ландшафта.
Этап
натурных
исследований
объектов
ландшафтной
архитектуры
выполняется
Брянскими
учеными
с
1970-х
гг.
В
последующие
годы
с
широким
привлечением
студентов
постоянно
проводились
дополнительные
уточняющие
обследования, имевшие целью получение более подробной информации об озеленении
парков,
динамике
изменения
природно-планировочных
и
ландшафтно-экологических
факторов. Важнейшим и наиболее трудоемким процессом являлись обмерные работы. На
их основании были разработаны планировочные и дендрологические схемы, отражающие
современное состояние парков, а также предложения по их реконструкции. Это явилось
базовой основой для разработки научных рекомендаций по сохранению, воссозданию и
современному использованию парковых ансамблей.
Глубокое
понимание
эстетических,
экологических
принципов
должно
явиться
основой
критического и вдумчивого изучения архитектурно-планировочной структуры
парковых ансамблей, логики объемного построения, включающей способы размещения
открытых
и
закрытых
пространств,
их
взаимных
соотношений,
использование
в
композиции
рельефа
местности,
полян
и
водоемов,
принципов
посадки
деревьев,
кустарников и цветов. Самого внимательного изучения заслуживают сохранившиеся прин -
ципы озеленения, способы и принципы организации связи озеленения с архитектурой, с
интерьером зданий и парковых сооружений, приемы использования рельефа, водоемов и
речек в построении внутри и внепарковых ландшафтов, создания внутренних и внешних
видов
из парка. На базе изучения эколого-эстетических принципов осуществляется
ландшафтный
анализ
территории,
заключающийся
в
комплексной
оценке
свойств
и
признаков ландшафта, выявлении его пространственной структуры, ключевых визуальных
и
эмоциональных
символов.
Одной
из
задач
архитектурно-ландшафтной
оценки
территорий
является
разграничение
участка
в
зависимости
от
выбранных
критериев
аттрактивности (привлекательности) ландшафта, т.е. выделение участков с различной
эстетической ценностью. К наиболее ценным фрагментам ландшафтной среды могут быть
отнесены участки с контрастным перепадом рельефа (Ляличи, Хотылево и др.), сменой
открытых и закрытых пространств (Хутор Любин), изломом береговых полос. Результаты
предпроектных исследований составляют схему архитектурно-ландшафтной оценки, куда
входят наряду с обозначением композиционных осей, доминант, планировочных узлов и
диссонирующие
элементы
существующей
среды
парка:
участки
незавершенных
(утраченных) и неупорядоченных панорам прилегающих территорий. Результаты оценки
природной ситуации могут быть представлены в виде «слоев» компьютерной базы данных
(пофакторные схемы) или переведены в квалиметрическую схему на основе избранной
системы численной значимости каждого класса ландшафта.
Старинные и современные парки, сады, лесопарки, скверы и другие категории
культурных ландшафтов, являются объектами
инженерного обустройства территорий.
Весьма характерной чертой русского паркостроения является использование водоемов и
различного рода гидроустройств – фонтанов, каскадов, ручьев, прудов, водопадов, озер,
плотин, различных гидротехнических сооружений. Исторические и современные парки
являются также объектами экореставрации и экореконструкции.
В
период
2001-07
гг.
ученые
Брянской
области
участвовали
в
подготовке
гипертекстового
электронного
учебного
пособия
«Экология
Брянской
области»,
где
нашли
свое
отражение
натурные
и
историко-культурные
исследованиям
объектов
ландшафтной
архитектуры.
Раздел
«Памятники
ландшафтной
архитектуры
Брянской
области»,
включенный
в
учебный
курс
«История
мировой
культуры»,
изучаемый
студентами БКИ способствует закреплению теоретического материала.
Проектирование
экореставрационных
работ
в
исторических,
и
особенно,
в
мемориальных
парках,
способно
оказывать
высокое
культурно-эстетическое
и
образовательное
воспитательное
воздействие
на
студентов
специально сти
«Природоохранное обустройство территорий», активно формировать их экологическое,
историко-культурное и патриотическое мировоззрение.