Напоминание

Мастер-класс"Приобщение детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии"


Автор: Довыденко Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Светлолобовский д/с "Сказка"№7
Населённый пункт: село Светлолобово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс"Приобщение детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер-класс «Приобщение детей к культурному наследию и

традициям государства посредством пластилинографии»
Цель: поделиться с педагогами опытом работы по приобщению детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии. План. 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть. 3. Заключительная часть. Ход мастер-класса
1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас я проведу мастер- класс на тему «Приобщение детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии». Я познакомлю вас с опытом работы по приобщению детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно- бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Винкс, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Халк. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок. Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщении детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии. Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Ведущая педагогическая идея моей деятельности заключается в создании системы занятий по пластилинографии русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к культурному наследию и традициям через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей. Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Используются стихотворения, потешки, загадки. Занятия составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. Решаются практические, воспитательно – образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, умения, навыки, познают мир, расширяют свои возможности. Занятие длится 20 -25 мин. В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных. При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, и стеками. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой детей. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Заключительное занятие в цикле по сказке «Бычок - смоляной бочок»

2.
Педагог: -Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей) -Правильно. Это книжка. Но книжка не простая, а волшебная. Давайте вспомним, кто живет в этой книге? Педагог открывает презентацию сказки: «Бычок-смоляной бочок» - Кто живет в этой книжке? (дедушка, бабушка, внучка Танюшка, бычок-смоляной бочок, Мишка- медведь, лиса, зайчик-побегайчик) – А в какой сказке присутствуют все эти персонажи? – Правильно, в сказке «Бычок-смоляной бочок» Как звали внучку старика и старухи? Какая скотина у людей была в деревне? Куда погнала бычка Танюшка? Каким образом заяц прилепился к бычку? Что посулила лиса бабушке с Танюшкой? Какой самый крупный зверь прилепился к смоляному бочку бычка? Выполнили ли заяц, лиса и медведь свои обещания? Какая жизнь пошла у старика, старухи и Танюшка после появления бычка: лучше или хуже прежней? -Ребята, давайте, слепим героев этой сказки. Прежде чем приступить, давайте вспомним приемылепки:
Сплющивание
. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Оттягивание.
Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание.
Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Соединение
. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Итак, приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картон с готовым рисунком. Из пластилина катаем маленькие шарики нужного цвета, наносим их на картон и растираем, постепенно заполняя всю поверхность рисунка.
4.Физминутка

Игра «Посчитаем пальчики»
Этот пальчик-маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный - кольцо носит, Ни за что его не бросит. Ну а этот - средний, длинный. Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссоряться, Вместе дело спорится. (Шанина С,Гаврилова А. «Играем пальчиками - развиваем речь», с.168)
3.Рефлексия
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания? ________________________________________________________________________


В раздел образования