Мастер-класс"Приобщение детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии"
Автор: Довыденко Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Светлолобовский д/с "Сказка"№7 Населённый пункт: село Светлолобово Наименование материала: методическая разработка Тема: Мастер-класс"Приобщение детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии" Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Приобщение детей к культурному наследию и
традициям государства посредством пластилинографии»
Цель: поделиться с педагогами опытом работы по приобщению детей к
культурному наследию и традициям государства посредством
пластилинографии.
План.
1.
Теоретическая часть.
2.
Практическая часть.
3.
Заключительная часть.
Ход мастер-класса
1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас я проведу мастер- класс на тему
«Приобщение детей к культурному наследию и традициям государства посредством
пластилинографии».
Я познакомлю вас с опытом работы по приобщению детей к культурному наследию и традициям
государства посредством пластилинографии.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде
национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-
бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования,
связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре,
которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного
российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-
новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ
оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями,
личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и
восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Винкс, вымышленных персонажах,
таких как Человек-Паук, Халк. Материальные ценности преобладают над нравственными
ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало
понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям
русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам
по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но
и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с
высокохудожественными произведениями русских народных сказок.
Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных
учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым
разработать систему работы, основанной на приобщении детей к культурному наследию и
традициям государства посредством пластилинографии.
Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является
лепка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в
руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от
владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Нетрадиционная техника использования
пластилина на картоне называется пластилинографией.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой
создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на
горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование
комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,
природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится
модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на
плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются
пластилинографией.
Ведущая педагогическая идея моей деятельности заключается в создании системы занятий по
пластилинографии русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и
театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения
детей к культурному наследию и традициям через комплексное взаимодействие, сотрудничество и
сотворчество детей и взрослых.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной
мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим
образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они
очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей.
Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания
сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с
детьми.
Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Используются
стихотворения, потешки, загадки. Занятия составляются с учётом физиологических,
психологических и познавательных особенностей детей. Решаются практические, воспитательно –
образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к
творчеству. Дети получают знания, умения, навыки, познают мир, расширяют свои возможности.
Занятие длится 20 -25 мин. В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять
несколько занятий.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно
научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее
сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию
более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения
нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух
цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый -
смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько
кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику,
выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием
пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы
поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения
изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно
не только пальцами рук, и стеками.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому
примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный
момент – благоприятный настрой детей. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в
освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания,
труда, игры, отдыха.
Заключительное занятие в цикле по сказке «Бычок - смоляной бочок»
2.
Педагог:
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)
-Правильно. Это книжка. Но книжка не простая, а волшебная. Давайте вспомним, кто живет в этой
книге?
Педагог открывает презентацию сказки: «Бычок-смоляной бочок»
- Кто живет в этой книжке? (дедушка, бабушка, внучка Танюшка, бычок-смоляной бочок, Мишка-
медведь, лиса, зайчик-побегайчик) – А в какой сказке присутствуют все эти персонажи? –
Правильно, в сказке «Бычок-смоляной бочок»
Как звали внучку старика и старухи?
Какая скотина у людей была в деревне?
Куда погнала бычка Танюшка?
Каким образом заяц прилепился к бычку?
Что посулила лиса бабушке с Танюшкой?
Какой самый крупный зверь прилепился к смоляному бочку бычка?
Выполнили ли заяц, лиса и медведь свои обещания?
Какая жизнь пошла у старика, старухи и Танюшка после появления бычка: лучше или хуже
прежней?
-Ребята, давайте, слепим героев этой сказки.
Прежде чем приступить, давайте вспомним приемылепки:
Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно
сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и
формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при
соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить
излишек пластилина.
Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно
соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Итак, приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете
взять картон с готовым рисунком.
Из пластилина катаем маленькие шарики нужного цвета, наносим их на картон и растираем,
постепенно заполняя всю поверхность рисунка.
4.Физминутка
Игра «Посчитаем пальчики»
Этот пальчик-маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот - средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссоряться,
Вместе дело спорится. (Шанина С,Гаврилова А. «Играем пальчиками - развиваем речь», с.168)
3.Рефлексия
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить
полученные сегодня знания?
Спасибо за активное участие в мастер-классе, за чудесные картины.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы
применить полученные сегодня знания?
________________________________________________________________________