Напоминание

Значение дыхание. Строение органов дыхания


Автор: Таскаева Надежда Анатольевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МКОУ Разгонская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пос.ж.д.ст Разгон
Наименование материала: конспект урока по биологии
Тема: Значение дыхание. Строение органов дыхания
Раздел: среднее образование





Назад







Урок в 8 классе на тему: "Значение дыхания. Строение органов

дыхания"

Задачи урока:

Образовательные:
o изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; o раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; o выяснить механизмы голосообразования; 
Развивающие:
o формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); o развитие логического мышления, внимания; o успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки; 
Воспитательные:
o воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; o провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы:
индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах
,
работа с учебником.
Оборудование и материалы:
1.компьютер, 2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5.диск «Биология. Человек»; 6.учебники; 7.тетради, ручки; 8.плакат «Дыхательная система».
Базовые понятия:
Дыхательная система.Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеолы.
Пока дышу, надеюсь.

ХОД УРОКА



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обуч-ся

Время
1 Организационный момент Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Деление класса на две группы. Организация рабочих мест, приветствие. 2 мин 2 Проверка знаний обучающихся
1.Работа по карточкам.
(одна группа) Организуется работа в паре. Выдаются карточки с вопросами. А) Строение сердца. Б) Кровеносные сосуды. В) Большой круг кровообращения. Г) Малый круг кровообращения. Проверяют работы друг друга, выстав ляют оценки 10 мин

2.Тестовые задания.
(вторая группа) (слайд 2) Выдаются карточки с номерами вопросов. В группе назначается уч-ся, кто проверит задания у остальных.
Выберите номера с правильными

суждениями:
А) Доноры – люди, принимающие кровь. Б) Люди IV группы крови – универсальные реципиенты. В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза. Г) Капилляры – крупные сосуды организма. Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу. Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек. Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов. З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны. . Проверяющий озвучивает результаты тестирования в своей группе. 3 Актуализация знаний обучающихся Без пищи животное и человек может прожить около месяца. Без воды они могут прожить 3 дня. А без воздуха никто не может прожить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить? Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (слайды 3, 4). 1 мин 4 Этап изучения нового материала
1.Определение дыхания
(слайд 5)
Дыхание
– совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой.
2.Значение дыхания.
(слайд 6)  обеспечение организма О 2  образование и удаление из организма СО 2  окисление органических соединений с высвобождением энергии  удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ
3.Внешнее, внутреннее дыхание и

транспорт газов кровью.
Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью. (слайд 7)
Внешнее дыхание (легочное) -
газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких. Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения. Определение дыхания дети записывают в тетрадь. Самостоятельно е прочтение слайдов Функции дыхания дети записывают в тетрадь Самостоятельно е прочтение слайдов 15 мин

Внутреннее дыхание (тканевое) –
дыхание, протекающее в клетках. В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее - в клетки. Выделяемый клетками CO 2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью - с водой. Артериальная кровь превращается в венозную.
Транспорт газов кровью
– В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.
4.Органы дыхания.
(слайд 8) Органы дыхания делятся на 2 группы: 1.Лёгкие. 2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
А) Нос
Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)  защитная (очищает и обеззараживает воздух);  согревание воздуха;  увлажнение воздуха;  обонятельная.
Б) Гортань
(слайд 10)
Функции
1. Обеспечивает прохождение воздуха 2. Голосовой аппарат 3. Участвует в акте глотания
Строение гортани
• Хрящи. • Эластичная мембрана, (ее волокна образуют голосовые связки). • Поперечно-полосатые мышцы. • Слизистая оболочка Самостоятельно е чтение слайдов

В) Трахея
(слайды 10-11) Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец. Трахея делится на два главных бронха – левый и правый
Г) Бронхи
(слайды 10- 11) Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.
Д) Лёгкие.
(слайд 12) Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя – более широкая – основание. Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким. Между листками плевры есть узкая замкнутая щель – плевральная полость, содержащая жидкость, которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м. 5 Первичное закрепление материала
1.Составить схему строения лёгких.

2.Ответить на тесты.
Эти два задания выполняются выбранным учеником. (Информация на диске «Биология. Человек) Ответы двух учеников по желанию. 6 Продолжение этапа изучения нового материала
5.Газообмен в лёгких и тканях.
Объяснение материала с использованием диска «Биология. Человек». Прослушивание материала с компьютера 3 мин 7 Первичное закрепление материала
3.Вопрос: «Газы плохо растворяются в

тёплой и солёной воде. Чем же

объяснить, что кислород проникает в

кровь, несмотря на то, что кровь –

тёплая и солёная жидкость?»

4.Проверьте себя
(слайды 15, 16) Работа с учебником Индивидуальная работа 4 мин 8 Домашнее задание Слайд 14 Стр.158-162 р.т. задание № 112,113 письменно Запись д/з в дневник 1 мин 9 Подведение итогов 1.Какую тему рассматривали на уроке? 2.Какие органы относятся к дыхательной системе? 3.Как вы оцениваете свою работу на уроке? Ответы на вопросы учителя 4 мин
4.Выставление оценок.


В раздел образования