Развитие аналитических компетенций студентов на производственной практике в рамках реализации ФГОС СПО
Автор: Кемова Марина Яковлевна Должность: зав. отделением спец. 44.02.01 дошкольное образование (заочная форма обучения) Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж" Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: Статья Тема: Развитие аналитических компетенций студентов на производственной практике в рамках реализации ФГОС СПО Раздел: среднее профессиональное
Развитие аналитических компетенций студентов на производственной практике
в рамках реализации ФГОС СПО
Кемова М.Я., преподаватель
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
г. Нижний Новгород
Реализация
нового
поколения
Федеральных
го сударственных
образовательных
стандартов
позволяет
реализовать
компетентностно-
ориентированную подготовку выпускника.
Важнейшим
звеном
компетентностно-ориентированного
образования
является производственная практика. Особое место в процессе ее организации
занимает овладение аналитическими компетенциями.
В связи с этим возникает необходимость глубокой работы над проблемой
обучения студентов анализу.
Диапазон аналитических умений включает в себя: а) умения наблюдать и
оценивать уровень развития ребенка; б) умения анализировать ситуации; в)
умения
анализировать
и
оценивать
явления;
г)
умения
анализировать
наблюдаемую деятельность и свою с целью ее совершенствования.
Для эффективного формирования этих умений необходимо соблюдение
следующих условий:1)готовность студентов к
анализу: а) знание системы
аналитических умений; б) понимание роли
анализа для саморазвития; 2)
владение
алгоритмом
деятельности;
3)
наличие
критериев
оценки;
5)
устойчивый интерес к профессии, обеспечивающий мотивацию.
Обучение студентов
анализу осуществляется
на основе следующих
принципов:
1)
целостности;
2)
комплексного
подхода;
3)
системности;
4)
последовательности;
5)
активности
и
самостоятельности
в
обучении;
6)
индивидуального подхода; 7) воспитательного воздействия.
Прежде
всего
необходимо
определить
структуру
и
содержание
аналитической деятельности. Ю.А.Конаржевский дает следующее определение
педагогического
анализа:
«Педагогический
анализ
–
умение
педагога,
направленное на изучение состояния педагогического процесса, тенденций его
развития, объективную оценку его результатов с выработкой на этой основе
рекомендаций по улучшению и переводу его в более высокое качественное
состояние»[3, с. 21].
В
аналитической
деятельности
педагога
он
выделяет
5
этапов:
1)
предварительная ориентировка; 2) раскрытие содержания объекта анализа; 3)
структурное описание предмета анализа; 4) определение причин успехов и
неудач; 5)формулировка выводов предложений по совершенствованию.
Соответственно этапам он определяет содержание необходимых умений.
На
первом
этапе
ведущими
становятся
умения,
направленные
на
сбор
информации. На втором этапе умения объединяются в следующие группы: а)
умения изучать личность и деятельность ребенка; б) умения анализировать
свою деятельность; г) умения изучать материальную базу . На третьем этапе
наиболее важными становятся умения устанавливать взаимосвязи: а) влияние
личности
педагога
на
формирование
личности
детей;
б)
связь
между
деятельностью
воспитателя
и
деятельностью
детей.
Эффективность
следующего этапа определяется умениями выявлять причины, обусловившие то
или иное качество педагогического процесса. Осуществление заключительного
этапа
предполагает
сформированность
умения
делать
выводы,
вносить
предложения.
Методика обучения педагогическому анализу определяется следующими
положениями: 1) систематическое привлечение
к
анализу;
2) переход от
одного вида аналитической деятельности к другому; 3) ориентация на усвоение
образцов
анализа;
4)
формирование
аналитических
умений
в
комплексе
с
другими умениями.
На основе изучения
литературы и обобщения опыта
была определена
последовательность формирования аналитических умений студентов.
Вначале осуществляется работа по разъяснению сущности аналитических
умений.
Целью
следующего
этапа
является
организация
наблюдения
как
наиболее доступного метода сбора информации.
Дальнейшее
формирование
умений
связано
с
обучением
способу
выполнения анализа:- демонстрация образца; совместный анализ студента и
педагога. Все предыдущие этапы подводят к более высокому уровню овладения
умениями – к обобщенным способам анализирования.
Таким образом вырабатывается алгоритм анализа любых педагогических
явлений. В результате изменяется качество аналитической деятельности : а) она
характеризуется
поиском
причинно-следственных
связей;
б)
студенты
дают
более объективные оценки увиденному; в) их предложения становятся более
грамотными
и
целесообразными;
г)
вырабатывается
умение
проектировать
педагогическую деятельность на основе анализа; д) формируется творческая
активность студентов.
Педагогический
анализ
–
действенное
средство
воспитания
чувства
ответственности,
исполнительской
дисциплины,
критического
отношения
к
труду.
Выпускник,
вооруженный
техникой
анализа
сможет
правильно
ориентироваться в новых подходах, формах и методах работы с детьми с целью
реализации ФГОС.
Библиографический список
1.Ковардакова
М.А.
Обучение
студентов
педагогическому
анализу.//
Проблемы преподавания дошкольной педагогики в ВУЗе. – Н.Новгород,2008.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. учеб.заведений. М.: Академия,2000.
3.
Конаржевский
Ю.А.
Педагогический
анализ
учебно-воспитательного
процесса. М., Просвещение, 1992.
4.
Зеер
Э.Ф.,
Павлова
А.М.,
Сыманюк
Э.Э.
Модернизация
профессионального
образования:
комплексный
подход:
учеб.
пособие.
М.:
Моск. психол.-соц. ин-т,2005.