Напоминание

Искусство – восприятие красоты мира


Автор: Купчик Татьяна Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МВОУ "ВСОШ №2"
Населённый пункт: город Зеленокумск
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Искусство – восприятие красоты мира
Раздел: среднее образование





Назад





Классный час: Искусство – восприятие красоты

мира».

Составила классный руководитель 11-а класса: Купчик Т.В.

МВОУ «ВСОШ №2 Г.Зеленокумск»
Цель: 
Раскрыть значение искусства в жизни человека ;

Приобщить учащихся к познанию и пониманию великих

музыкальных и художественных творений.
Содержание классного часа: Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним., она – мать искусства и источник чудес. Ф.Гойя
Учитель:
Многие из вас испытывали волшебную силу искусства. Человек с момента своего существования начал рисовать; извлекать звуки из простейших инструментов (дудочка, гусли, балалайка) и петь…Сегодня мы не представляем своего существования без музыки, поэзии, картин, книг. Существует такое понятие как эстетика -это философское понятие о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни. (из словаря Ожегова). Эстетическое восприятие мира воспроизводит искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Чудодейственная сила искусства заключается в том, что она влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму. Эстетическая мысль, понятие о красоте вошли в жизнь человека потому, что он не может воспринимать мир одним лишь умом – рационально, ему необходимо воспринимать его сердцем, чувствами.
Ученик 1
: Способность воспринимать прекрасное – великий дар природы людям; потому что люди способны развивать в себе этот дар, а это ведет к глубине восприятия.
Ученик 2
: Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это очень тонкий инструмент звукового совершенствования человека, способный привнести в его жизнь особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной.
Человек должен быть воспитан буквой, цифрой и обязательно нотой, иначе в нем будет упущено нравственное начало – в его жизни не будет красоты и гармонии.
Ученик 1
: Музыка развивает и творческие возможности человека. Он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать других людей, он наделен воображением, способен к творческому мышлению.
Ученик 2:
Ключ к пониманию классики – это народная песня; для восприятия народной музыки не нужно никакой специальной подготовки. Она требует только сопереживания, открытости души, слушая ее, человек становится лучше, чище … (Звучит песня «Эй, дубинушка, ухнем…» в исп.Ф. Шаляпина)
Учитель:
Есть такое понятие, как генная память, которая в нас заложена на родную музыку и на глубокие душевные эмоции человека. Если вас волнует классика, то она сопровождается естественным взрывом эмоций, слезами радости, очищения. Музыкальная пауза. «Лунная соната» Бетховена
Ученик 1:
Неизгладимый след в искусстве оставил Рафаэль. Он умер в 37 лет. С тех пор минуло пять столетий. Но людская признательность окружила его имя поклонением, а его биографию украсила легендами.
Ученик 2:
Рассказывают, что в Урбино, по соседству с домом Джованни Санти (отца Рафаэля), размещалась мастерская некоего Бенедитто Ронкони, гончарного мастера и художника по росписи керамики. Однажды мастер получил большой заказ от герцога Гидобальдо де Монтефельтре: изготовить блюдо и вазу из лучшей майолики с красочной многофигурной композицией. Бенедитто Ронкони, почти слепой, сам не мог взяться за роспись. Но у него было четыре ученика. Один из них 20-летний Лука, дружил с 7-летним Рафаэлем, нисколько не смущаясь разницы в возрасте. Лука любил Пацифику, дочь Бенедитто Ронкони, и она его любила тоже. Но над ними нависла беда: отец объявил конкурс среди своих учеников и обещал победителю право на брак с Пацификой. Лука был искусным гончаром, но писать красками он не умел. Он заранее знал, что проиграет в конкурсе, и был страшно удручен. Тогда маленький Рафаэль пришел на помощь своему старшему другу: собрал кисти и краски и сел тайком рисовать. Мальчик расписывал вазу с весны до конца лета, забросил игры и забавы. Наконец, настал день, когда герцог Гидобальдо де Монтефельтре приехал принять заказ. Десять художников, десять претендентов на руку Пацифики представили свои работы… герцог, и его свита остановились, потрясенные, возле вазы, расписанной Рафаэлем. Однако болше всех был поражен Бенедитто. Он заявил герцогу, что у него нет
ученика, способного так расписать вазу! Лука не посмел присвоить себе чужую славу. Все стояли в замешательстве. И только когда герцог настойчиво попросил художника отозваться, из толпы вышел маленький Рафаэль. Герцог снял с себя золотую цепь и надел ее на Рафаэля: «Вот тебе первая награда, ты их получишь еще много, чудное дитя!» Рафаэль не растерялся и потребовал права на руку Пацифики, которую он торжественно уступил своему другу.
Учитель:
Рафаэль родился в 1483 году. Конец XV века в Италии обозначился расцветом возрождения. В это время работали такие великие мастера, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Рафаэль приезжает во Флоренцию, будучи хорошим художником, получившим уроки мастерства у Пьетро Ваннучи.Но он не останавливается на достигнутом – изучает анатомию, законы перспективы, математику, чтобы подняться вровень с такими талантами, как Леонардо и Микеланджело.
Ученик 3:
Мастерство художника стало виртуозным. -Как же писал Рафаэль? – спросили великого мастера живописи. -Не знаю, чем он писал, - ответил тот. -То есть, как не знаешь? Он писал кистью? -Скорее всего, не кистью, а дыханием писал! Привычного прикосновения кисти на картинах Рафаэля обнаружить невозможно. Его фантастическая техника сочеталась с глубокой простотой и неповторимостью поэтических образов.
Учитель:
«Сикстинская мадонна» написана необыкновенно просто. На полотне нет следов инструмента. О такой живописи на Древней Руси говорили: «Дымом написано». (На экране проецируется картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Звучит музыка Баха…) Карамзин писал, что Рафаэль выразил «
в образе Марии красоту, невинность и святость».
Фет восклицал
:
«
Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, мне ни на

мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве… Я лицом к

лицу видел тайну, которую не постигал, не постигаю и, к величайшему

счастью, никогда не постигну…. Разве это картина, разве это сочинено?»
Но точнее смысл этого произведения передал Жуковский:
«Чем далее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то

неестественное происходит…, занавес раздернулся, и тайны небес

открылись глазами человека. Все происходит на небе: оно кажется

пустым и как будто туманным, но это не пустота, не туман, а какой-то


тихий, неестественный свет, полный ангелов, которых присутствие более

чувствуешь, нежели замечаешь… Святой Сикст и мученица Варвара

стоят также на небесах: на земле этого не увидишь … все в

размышлении … и святые, и ангелы …. Один только предмет

напоминает в картине о земле: это Сикстова тиара, покинутая на

границе здешнего света … перед глазами полотно, на нем лица,

обведенные чертами. И все стеснено в малом пространстве и. несмотря

на то,

все необъятно и неограниченно».

Ученик 1:
Невесом полет мадонны. Но еще мгновение – она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое – святого сына; примите его, он готов за вас принять смертные муки. У младенца Сикстинской мадонны осмысленный взор. Это бог, и, как бог, он тоже посвящен в тайну своего будущего, он знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.
Ученик 2:
Эта картина пробуждает в зрителе добрые чувства, возносит Рафаэля как художника на недосягаемую высоту. Существует еще одна легенда, связанная с этим произведением. Некоторые художники смертельно завидовали Рафаэлю. Когда он был в отъезде, они решили погубить незаконченную картину. Был праздник. У большого храма собралась толпа. Враги Рафаэля выставили нищим и бродягам бочки с вином и пустили слух, что Рафаэль на своей картине, изображающей Пресвятую с младенцем на руках, нарисовал портрет известной в городе куртизанки. Это вызвало взрыв негодования. Разъяренная толпа ринулась громить мастерскую Рафаэля. Злопыхатели были уверены, что бушевавшие бродяги в религиозном фанатизме уничтожат картину. Вот взломали дверь. На мольберте, прикрытый покрывалом, стоит огромный холст. Фанаты жаждут разрушения, порвать, растоптать…. Кто-то поднимается по лесенкаек мольберту и срывает легкое покрывало… Впервые Сикстинская мадонна встретилась с людьми. Она как бы спустилась со своей высоты в эту радостную, и страшную земную жизнь. Толпа замерла. Замолкли крики. В задумчивом молчании все покинули мастерскую …
Учитель:
Это красивая легенда! А вот быль: во время Великой Отечественной войны Сикстинская мадонна была спасена от гибели. В 1945 году гитлеровцы в преддверии краха спрятали в глубоких шахтах картины Дрезденской галереи. Шахты заминировали. Советские солдаты с риском для жизни спасли живописи для человечества, в том числе и мадонну … Наш рассказ о великом художнике я хочу закончить словами Леонардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».


В раздел образования