Автор: Купчик Татьяна Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МВОУ "ВСОШ №2" Населённый пункт: город Зеленокумск Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Искусство – восприятие красоты мира Раздел: среднее образование
Составила классный руководитель 11-а класса: Купчик Т.В.
МВОУ «ВСОШ №2 Г.Зеленокумск»
Цель:
Раскрыть значение искусства в жизни человека ;
Приобщить учащихся к познанию и пониманию великих
музыкальных и художественных творений.
Содержание классного часа:
Фантазия, лишенная разума,
производит чудовищ; соединенная с
ним., она – мать искусства и
источник чудес.
Ф.Гойя
Учитель: Многие из вас испытывали волшебную силу искусства. Человек
с момента своего существования начал рисовать;
извлекать звуки из простейших инструментов
(дудочка, гусли, балалайка) и петь…Сегодня мы
не представляем своего существования без
музыки, поэзии, картин, книг.
Существует такое понятие как эстетика -это философское понятие о
сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе
и жизни. (из словаря Ожегова).
Эстетическое восприятие мира воспроизводит искусство –
творческое отражение, воспроизведение действительности в
художественных образах.
Чудодейственная сила искусства заключается в том, что она влияет
на чувства, через них прокладывая путь к разуму. Эстетическая мысль,
понятие о красоте вошли в жизнь человека потому, что он не может
воспринимать мир одним лишь умом – рационально, ему необходимо
воспринимать его сердцем, чувствами.
Ученик 1 : Способность воспринимать прекрасное – великий дар природы
людям; потому что люди способны развивать в себе этот дар, а это ведет к
глубине восприятия.
Ученик 2 : Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо
слушать, слышать и чувствовать. Это очень тонкий инструмент звукового
совершенствования человека, способный привнести в его жизнь
особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой,
тусклой, невыразительной.
Человек должен быть воспитан буквой, цифрой и обязательно нотой,
иначе в нем будет упущено нравственное начало – в его жизни не будет
красоты и гармонии.
Ученик 1 : Музыка развивает и творческие возможности человека. Он
способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать
других людей, он наделен воображением, способен к творческому
мышлению.
Ученик 2: Ключ к пониманию классики – это народная песня; для
восприятия народной музыки не нужно никакой специальной подготовки.
Она требует только сопереживания, открытости души, слушая ее, человек
становится лучше, чище …
(Звучит песня «Эй, дубинушка, ухнем…» в исп.Ф. Шаляпина)
Учитель: Есть такое понятие, как генная память, которая в нас заложена
на родную музыку и на глубокие душевные эмоции человека. Если вас
волнует классика, то она сопровождается естественным взрывом эмоций,
слезами радости, очищения.
Музыкальная пауза. «Лунная соната» Бетховена
Ученик 1: Неизгладимый след в искусстве оставил Рафаэль. Он умер в 37
лет. С тех пор минуло пять столетий. Но людская признательность
окружила его имя поклонением, а его биографию украсила легендами.
Ученик 2: Рассказывают, что в Урбино, по соседству с домом Джованни
Санти (отца Рафаэля), размещалась мастерская некоего Бенедитто
Ронкони, гончарного мастера и художника по росписи керамики. Однажды
мастер получил большой заказ от герцога Гидобальдо де Монтефельтре:
изготовить блюдо и вазу из лучшей майолики с красочной многофигурной
композицией.
Бенедитто Ронкони, почти слепой, сам не мог взяться за роспись. Но у
него было четыре ученика. Один из них 20-летний Лука, дружил с 7-летним
Рафаэлем, нисколько не смущаясь разницы в возрасте. Лука любил Пацифику,
дочь Бенедитто Ронкони, и она его любила тоже. Но над ними нависла беда:
отец объявил конкурс среди своих учеников и обещал победителю право на
брак с Пацификой. Лука был искусным гончаром, но писать красками он не
умел. Он заранее знал, что проиграет в конкурсе, и был страшно удручен.
Тогда маленький Рафаэль пришел на помощь своему старшему другу: собрал
кисти и краски и сел тайком рисовать. Мальчик расписывал вазу с весны до
конца лета, забросил игры и забавы. Наконец, настал день, когда герцог
Гидобальдо де Монтефельтре приехал принять заказ. Десять художников,
десять претендентов на руку Пацифики представили свои работы… герцог, и
его свита остановились, потрясенные, возле вазы, расписанной Рафаэлем.
Однако болше всех был поражен Бенедитто. Он заявил герцогу, что у него нет
ученика, способного так расписать вазу! Лука не посмел присвоить себе
чужую славу. Все стояли в замешательстве. И только когда герцог настойчиво
попросил художника отозваться, из толпы вышел маленький Рафаэль.
Герцог снял с себя золотую цепь и надел ее на Рафаэля: «Вот тебе первая
награда, ты их получишь еще много, чудное дитя!»
Рафаэль не растерялся и потребовал права на руку Пацифики, которую он
торжественно уступил своему другу.
Учитель: Рафаэль родился в 1483 году. Конец XV века в Италии обозначился
расцветом возрождения. В это время работали такие великие мастера, как
Микеланджело и Леонардо да Винчи. Рафаэль приезжает во Флоренцию,
будучи хорошим художником, получившим уроки мастерства у Пьетро
Ваннучи.Но он не останавливается на достигнутом – изучает анатомию,
законы перспективы, математику, чтобы подняться вровень с такими
талантами, как Леонардо и Микеланджело.
Ученик 3: Мастерство художника стало виртуозным.
-Как же писал Рафаэль? – спросили великого мастера живописи.
-Не знаю, чем он писал, - ответил тот.
-То есть, как не знаешь? Он писал кистью?
-Скорее всего, не кистью, а дыханием писал!
Привычного прикосновения кисти на картинах Рафаэля обнаружить
невозможно. Его фантастическая техника сочеталась с глубокой простотой и
неповторимостью поэтических образов.
Учитель: «Сикстинская мадонна» написана необыкновенно просто. На
полотне нет следов инструмента. О такой живописи на Древней Руси
говорили: «Дымом написано».
(На экране проецируется картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Звучит музыка Баха…)
Карамзин писал,
что Рафаэль выразил « в образе Марии красоту, невинность и святость».
Фет восклицал :
« Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, мне ни на
мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве… Я лицом к
лицу видел тайну, которую не постигал, не постигаю и, к величайшему
счастью, никогда не постигну…. Разве это картина, разве это сочинено?»
Но точнее смысл этого произведения передал Жуковский:
«Чем далее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то
неестественное происходит…, занавес раздернулся, и тайны небес
открылись глазами человека. Все происходит на небе: оно кажется
пустым и как будто туманным, но это не пустота, не туман, а какой-то
тихий, неестественный свет, полный ангелов, которых присутствие более
чувствуешь, нежели замечаешь… Святой Сикст и мученица Варвара
стоят также на небесах: на земле этого не увидишь … все в
размышлении … и святые, и ангелы …. Один только предмет
напоминает в картине о земле: это Сикстова тиара, покинутая на
границе здешнего света … перед глазами полотно, на нем лица,
обведенные чертами. И все стеснено в малом пространстве и. несмотря
на то,
все необъятно и неограниченно».
Ученик 1: Невесом полет мадонны. Но еще мгновение – она ступит на
землю. Она протягивает людям самое дорогое – святого сына; примите его,
он готов за вас принять смертные муки. У младенца Сикстинской мадонны
осмысленный взор. Это бог, и, как бог, он тоже посвящен в тайну своего
будущего, он знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес.
Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней,
лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.
Ученик 2: Эта картина пробуждает в зрителе добрые чувства, возносит
Рафаэля как художника на недосягаемую высоту. Существует еще одна
легенда, связанная с этим произведением. Некоторые художники смертельно
завидовали Рафаэлю. Когда он был в отъезде, они решили погубить
незаконченную картину. Был праздник. У большого храма собралась толпа.
Враги Рафаэля выставили нищим и бродягам бочки с вином и пустили слух,
что Рафаэль на своей картине, изображающей Пресвятую с младенцем на
руках, нарисовал портрет известной в городе куртизанки. Это вызвало взрыв
негодования. Разъяренная толпа ринулась громить мастерскую Рафаэля.
Злопыхатели были уверены, что бушевавшие бродяги в религиозном
фанатизме уничтожат картину. Вот взломали дверь. На мольберте, прикрытый
покрывалом, стоит огромный холст. Фанаты жаждут разрушения, порвать,
растоптать…. Кто-то поднимается по лесенкаек мольберту и срывает легкое
покрывало…
Впервые Сикстинская мадонна встретилась с людьми. Она как бы
спустилась со своей высоты в эту радостную, и страшную земную жизнь.
Толпа замерла. Замолкли крики. В задумчивом молчании все покинули
мастерскую …
Учитель: Это красивая легенда! А вот быль: во время Великой
Отечественной войны Сикстинская мадонна была спасена от гибели. В 1945
году гитлеровцы в преддверии краха спрятали в глубоких шахтах картины
Дрезденской галереи. Шахты заминировали. Советские солдаты с риском для
жизни спасли живописи для человечества, в том числе и мадонну …
Наш рассказ о великом художнике я хочу закончить словами Леонардо да
Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись,
которую слышат».