Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Автор: Пятина Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №61 Населённый пункт: ИРКУТСК Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования Раздел: дошкольное образование
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От
пальцев,
образно
говоря,
идут
тончайшие
нити
–
ручейки,
которые
питают
источник
творческой
мысли.
Другими
словами,
чем
больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять
мелкие
точные
движения
пальцами
рук
и
ног.
Добиться
качественного
выполнения
таких
движений
помогают
скоординированные
действия
мышечной, костной и нервной систем человеческого организма.
Развитие мелкой моторики — естественный процесс, он берет свое
начало
уже
в
младенческом
возрасте.
Ребенок
осваивает
простые
хватательные жесты, затем учится перекладывать предметы из рук в руку,
постепенно
осваивает
«пинцетный
захват».
К
двум
годам
ребенок
уже
способен
самостоятельно
и
правильно
пользоваться
ложкой,
держать
карандаш,
проявляет
интерес
к
рисованию.
Начиная
с
самого раннего
возраста, важно помогать естественному развитию мелкой моторики. Уже
грудному
младенцу
можно
массировать
пальчики,
делая
тем
самым
примитивную пальчиковую гимнастику, которая положительно воздействует
на активные точки, связанные с корой головного мозга и влечет активацию
речевого развития.
В младшем дошкольном возрасте пальчиковую гимнастику можно
сопровождать стихотворными текстами, которые в свою очередь помогают
поддерживать
интерес
ребенка
к
выполнению
упражнений,
стимулируют
развитие
памяти
и
воображения.
Взрослый
должен
терпеливо
поощрять
стремление ребенка освоить простые навыки самообслуживания: застегивать
пуговицы перед выходом на прогулку, завязывать шнурки, ведь это является
развитием
мелкой
моторики
в
бытовых
моментах.
В
процессе
развития
мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому
использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому
взрослому проводить такие занятия без лишних уговоров. Нетрадиционные
техники
рисования демонстрируют
необычные
сочетания
материалов
и
инструментов.
Несомненно,
достоинством
таких
техник
является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и
доступна как взрослому, так и ребенку.
Выделяют
несколько
видов
нетрадиционных
техник
развития
мелкой моторики:
•
Рисование
пальцами
рук:
можно
использовать
либо
специальные
пальчиковые краски, либо гуашь. Позвольте ребёнку окунать пальчики в
краску и творить ими на альбомном листе или на целом ватмане.
• Рисование ладошкой — схоже с предыдущим видом деятельности,
только
рисовать
нужно
всей
ладошкой
сразу.
Можно
окунуть
пальцы
в
разную краску и получить радужные рисунки.
• Рисование отпечатками, основой для которых могут стать пробки от
бутылок, ластик или скомканная бумага. • Рисование тычками – окунайте в
к р а с к у
в а т н ы е
п а л о ч к и
и
с о з д а в а й т е
р и с у н к и .
• Набрызги — этот метод вызывает неописуемый восторг у детей, для его
использования нужно набрать краску на кисть и разбрызгать ее по бумаге в
п р о и з в о л ь н о м
п о р я д к е .
•
Рисунок
поролоном
очень
похож
с
печатью.
Из
поролона
необходимо
вырезать
различные
фигуры,
закрепить
их
на
карандаше
или
палочке,
о к у н у т ь
в
к р а с к у
и
с д е л а т ь
о т п е ч а т о к
н а
б у м а г е .
• Рисование мелом — можно рисовать на улице и дома на специальной доске.
Список нетрадиционных техник рисования на этом не заканчивается, его
расширение зависит от Вашей фантазии.
Нетрадиционные
техники
всегда
привлекают
и
удерживают
детское
внимание, ведь каждому ребенку интересно все новое и необычное.
Тренировка движений пальцев рук помогает не только развить
координацию движений, но и нормализует психическое состояние ребенка,
снижает уровень тревожности, способствует исчезновению детских страхов,
воздействуя на кору головного мозга, она ведет за собою развитие речи
малыша.
В
процессе
таких
занятий
дети
получают
не
только
знания
и
навыки, а также удовольствие, радость от своих маленьких успехов.
Список используемой литературы:
1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском
саду:
Программы
и
конспекты
занятий
(Текст)
–
М.:
ТЦ
Сфера,
2005.
2. Е. Косинова. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. ЭКСМО.2009