Развитие способностей младших школьников на уроках чтения в период обучения грамоте средствами субъективизации
Автор: Змеева Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОАУ СОШ с УИОП №10 им. К.Э.Циолковского г.Кирова Населённый пункт: г.Киров Наименование материала: статья Тема: Развитие способностей младших школьников на уроках чтения в период обучения грамоте средствами субъективизации Раздел: начальное образование
средствами субъективизации
Развитие, активность, творчество
Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость
создание условий, при которых в результате изучения всех без исключения
предметов на ступени начального общего образования у выпускников
должны быть сформированы универсальное учебные действия как основа
умения учиться.
В результате использования методики субъективизации у учащихся
формируются УУД:
личностные : - становление субъектной позиции: активное и осознанное
участие на всех этапах урока;
-повышение творческой активности в учебно-воспитательном процессе;
регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации
познавательные: - умение работать с готовыми предметными, знаковыми,
графическими моделями;
-в сотрудничестве с учителем создавать простейшие знаково-символические
модели;
-умение аргументированно, доказательно высказывать свою точку зрения;
коммуникативными: - умение задавать вопросы;
-формулирование собственного мнения и умение учитывать мнение
сверстника;
Данная методика помогает выстраивать деятельность учащихся на каждом
структурном этапе урока, чтобы ученик активно и осознанно включался в
работу.
На мобилизующем этапе урока учащиеся осознают вид предстоящей
деятельности, определяют тему урока, формируют цель. . Для этого
подбираются задания с использованием схем, блиц-опрос с опорой на
изученный материал.
Тема: Буква ь как показатель мягкости согласных .
Мобилизующий этап
Уч-ль: Начнем наш урок с блиц - опроса. Постарайтесь запомнить слова
ответы.
Какое слово надо крикнуть кошке, чтобы она убежала? (брысь)
Лакомство для пылесоса? (пыль)
Как называется насморк у сосулек? (капель)
Про неё говорят, что она вперед нас родилась? (лень)
Уч-ль: Вспомните и назовите слова отгадки. Прочитайте эти слова еще раз,
скажите, какая одинаковая буква есть во всех этих словах, и сформулируйте
тему урока.
Уч-к: Во всех словах есть ь, поэтому тема урока «Буква мягкий знак».
При работе с новым материалом дети самостоятельно и аргументированно
определяют ключевые слова, это способствует формированию активной
позиции школьника на уроке.
Тема: Звуки[п], [п
,
] и их обозначение буквой Пп.
Работа со звуками
Уч-л: Кого из сказочных персонажей вы хотели бы пригласить на урок,
опираясь на тему урока.
Уч-к: Я бы пригласил Пятачка, т.к в его имени есть звук [п] . (Пятачок,
Печкин, Винни- Пух...)
Уч-ль: Вы назвали очень много сказочных друзей, но выберем мы только
одного. В фамилии – ударение падает на первый слог.
Уч-к: Это Печкин.
Уч-ль: Назовите первый звук данного слова и дайте ему характеристику.
Уч-к: В слове Печкин первый звук – согласный, глухой, мягкий.
Уч-ль: Подберите к слову Печкин подходящее по смыслу слово, но так, чтобы
характеристика 1 звука изменилась.
Уч-к: Можно подобрать слова почтальон, портфель, т.к. первый звук в этих
словах твердый.
Уч-ль: Какой буквой обозначаются эти звуки.
При работе с текстом предлагаются материалы без заголовков или с
пропуском какой-либо части, что способствует развитию воображения,
формированию собственного мнения.
Тема: Чтение слов с буквами ф и в.
Работа с текстом
Уч-ль: Сегодня мы будем читать рассказ Л.Успенской «Вова и Валюша»
Выбегает Вова из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка. Столкнувшись, они оба
упали. Валюшка заплакала, а Вова помог подняться.
-Не плачь, говорит, - это я виноват.
Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и отвечает Вове:
-Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь
После вопросов по содержанию:
Уч-ль: Познакомьтесь со справкой, относящейся к тексту. В каждое
предложение надо ввести одно подходящее по смыслу слово из справки. А к
последнему предложению слово надо подобрать самостоятельно.
Справка: Васильев, девочка, нечаянно, громко, мальчик, тихо, во всем, …
Составленный детьми текст:
Выбегает Вова Васильев из ворот. А навстречу ему маленькая девочк а. Столкнувшись,
нечаянно они оба упали. Валюшка громко заплакала, а Вова помог подняться.
-Не плачь, -говорит мальчик, - это я виноват.
Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и тих о отвечает Вове:
-Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами юлой верчусь.
Большое внимание уделяется лексической, синтаксической и
орфографической подготовке. Используется в работе частично- поисковый
метод.
Тема: Буква Цц(закрепление)
Словарная работа
Уч-ль: Представьте, что мы с вами в цветочном магазине. Какие бы вы
купили цветы для своих мам? Не забывайте тему урока.
Уч-к: Нарциссы, т.к. в названии цветка есть звук ц…
Уч-ль: Вы знаете ребята, затруднение ваше вполне понятно. В природе
существует не так уж много цветов, в названии которых есть звук [ц]. Но с
некоторыми я хочу вас познакомить. Прочитайте слова:
Нарцисс, гиацинт, цикорий, купальница.
После рассказа о каждом растении;
Уч-ль: Прочитаем названия растений ещё раз. Попробуйте исключить какое-
либо слово по самостоятельно выбранному признаку.
Уч-к: Я предлагаю исключить слово купальница, т.к. в этом слове после ц
стоит буква а, а в остальных словах и.
Я предлагаю исключить слово гиацинт, т.к. в этом слове третий слог ударный,
а в остальных ударный второй слог.
Я предлагаю исключить слово нарцисс, т.к. в его написании удвоенная буква
–сс-
Я предлагаю исключить слово цикорий, т.к. в слове три слога и три согласных
непарных.
Учителя школы, работая по методике субъективизации, отмечают
значительные изменения, происходящее с учениками:
-улучшается качество выполнения работ;
-возрастает интерес к учению
-формируются и развиваются рефлексивные навыки;
-развиваются коммуникативные навыки.