Напоминание

Развитие способностей младших школьников на уроках чтения в период обучения грамоте средствами субъективизации


Автор: Змеева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ с УИОП №10 им. К.Э.Циолковского г.Кирова
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: статья
Тема: Развитие способностей младших школьников на уроках чтения в период обучения грамоте средствами субъективизации
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие способностей младших школьников

на уроках чтения в период обучения грамоте

средствами субъективизации
Развитие, активность, творчество Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создание условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы универсальное учебные действия как основа умения учиться. В результате использования методики субъективизации у учащихся формируются УУД:
личностные
: - становление субъектной позиции: активное и осознанное участие на всех этапах урока; -повышение творческой активности в учебно-воспитательном процессе;
регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
познавательные:
- умение работать с готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями; -в сотрудничестве с учителем создавать простейшие знаково-символические модели; -умение аргументированно, доказательно высказывать свою точку зрения;
коммуникативными:
- умение задавать вопросы; -формулирование собственного мнения и умение учитывать мнение сверстника; Данная методика помогает выстраивать деятельность учащихся на каждом структурном этапе урока, чтобы ученик активно и осознанно включался в работу.
На мобилизующем этапе урока учащиеся осознают вид предстоящей деятельности, определяют тему урока, формируют цель. . Для этого подбираются задания с использованием схем, блиц-опрос с опорой на изученный материал.
Тема: Буква ь как показатель мягкости согласных
.
Мобилизующий этап
Уч-ль: Начнем наш урок с блиц - опроса. Постарайтесь запомнить слова ответы. Какое слово надо крикнуть кошке, чтобы она убежала? (брысь) Лакомство для пылесоса? (пыль) Как называется насморк у сосулек? (капель) Про неё говорят, что она вперед нас родилась? (лень) Уч-ль: Вспомните и назовите слова отгадки. Прочитайте эти слова еще раз, скажите, какая одинаковая буква есть во всех этих словах, и сформулируйте тему урока. Уч-к: Во всех словах есть ь, поэтому тема урока «Буква мягкий знак». При работе с новым материалом дети самостоятельно и аргументированно определяют ключевые слова, это способствует формированию активной позиции школьника на уроке.
Тема: Звуки[п], [п

,

] и их обозначение буквой Пп.

Работа со звуками
Уч-л: Кого из сказочных персонажей вы хотели бы пригласить на урок, опираясь на тему урока. Уч-к: Я бы пригласил Пятачка, т.к в его имени есть звук
[п]
. (Пятачок, Печкин, Винни- Пух...) Уч-ль: Вы назвали очень много сказочных друзей, но выберем мы только одного. В фамилии – ударение падает на первый слог. Уч-к: Это Печкин. Уч-ль: Назовите первый звук данного слова и дайте ему характеристику.
Уч-к: В слове Печкин первый звук – согласный, глухой, мягкий. Уч-ль: Подберите к слову Печкин подходящее по смыслу слово, но так, чтобы характеристика 1 звука изменилась. Уч-к: Можно подобрать слова почтальон, портфель, т.к. первый звук в этих словах твердый. Уч-ль: Какой буквой обозначаются эти звуки. При работе с текстом предлагаются материалы без заголовков или с пропуском какой-либо части, что способствует развитию воображения, формированию собственного мнения.
Тема: Чтение слов с буквами ф и в.

Работа с текстом
Уч-ль: Сегодня мы будем читать рассказ Л.Успенской «Вова и Валюша» Выбегает Вова из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка. Столкнувшись, они оба упали. Валюшка заплакала, а Вова помог подняться. -Не плачь, говорит, - это я виноват. Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и отвечает Вове: -Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь После вопросов по содержанию: Уч-ль: Познакомьтесь со справкой, относящейся к тексту. В каждое предложение надо ввести одно подходящее по смыслу слово из справки. А к последнему предложению слово надо подобрать самостоятельно. Справка: Васильев, девочка, нечаянно, громко, мальчик, тихо, во всем, … Составленный детьми текст: Выбегает Вова
Васильев
из ворот. А навстречу ему маленькая
девочк
а. Столкнувшись,
нечаянно
они оба упали. Валюшка
громко
заплакала, а Вова помог подняться. -Не плачь, -говорит
мальчик,
- это я виноват. Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и
тих
о отвечает Вове: -Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами
юлой
верчусь.
Большое внимание уделяется лексической, синтаксической и орфографической подготовке. Используется в работе частично- поисковый метод.
Тема: Буква Цц(закрепление)

Словарная работа
Уч-ль: Представьте, что мы с вами в цветочном магазине. Какие бы вы купили цветы для своих мам? Не забывайте тему урока. Уч-к: Нарциссы, т.к. в названии цветка есть звук ц… Уч-ль: Вы знаете ребята, затруднение ваше вполне понятно. В природе существует не так уж много цветов, в названии которых есть звук [ц]. Но с некоторыми я хочу вас познакомить. Прочитайте слова: Нарцисс, гиацинт, цикорий, купальница. После рассказа о каждом растении; Уч-ль: Прочитаем названия растений ещё раз. Попробуйте исключить какое- либо слово по самостоятельно выбранному признаку. Уч-к: Я предлагаю исключить слово купальница, т.к. в этом слове после ц стоит буква а, а в остальных словах и. Я предлагаю исключить слово гиацинт, т.к. в этом слове третий слог ударный, а в остальных ударный второй слог. Я предлагаю исключить слово нарцисс, т.к. в его написании удвоенная буква –сс- Я предлагаю исключить слово цикорий, т.к. в слове три слога и три согласных непарных. Учителя школы, работая по методике субъективизации, отмечают значительные изменения, происходящее с учениками: -улучшается качество выполнения работ; -возрастает интерес к учению -формируются и развиваются рефлексивные навыки; -развиваются коммуникативные навыки.


В раздел образования