Автор: Духанина Татьяна Петровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ "Нововоронежский детский сад №6" Населённый пункт: Г. Нововоронеж Воронежской области Наименование материала: статья Тема: Пескотерапия в логопедической работе Раздел: дошкольное образование
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У
одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы
справиться
с
этой
проблемой,
необходима
помощь
специалистов.
Кроме
нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими
речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией,
заиканием и т.д.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они
ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-
волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают
осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением
речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и
подавлен.
В
общении
со
сверстниками
такие
дети
могут
бояться
быть
несостоятельными.
Они
либо
вообще
стараются
избегать
общения,
либо
вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется
сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая
самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы,
поэтому
стараются
избегать
ситуаций,
в
которых
могут
проявиться
их
реальные способности.
Дети
с
нарушениями
речи
требуют
к
себе
особого
внимания.
Им
требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим
развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их
внутренними трудностями.
Кроме
нарушения
эмоционально-волевой
сферы,
у
многих
детей
с
нарушениями
развития
речи,
проявляются
еще
и
следующие
симптомы:
нарушение координации движений,
-низкое развитие мелкой моторики рук,
-сопутствующие (лишние) движения при разговоре,
-неразвитость чувства ритма,
-сниженный
уровень
развития
вербальной
памяти,
внимания,
восприятия (различных видов),
-более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у
детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.
Все это требует более тщательного подбора методов психологической
коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической
коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и
такое направления как пескотерапия (sand-play).
Пескотерапия
(sand-play).
Многие
психологи
видят
в
отдельных
песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной
массе
воплощение
жизни
во
вселенной.
Песок
обладает
свойством
пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают,
что
песок
поглощает
«негативную»
психическую
энергию
человека,
стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что
игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и взрослых, что
делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс
обучения
чтению,
письму,
счету,
грамоте;
познавательные
игры
дают
возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории
своего города, страны и т.д.; проэктивные игры открывают потенциальные
возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической
коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входит и
такое направления как пескотерапия
Использую пескотерапию с сентября 2014 года. Благодаря играм с
песком развиваю у детей тактильно-кинетическую чувствительность и
мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; развиваю
мотивацию речевого общения; формирую первичные произносительные
умения и навыки; пополняю словарь; формирую связную речь; обучаю
чтению и письму.
Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки,
формочки и предметы.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший
воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице
развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а
главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется
предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-
ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать
традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию
связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей
более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским
психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень
просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные
им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие
хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо
разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно
проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога
и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка -
возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра
происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется
возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится
самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,
страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая
взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая
картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического
разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все
заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры
детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности
поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится
излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может
стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и
расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло
(прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А
что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он
чувствует. Предложите сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней,
создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» по песку каждым
пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают
колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют
эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и
проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи,
произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями
речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится
понимать себя и других.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс
обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают
возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории
своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные
возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую
моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него
среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый
педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную
энергию;
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить
происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные
композиции из песка при помощи готовых фигурок;
развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные
решения, приводящие к успешному результату;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые
возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических
представлений;
помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Играть в песок можно не только на улице: можно устроить мини-песочницу
дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает
положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дошкольники чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- формируются навыки чтения и письма.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми
правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить
!