Автор: Меркулова Лариса Дмитриевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников города Курска" Населённый пункт: город Курск Наименование материала: Методический доклад Тема: "Формирование эстрадной выдержки.Психолого-педагогическая составляющая" Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»
Методический доклад
тема:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТРАДНОЙ ВЫДЕРЖКИ.
Психолого-педагогическая составляющая»
Подготовил:
Педагог дополнительного образования
Меркулова Лариса Дмитриевна
Курск, 2015
Формирование эстрадной выдержки у учащихся – одна из актуаль-
ных проблем педагогической деятельности в области музыкального искус-
ства. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполните-
ля. На суд публики выносится результат многочасового напряженного тру-
да как самого учащегося, так и педагога, подготовившего того или иного
исполнителя.
Концертное исполнение является важнейшим этапом
юного арти-
ста.Ведь именно публика является точным барометром того, в какой форме
и творческом состоянии находится исполнитель в данное время.
Степень волнения зависит во многом и от типа исполнителя, его
нервной организации. Так, известно, что одни любят выступать в больших
залах, с больших количеством слушателей, и поют в таких условиях лучше.
Такие исполнители относятся к музыкантам экстравертного типа. Высту-
пая, они испытывают, не волнение и панику, а скорее эмоциональный подъ-
ём, настрой на успех.
Бывают
же
исполнители
другого
склада:
они
чувствуют
себя
в
больших залах дискомфортно, им они предпочитают небольшие залы с ма-
лым количеством слушателей – это интроверты.
Острота эстрадного волнения напрямую связана с возрастом испол-
нителя. Многие эксперименты показывают, что дети, по большей части, с
удовольствием играют перед посторонними. В подростковом возрасте они
начинают испытывать перед выступлением страх, чувство неуверенности.
Вопрос, как готовиться к публичному выступлению, естественно ин-
тересует многих педагогов и учащихся. Дать тут общий рецепт очень труд-
но. Даже невозможно, учитывая разнообразие характеров, дарований и
жизненных обстоятельств учеников. Преодоление эстрадного волнения яв-
ляется проблемой для любого исполнителя…
Некоторые исполнители утверждают, что сценическое волнение не
составляет для них каких-либо проблем. Однако, по утверждению многих
известных музыкантов, именно с такими исполнителями происходят всяко-
го рода сценические недоразумения. Артист утверждает, «что совсем не
волнуется. Храбро выходит на эстраду и уверенно начинает петь . Но
дальше он начинает всё больше и больше волноваться. Ему не только не
удаётся войти в эмоциональный строй музыки, но и техника начинает ему
отказывать, и память начинает шалить. Налицо все признаки смятения
чувств».
Сцена
по-разному
действует
на
исполнителей
различного
уровня
(юных, молодых, зрелых).
Одной из рекомендаций по преодолению эстрадного волнения испол-
нителям является совет петь в разных помещениях.
Следует заметить, что тренинг новых условий исполнения, смена ин-
терьера, всё это только добавляет сценического опыта ученику и приносит
лишь пользу.
В современном обществе существует немало теоретических работ по
проблеме сценического волнения, но ни одна из них не может дать полной
гарантии в её решении, но ослабить его вредные последствия вполне воз-
можно.
Если углубляться в понятие «эстрадное волнение», то не стоит забы-
вать и о так называемой психофизиологической природе стрессовых состо-
яний. Подходя к реальному решению проблемы публичного волнения, сле-
дует учитывать, что волнения могут быть индивидуальны и субъективно
оправданы. Было бы ошибочно утверждать, что эту проблему можно ре-
шить упрощёнными схемами или установками. Всё – сугубо индивидуаль-
но. Но не стоит легкомысленно относиться к опыту авторитетных музыкан-
тов. Следует прислушиваться к их советам. Так как опыт каждого музыкан-
та является бесценным знанием существующих поколений.
Одним из представителей науки, занимавшимся исследованиями в
области сценических стрессов, является А.Готсдинер. Изучив некоторые
положения общей психологии, он провел аналогию в область музыкальной
деятельности и классифицировал исследуемые процессы в определённые
системы. Так он разработал и систематизировал теорию пяти фаз (стадий)
волнения, которые испытывают музыканты-исполнители.
Первая фаза наступает в том момент, когда исполнитель узнаёт дату
своего выступления. Волнение возникает периодически и нарушает некое
«душевное равновесие». По мере приближения даты концертного выступ-
ления, чувство тревоги приобретает навязчивый характер.
Вторая фаза – время, непосредственно предшествующее конкур-
су.концерту. Очень часто в этот период волнение приобретает болезненно-
нервные очертания. У каждого музыканта этот период выражается по-раз-
ному: кто-то более раздражителен; кто-то наоборот испытывает упадок
сил, апатию; кто-то мечтает о быстром исполнении, а некоторые вообще
сомневаются в успешности выступления.
Третья фаза–выход на сцену. В этот период внутренние переживания
приобретают более острые очертания. Одни идут как на каторгу, другие в
полуобморочном состоянии доходят до своего места страды, третьи идут
«работать».
Четвёртая фаза – это, непосредственно, начало выступления. Вол-
нение здесь достигает своей кульминационной точки. В этот период разно-
го рода «сюрпризы» подстерегают не только молодых исполнителей, но и
опытных певцов. Именно в этот момент появляются разные отклонения,
(технические погрешности, неточность фразировки и многое другое).
Очень важным в этот момент является умение сконцентрировать
свои внутренние резервы.Волнение первых минут постепенно проходит,
музыкант постепенно входит в «форму» – кто-то раньше, кто-то позже.
Пятая стадия – выступление позади, нарастающее чувство тревоги
«как я выступил». Ожидание откликов по поводу выступления. Каждый ис-
полнитель реагирует на них с предельной эмоциональной остротой.
Схема, разработанная Готсдинером, наводит на мысль, что вряд ли
кто-то станет меньше или больше волноваться. Но в этой связи сам Готсди-
нер писал: «Изучение предконцертного состояния очень важно для психо-
лога и педагога в диагностических целях, так как в нём довольно отчётливо
проявляются симптомы волнения, свойственные данному исполнителю».
1
Цыпин
Г.М.
же
считает,
что
теория
Готсдинера
создавалась
не
напрасно. Во-первых, любой науке (в данном случае психологии исполни-
тельства) при всех обстоятельствах нужны достоверные знания. Характе-
ристики предконцертных (и других) состояний исполнителя, которые были
выделены Готсдинером, можно считать достоверными и точными. Эти зна-
ния вполне могут пригодиться в той или иной ситуации. Педагогам допол-
нительного образования с учётом знаний этой системы будет гораздо легче
настраивать ученика к предстоящим выступлениям, а затем, проанализиро-
вав, составить дальнейшие психолого-музыкальные действия для достиже-
ния желаемого результата.
В своих научных трудах А.Л. Готсдинер выдвигает теорию трёх
основных
этапов
волнения: волнение-подъём, волнение-паника, волнение-
апатия. К этому надо добавить, что между основными этапами могут воз-
никнуть и промежуточные состояния (об этом было сказано ранее).
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что исследуя раз-
личные этапы концертного волнения на примере учащихся-певцов, стоит
учитывать возрастные и психологические составляющие, которые помогут
решить данную проблему с наименьшими потерями.
«Эстрадная выдержка и самообладание укрепляются эстрадной тре-
нировкой»
2
. Эти слова Л. Баренбойма непосредственно относятся к пробле-
ме эстрадного самочувствия. Из опыта известных музыкантов следует вы-
вод, что очень важным в эстрадном исполнительстве является реакция на
«погрешности», без которых не обходится ни одно концертное или кон-
курсное выступление.
Л. Баренбойм (педагог, методист) основываясь на своём богатом опы-
те наблюдений за концертными выступлениями учащихся, выделил типо-
вые, наиболее встречающиеся, недочеты, влияющие на успешность испол-
нения: а) провалы в памяти; б) непроизвольные ускорения и замедления
(нарушения темпоритма); в) утрату ощущения музыкальной формы, рых-
лость исполнения; г) технические огрехи (скомканные пассажи, неверные
ноты, и другие…). Исходя из этого, задача каждого педагога, на ранней ста-
дии работы над произведением, обозначить наиболее уязвимые стороны
будущего исполнения.
1
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. С. 134.
2
Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика Ч. 1. 1937. С. 173.
Конечно, нельзя утверждать, что решение определённых исполни-
тельских задач на этапе работы над произведением, может гарантировать
абсолютный успех во время концертного исполнения, так как от всякого
рода «сюрпризов» на эстраде не застрахованы даже опытные музыканты,
не говоря уже о молодых. Поэтому, первостепенной задачей педагога при
подготовке ученика к эстрадному выступлению является не решение ка-
ких-либо вокальных задач, а умение психологически подготовить учащего-
ся к возможным «сюрпризам». Внушить: что бы ни произошло – не пани-
ковать, уверенно продолжать игру, сделать невозможное.
При успешно выполненных задачах во время выступления ученика
стоит похвалить. Ведь, высказанная в нужный момент похвала от человека
(педагога) может изменить внутреннее самочувствие исполнителя после
выступления, как в лучшую сторону, так и наоборот. Похвала исполнителю
необходима «для компенсации, для возмещения той неимоверной, доводя-
щей до опустошения, до полного изнеможения, затраты нервов и сил».
Широко известные музыканты утверждают, что сказанное мнение
кем-то другим об их выступлении, несоразмеримо важнее того, что скажет
«внутренний голос». Несомненно, этот факт является одним из составляю-
щих психологического процесса, влияющего на сценическое волнение.
Следует согласиться с тем, что из собственного опыта, а так же из
опыта других коллег музыкантов. Г.Нейгауз - знаменитый педагог и музы-
кант-исполнитель пришёл к выводу, что музыкант готов к встрече с эстра-
дой, тогда, когда выученное им произведение исполняется публично, а за-
тем откладывается на некоторое время. Далее этот «сценарий» повторяется
несколько раз, а в перерывах между выступлениями ведется детальная ра-
бота над материалом. Произведение как бы дозревает в сознании музыкан-
та. Применительно к работе в учреждениях дополнительного образования,
это метод не всегда действителен, так как ученик должен накапливать ре-
пертуар. Многократное публичное исполнение одного и того же произведе-
ния может тормозить дальнейшее развитие учащегося. Нейгауз говорил,
что единственный способ помочь учащимся, – стараться как можно чаще
выпускать их на сцену, используя как можно больше различных форм кон-
цертных исполнений (закрытые академические концерты, классные кон-
церты, прослушивания и т.д.). На таких выступлениях конечно возможно
неоднократное исполнение какого-то одного произведения. От такой фор-
мы исполнительской практики будет не меньше пользы, как и от исполне-
ния новой программы.
Безусловно, важной составляющей в синдроме сценического волне-
ния является чувство ответственности исполнителя за свое выступление.
Оно, как показывают специальные наблюдения, возрастает с годами и по
мере продвижения исполнителя вверх. Несомненно, когда это волнение
принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для ис-
полнителя, но и чревато потерями на эстраде. Многие педагоги (они же из-
вестные исполнители) считают, что отсутствие волнения еще более неже-
лательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерно гипертро-
фированных формах. Считается, что если человек не волнуется перед вы-
ходом на сцену – он не артист. Известные музыканты иногда специально
стараются вызвать волнение. Их убеждение состоит в том, что только на
фоне положительно окрашенного сценического волнения можно добиться
высоких результатов в исполнительском искусстве.
В своё время Нейгауз считал, что его эстрадное самочувствие почти
всегда зависело от «образа жизни» в прямом смысле этого слова. Он утвер-
ждал «…для меня, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела…
отсутствие важной предпосылкой удачного концерта является предвари-
тельный отдых, бодрое чувства утомления, от которого я иногда так стра-
даю в Москве, где я завален педагогической работой»
3
.
Если говорить о предконцертной подготовке ученика, то педагог, ко-
нечно, должен всецело изучить своего подопечного не только со стороны
его музыкальных способностей, но и с психологической точки зрения, а
так же знать уровень его бытовой жизни. В работе над успешным концерт-
ным исполнением не может быть мелочей.
Одной из возникающих проблем исполнителя во время концертного
выступления является нахождение баланса между увлечённым пением и
осмысления своих исполнительских действий. Особенно это важно в рабо-
те с учащимися.
Найти баланс между одной и другой стороной очень непросто. Для
этого требуется не только опыт, талант, мастерство, но и невероятное само-
обладание. Иногда, выходя на сцену, ребенка охватывает страх забыть
текст или не спеть какой-то технический эпизод. Что бы ни произошло, не
концентрироваться на этих эпизодах, элементах, фрагментах, если не втор-
гаться мыслью в певческие процессы, а осуществлять их автоматически, то
в большинстве случаев исполнение от этого только выигрывает. С этим
мнением соглашаются многие музыканты практики.
Проблемой сценического волнения занимаются и музыканты-испол-
нители, и педагоги, и психологи. Как правило, эту проблему волнения они
рассматривают через призму своей профессии. В этом направлении долгие
годы работал Михаил Бочкарев. Его труды были посвящены психологиче-
ским аспектам формирования готовности музыкантов-исполнителей к пуб-
личным выступлениям. Своё внимание автор сосредоточил на мотивацион-
ных аспектах, положительно воздействующих на исполнители.
Были выделены три группы мотивов: «1–мотивы, связанные с отно-
шением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; 2–
мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; 3– мотивы, свя-
занные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профес-
3
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958. С. 252.
сионального самосовершенствования и др.)
4
». В своей теории мотиваций,
Бочкарев подчёркивал, «что положительное отношение музыканта к испол-
няемому
произведению,
увлечённость
им
способствует
формированию
творческого эстрадного самочувствия»
5
.
По мнению Бочкарёва, на заключительной стадии работы над музы-
кальным произведением (в преддверии выхода на сцену), подчеркивается
большая роль психологических операций, в которых музыкант представ-
ляет себя в условиях концертного выступления, где он в воображаемой си-
туации «видит» и «ощущает» своё исполнение. Создавая такие ситуации,
музыкант имеет возможность предвидеть тот или иной исход своего вы-
ступления.
Важную роль в своих исследованиях Л.Л. Бочкарев отдает «психоло-
гической
тональности»
конкурсных
выступлений
музыкантов-исполни-
телей. В своей книге «Психология музыкальной деятельности» автор под-
чёркивает, что соревнования вообще для большинства людей представляют
собой сложную стрессовую ситуацию, при которой происходит повышение
требований к нервно-психологическому состоянию человека. А так как че-
ловек – это «индивид» со своей нервной организацией, а конкурс – это
стрессовый фактор, влияющий на нервно-психическое состояние отдельно
взятого музыканта, то последствия могут быть абсолютно разными: у кого-
то подавляется творческий тонус, ухудшается исполнительский результат;
у кого-то наоборот, улучшается концертное исполнение. Исходя из выше
сказанного, следует вывод, что нельзя запрограммировать абсолютно без-
укоризненного исполнения. Тем более сделать это с учащимися. Возможно,
только подвести своего воспитанника к определённой проблеме и напра-
вить его к наиболее подходящему варианту решения той или иной стрессо-
вой ситуации, возникшей во время концертного выступления.
Продолжая рассуждения о психологических особенностях эстрадно-
го состояния, мы приходим к выводу, что появление первых ощутимых
признаков предконцертного волнения должно вызывать не тревогу, а скорее
состояние приподнятого расположения духа.
Российский музыкант-исследователь В.Ю.Григорьев в своей книге
«Исполнитель и эстрада» доказывает, что если музыкант понимает значи-
мость своей деятельности (профессия - исполнитель), то артистическое
волнение просто необходимо для успешного выступления. Так же как и
Бочкарев, Григорьев считает необходимым репетиции «концертов». Моде-
лируя разные концертные ситуации (домашние выступления, классные, на
различных сценах), музыкант должен представлять своё психологическое
состояние и в соответствии с этим вести подготовительную работу. По
мнению автора, улучшение концертного самочувствия зависит не только от
4
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика – XXI, 2008.– С.268.
5
Там же.
умело организованных репетиций, но и от надёжно сделанной работы над
произведением.
Исследуя
педагогические
труды
известных
музыкантов-педагогов,
мы пришли к выводу, что в музыкальной практике встречается так называ-
емая «псевдоподготовленность». Педагог, переоценивая достоинства своего
воспитанника и недооценивая реальные недочеты и недостатки, решает
выпустить на сцену ученика. В результате, под прессом сценического вол-
нения достоинства блекнут, а недостатки проявляются в большей степени и
выходят на первый план. Выступление воспитанника приобретает черты
«неудачного», что впоследствии может сказаться на дальнейшей успешно-
сти концертной деятельности. Как следствие вина неудачи полностью ле-
жит на педагоге. Говорить о «психологическом эстрадном волнении» как о
концертной неподготовленности в этой ситуации не приходится.
В самом начале мы уже касались вопроса о типах нервной системы
человека. Нельзя говорить о «волнении» не учитывая этой стороны вопро-
са. Тип нервной системы – фактор немаловажный в концертной деятельно-
сти. У людей высокотревожных и интровертивных, по мнению психологов,
синдром волнения выглядит иначе, нежели у людей низкотревожных и экс-
травертивных. Волнение присуще и тем и другим, но себялюбцы и нарцис-
соманы волнуются сильнее, мучительнее, острее. В психологии существует
такое понятие как «Я-Концепция», где по определению психологов в под-
сознании творческого человека происходит понимание первостепенности
значения того, что важно для него в жизни и творчестве.
В музыкальной практике существует мнение, что «эстрадобоязнь» –
это болезнь, которая практически не поддаётся лечению. Человеку либо
дано выступать на эстраде, либо нет. С таким мнением можно не согла-
ситься. Если бы многие блистательные всемироноизвестные представители
исполнительского искусства решили бы покинуть сцену по причине волне-
ния перед публичным выступлением, то мир никогда не узнал бы таких
имён как Фёдор Шаляпин, Артуро Тосканини…
Существуют «правила», выполнение которых нередко приводит к
успешной концертной деятельности. Следуя этим правилам, можно если не
полностью избавиться от концертного волнения, то хотя бы от его сти-
хийно-разрушительной силы.
Одно из таких правил – основательность и тщательность предвари-
тельной подготовки. Для каждого представителя творческой деятельности
это правило подразумевает своё действие: для музыканта это «стопроцент-
наясделанность» программы, для актёра – полное вживание в образ, для
оратора – абсолютное владение текстом.
6
Н.А.Римский-Корсаков говорил, что сценическое волнение музыкан-
та прямо пропорционально его подготовленности к выступлению. В дан-
6
Цыпин г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. – м.:
Музыка. 2010. – с. 125.
ном случае он имел ввиду не только профессионально техническую сторо-
ну подготовки, но и её «психотерапевтическую». Когда музыкант осознает,
что в ходе своей домашней подготовки он сделал «всё», то возникает опре-
делённое душевное облегчение, которое дает сценическую уверенность.
Проще говоря, если совесть исполнителя чиста, то уверенность в благопо-
лучном исходе выступления возрастает.
Второе правило– «обыгранность», «проверка на качество», «обкатка»
концертной программы. Об этом уже не раз говорилось выше. Стоит лишь
добавить, что публичное исполнение одной программы несколько раз толь-
ко добавляет уверенности музыканту. Выступление уже не является стрес-
совой ситуацией. Привычка, по мнению выдающихся исполнителей, яв-
ляется едва ли не самым надёжным антистрессом»
Третьим правилом успешности выступления принято считать «ауто-
тренинг». Ранее уже упоминалось о том, что нервная система каждого че-
ловека различна. В такой ситуации просто не обойтись без внутренней ра-
боты над собой, необходимо найти «аргументы» и «доводы», которые
способны приглушить волнения, страхи и сомнения. Это правило не менее
важно, чем два предыдущие. Зрелый музыкант должен постоянно работать
над своим внутренним самочувствием. С юными исполнителями работу
должны проводить непосредственно педагоги и родители.
Используемая литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ.
Вузов. – 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Мастер, 2006.– 702с.
2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории лич-
ности. – М., 1974. – 134с.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога.
4-е изд. – М.: Музыка,1982. – 300с.
4.
Баренбойм
Л.А..Путь
к
мезицированию.–
М.:
Классика
–XXI,
2004.– 164с.
5. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии
исполнительской деятельности. – М.: Музыка, 2010. – 128с.