Совместная деятельность воспитателя с детьми в рамках ФГОС
Автор: Горюнова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 71" Населённый пункт: г. Березники Наименование материала: статья Тема: Совместная деятельность воспитателя с детьми в рамках ФГОС Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность воспитателя
с детьми в рамках ФГОС
Выполнила: Горюнова Т.В.
воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Д/сад № 71»
Планирование
воспитательно-образовательной
работы
в
нашем
дошкольном
учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации
основной
образовательной
программы,
приоритетами
которой
являются
совместная деятельность.
Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает особую систему их
взаимоотношений
и
взаимодействия.
Ее
сущностные
признаки,
наличие
партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации
(сотрудничество
взрослого
и
детей,
возможность
свободного
размещения,
перемещения и общения детей).
Совместную деятельность разделяют на:
-
непосредственно
образовательную
деятельность,
реализуемую
в
ходе
совместной деятельности взрослого и детей;
-
совместную
деятельность
взрослого
и
детей,
осуществляемую
в
ходе
режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
-
совместную
деятельность
взрослого
и
детей,
осуществляемую
в
ходе
режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и
ухода.
В нашем дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей
планируется
с
учетом
интеграции
образовательных
областей
в
процессе
организации НОД и процессе режимных моментов.
Все образовательные области связываются
друг с другом: читая, ребенок
познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками
и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь
образовательных
областей
обеспечивают
формирование
у
ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет
роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, логопед
осуществляет работу над четкостью, выразительностью, чистотой произношения
потешек, стихов к праздникам.
Так
изменяется
способ
организации
детских
видов
деятельности:
не
руководство
взрослого,
а
совместная
(партнерская)
деятельность
взрослого
и
ребенка
-
это
наиболее
естественный
и
эффективный
контекст
развития
в
дошкольном детстве.
Ведущими
видами
совместной
деятельности
становятся:
игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и
др. Для разных видов детской используются разные формы работы с детьми.
Например, для организации трудовой деятельности используем поручения (в т.ч.
подгрупповые),
познавательные
опыты
и
задания,
дежурства,
и
т.д.
Для
музыкально-художественной, включаются
слушание, исполнение, музыкально-
дидактические и народные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки,
драматизации и т.д.
Ключевым мероприятием является реализация проектов, осуществляемых в
совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников. Родители
являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех
проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
Планирование совместной
деятельности осуществляем
с опорой на
предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании
при указании зон, в которых организуется деятельность детей (работа в уголке
сенсорного,
физического,
музыкального,
трудового
воспитания),
при
описании
материалов
и
оборудования,
предлагаемого
вниманию
детей,
атрибутов
к
сюжетным и другим играм.
Развитие видов деятельности осуществляем
в совместной деятельности со
взрослым,
затем
-
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
и,
наконец,
становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Практика показывает, что в самостоятельной
деятельности детей, лежит
личная
заинтересованность
(внутренняя
мотивация).
Мотивом
может
быть
и
интерес,
и
желание
помочь
кому-либо,
и
стремление
получить
похвалу
и
необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае,
внутренняя
мотивация
вызывает
подъем
физических
сил,
всплеск
эмоций,
активацию мышления. Свободная деятельность имеет принципиальное значение
для
развития
самостоятельности,
независимости
и
в
конечном
итоге,
для
формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением.
Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем
сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими.
Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной
активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству
со стороны взрослого.
Поэтому мы стараемся оптимально организовать различные виды детской
деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание индивидуальных
заданий, игр, самостоятельной деятельности, прогулок, экскурсий, чтобы достичь
высоких результатов в воспитании детей.