Напоминание

"Эффективные формы сопровождения адаптации детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО"


Автор: Васильева Надежда Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные формы сопровождения адаптации детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Эффективные формы сопровождения адаптации детей раннего возраста

в рамках реализации ФГОС ДО
Одним из основных приоритетов современного этапа развития российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к дошкольному образованию. Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования. Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, не системный характер: в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества. Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-пси-хического и социально- психологического. Эта задача в условиях современного детского сада
является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. В последнее время, в связи с кардинальными социокультурными и нравственно-психологическими изменениями, которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских отношений становится всё более актуальной для социально-психологических исследований. Очень важно понять родителю, что ребёнка нужно воспринимать таким, каков он есть на самом деле со всеми его достоинствами и недостатками: «Я люблю тебя таким, какой ты есть, я буду заботиться о тебе и помогу тебе познать мир во всех его красках». На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В раннем возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т.д. Актуальность обсуждаемой темы обуславливается тем, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно разработаны и научно обоснованы и систематизированы методы и формы организации адаптации детей раннего возраста. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста. Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой. Успешно решить данную задачу позволяют  организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.  Консультативно-диагностический пункт - в условиях консультативно-диагностического пункта осуществляются следующие виды помощи (целенаправленного педагогического воздействия): диагностика и мониторинг развития ребенка раннего возраста; развивающие занятия, проводимые педагогами службы и направленные на стимуляцию нормально развивающихся функций, коммуникативных способностей, видов деятельности ребенка, развитие его потенциальных возможностей, составляющих компенсаторный потенциал ребенка. Весь период между консультативными приемами родители занимаются с ребенком самостоятельно в соответствии с полученными рекомендациями.  Центр игровой поддержки ребёнка (для детей раннего возраста, не посещающих детский сад) групп раннего возраста. В условиях ЦИПР психолого-педагогическая помощь оказывается в процессе: развивающих занятий, проводимых педагогами с группой детей в составе 2-3 человек и индивидуально (при разновозрастном составе группы кратковременного
пребывания). Содержание развивающих занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также требованиями реализуемых в ДОУ образовательных программ к уровню развития ребенка раннего возраста; совместных игр, развлечений, праздников, способствующих адаптации ребенка к условиям ДОУ, развитию общения со сверстниками и взрослыми, созданию эмоционально положительного фона во взаимодействии с детьми, атмосферы доверия и открытости. Особенно важен этот вид помощи детям с нарушениями в коммуникативной и эмоционально- волевой сферах. Необходимо выбрать такую форму, которая смогла бы удовлетворить запросы родителей детей раннего возраста, а также повысить их педагогическую культуру, подготовить сотрудников к реализации программы, создав для этого определённые условия. Для того чтобы проследить в дальнейшем, как дети будут адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения в первой младшей группе Нашим дошкольным учреждением выбрана форма клуба «Будущий дошкольник». Перед тем, как начать работу были созданы локальные акты: Положение о клубе «Будущий дошкольник», и Приказ МОУ об организации работы клуба «Будущий дошкольник». Новизна работы Клуба состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада - досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Педагогическая целесообразность работы Клуба объясняется следующим:  во - первых, у педагога есть возможность познакомиться с ребёнком и родителями до поступления в дошкольное учреждение, оценить его адаптационные возможности и подготовить малыша к поступлению в детский сад,  во - вторых, у родителей с ребёнком есть уникальная воз- можность поближе познакомиться с будущим воспитателем и детским садом и определиться с дальнейшим развитием ребёнка.  в третьих, педагог поможет скорректировать существующие противоречия и проблемы семейного и общественного воспитания, это поможет сохранить психическое, физическое и нравственное благополучие малыша.  В четвёртых, помочь сотрудникам детского сада повысить свою профессиональную компетентность в вопросах организации адаптации,
Работа строится с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующих принципах:  принцип обучения (индивидуально сть, д о с ту п н о с т ь , преемственность, результативность);  принцип постепенности и поэтапности вхождения ребёнка раннего возраста в дошкольное образовательное упреждение;  принцип педагогической поддержки индивидуального развития ребёнка;  принцип целесообразности, в основе которого лежит целесообразность выбранных методов и форм организации адаптации детей раннего возраста;  принцип доступности осуществляемых методов и форм по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;  принцип преемственности семьи – детского сада;  в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анкетирование, обработка результатов и т.д.); Цель работы Клуба: создание благоприятного воспитательно – образовательного пространства для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста. Почему именно клуб? Клуб предполагает общение на равных, совместное решение проблемных ситуаций. В работе клуба принимают участие: • родители. • заведующий. • старший воспитатель. • педагог – психолог. • старшая мед. сестра. • учитель-логопед. • воспитатели ясельных групп. • другие специалисты. Работа Клуба проходит поэтапно.
Организационный и ознакомительный этапы
. Организационный: Проходит ежегодно с 15 мая по 20 мая. Родителей приглашают на первое заседание, где предлагаются несколько вариантов сотрудничества:  Стать членами клуба «Будущий дошкольник».
 Подтвердить желание посещать именно наше учреждение и согласовать сроки и правила приема детей. Цели этапа:  Привлечь как можно больше родителей к членству в клубе.  Заинтересовать их работой клуба.  Убедить в результативности совместных усилий для оптимизации адаптационного периода.  Интересы и ожидания родителей выясняются с помощью анкетирования. Ознакомительный: Проходит ежегодно с 20 мая по 25 мая. В эти дни могут встретиться и обменяться мнениями две категории родителей: родители, дети которых уже посещают детский сад и родители, детям которых только предстоит начать посещение детского сада, на этом же этапе родители могут побывать на консультациях специалистов. Цели второго этапа:  Профессионально подготовить родителей к поступлению их ребенка в детский сад.  Снять напряженность в семье при поступлении ребенка в дошкольное учреждение  Наладить пути дальнейшего сотрудничества с родителями в воспитании детей. В конце данного этапа проводится анкетирование с целью сравнить представления родителей о дошкольном учреждении до посещений и после.

Схема взаимодействия на ознакомительном этапе
Адаптационный этап. Продолжается 1- 2 недели июня. Малыши вместе с родителями посещают серию занятий в течение 1 недели по подгруппам. Цель занятий: вызвать у детей радость от прихода в дошкольное учреждение, от занятий вместе с мамой, от взаимодействия с чужими людьми. Важно организовать совместные прогулки мам с детьми на участке детского сада.
Схема взаимодействия на адаптационном этапе.

Медицинская

служба
Ст. медицинская сестра Врач - педиатр Физио мед. сестра
Родители
ребенка, поступающего в детский сад Педагог – психолог Старший воспитатель Заведующий Воспитатели групп раннего возраста
Педагогическая

служба

Родители с

ребенком

Инструктор по

физической

культуре

Музыкальный

руководитель

Педагог –

психолог

Воспитатели

Социально – педагогическая программа Клуба по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, по нашему мнению, полностью смогла удовлетворить запросы родителей детей раннего возраста, а также повысить педагогическую культуру родителей, подготовить сотрудников к реализации программы, создав для этого определённые условия. Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования одинаковы, то малышу легко будет в них сориентироваться. Работа клуба «Будущий дошкольник» помогает родителям, педагогам и детям лучше понять друг друга, а в дальнейшем легко и интересно проживать всем вместе дошкольные годы. По нашему мнению, Клуб дает возможность создания равных стартовых условий для детей, пришедших в дошкольное учреждение, а также является инструментом создания системы оценки качества, которая будет содержательно раскрывать вопросы адаптации к детскому саду.


В раздел образования