"Развитие технического мышления учащихся на уроках технологии (мальчики)"
Автор: Иванов Мирослав НиколаевичДолжность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Егольжинская СОШ им. Д. И. Павлова" Нюрбинского района РС(Я)
Населённый пункт: Энгольжа
Наименование материала: Методическая разработка на тему
Тема: "Развитие технического мышления учащихся на уроках технологии (мальчики)"
Раздел: полное образование
Назад
Методический семинар на тему:
Иванов Мирослав Николаевич учитель
технологии
МБОУ «Егольжинская СОШ им. Д. И. Павлова»
Нюрбинского района
Развитие технического творчества
учащихся на уроках технологии в
условиях внедрения ФГОС
Техническое творчество – это, прежде всего средство
воспитания
таких
важных
качеств,
как
уважение
и
любовь к технике, пытливость, целеустремлённость, воля
к победе.
В настоящее время обучение детей по технологии
требует
много
усилий,
знаний
и
навыков
работы
в
современном
мире.
Так
как
нынешнее
время
требует
нового современного подхода к
обучении
технологии.
Одним из важнейших профессиональных качеств учителя
технологии
является
его
способность
к
техническому
творчеству,
моделированию
и
конструированию.
Проблема.
Каждый
учитель
технологии,
разрабатывая
конспект
урока,
хочет,
чтобы
все
дети
к
концу занятия усвоили материал. Проработав несколько
лет
в
школе,
я
убедился,
что
ученику
особенно
сложно
запомнить
то,
о
чём
просто
рассказывается
на
уроке.
Нужно подобрать и совместить на одном уроке несколько
методов, способов, технологий и приёмов так, чтобы они
дополняли друг друга, но не перегружали урок. В помощь
учителю пришли инновационные методики и технологии,
которые направлены на реализацию требований ФГОС.
Актуальность определяется
противоречием
между
сложившейся
или традиционной формой обучения
т е х н о л о г и и
и
т р е б о в а н и е м
современного
времени,
и
интереса
учащихся. Эти требования относятся
как
к
изменениям
содержания
предмета,
так
и
к
организации
учебных
занятий
образовательного
п р о ц е с с а :
р е ш е н и ю
з а д а ч
технического характера, активизации
деятельности
учащихся
и
учителей,
использованию
индивидуальных
п е д а г о г и ч е с к и х
т е х н о л о г и й ,
разнообразных
систем
о ц е н к и
качества
технической
подготовки
учащихся.
Цель: рассматривание проблемы, и пути внедрения
технического творчества учащихся в учебный процесс по
предмету технология, обеспечение в системе образования
детей,
социального
заказа
государства
на
воспитание
технически
грамотных
и
высокоорганизованных
специалистов для различных производственных отраслей,
обладающих
высоким
техническим
мышлением,
стойкими
жизненными
ориентирами,
стремлением
к
созданию новых технических идей на благо государства.
Задачи программы:
•
Создание педагогических, материально-технических и финансовых
условий, обеспечивающих эффективное функционирование для
развитие технического творчества учащихся;
•
Воспитание гармонично-развитой, общественно активной личности,
способной быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в
различных отраслях;
•
Выявление одаренных детей и подростков, обеспечение
соответствующих условий для их творческого развития;
•
Модернизация материально-технической базы учебных мастерских
обеспечение ее соответствия современным требованиям;
•
Разработка и внедрение образовательных и досуговых программ
спортивно-технической и научно-технической направленностей,
ориентированных на развитие личности учащегося.
Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в
котором
главное
место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
школьника.
Задача урока на современном этапе – не дать объем знаний, а
научить учиться.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их
собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять
учащимися,
развивать
их
познавательную
деятельность
и
логическое
мышление.
Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно
добывали знания, чтобы у учеников формировались навыки системного
анализа,
определенность
собственной
позиции,
способность
к
критическому
мышлению,
на
уроках
использую
разнообразные
типы
деятельности:
Проектная
Исследовательская
Игровая
Проблемно-поисковая
Коллективного решения проблем
В
настоящее
время
в
учебный
процесс
общеобразовательных
учреждений
глубоко
находит
свое
место
Федеральный государственный образовательный стандарт, в связи с
этим,
так
как
форма
обучения
детей
по
ФГОС
отличается
от
стандартных
методов
обучения,
я
предлагаю
использовать
следующие методы развития технического мышления у учащихся:
- Метод временных ограничений;
- Метод мозгового штурма;
- Метод внезапных запрещении;
- Метод новых вариантов;
- Метод информационной недостаточности;
- Метод информационной перенасыщенности.
Метод временных ограничений;
( М В О )
–
о с н о в ы в а е т с я
н а
у ч е т е
существенного
влияния
временного
фактора
на
умственную
деятельность
(впрочем,
не
только
на
умственную).
Опыты показали, что при неограниченном
времени решения задачи учащийся может
н а х о д и т ь
н е с к о л ь к о
в а р и а н т о в ,
продумывать в деталях свои действия, а
также
искомые
качества
и
структуры
объектов
и
т.п.
При
лимитированном
времени, как правило, решение или может
упрощаться
–
учащийся
ограничивается
использованием того, что он лучше всего
знает.
Метод мозгового штурма
•
з а к л юч а е т с я
в
т о м ,
ч т о
з а д а ч у
предлагается решить группе учащихся, и
на первом этапе решения они выдвигают
различные
гипотезы,
порой
даже
абсурдные.
Набрав
з н ач и т е л ь н о е
количество
предложений,
детально
прорабатывают каждое из них. Данный
метод
развивает
групповое
мышление
(работу в коллективе), позволяет делится
личным
опытом
в
решении
подобных
задач между членами группы.
•
Сущность
мозгового
штурма
–
дать
с в о б о д н ы й
в ы х о д
м ы с л я м
и з
подсознания.
По
теории
Ф р е й д а ,
управляемое сознание является тонким
с л о е м
н а
м а с с е
н е у п р а в л я е м о г о
подсознания.
При
мозговом
штурме
нужно создать условия, чтобы расковать
подсознание.
Метод внезапных запрещений
заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе
запрещается использовать в своих построениях какие-то типовые
действия и конкретные материалы.
Метод новых вариантов
заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые
варианты, решения.
Метод информационной недостаточности
применяется
тогда,
когда
ставится
задача
особой
активизации
деятельности
на
первых
этапах
решения.
В
этом случае
исходное
условие
задачи
представляется
с
явным
недостатком
данных,
необходимых для начала решения.
Метод информационной перенасыщенности
основывается соответственно на включении в исходное условие задачи
заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является
подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные,
лишь затемняющие полезную информацию.
В практике у каждого учителя возникают проблемы, и
требуется консультации и обмен опытом. В своей работе я в
основном
консультируюсь
с
Центром
научно-
технического
творчества
учащихся
Нюрбинского
района
(директор
Андреева
Л.
В.
)
и
с
учителем
английского
языка
и
руководителя
кружка
робототехники
МБОУ
«Малыкайская
СОШ» Ушкановым Федором Федоровичем.
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Основные направления
Мы принимаем
участия
Досуговые мероприятия и участия в конкурсах и выставках
Районная выставка
«Технического творчества»
Соревнование по
робототехнике LEGO
Соревнование по
Робототехнике HUNO
Районная выставка
«Архитектура и дизайн»
Районная НПК
«Шаг в будущее»
Районная НПК
«Первый шаг»
Основные направления
Результаты работы:
1. Формирование комплексной системы профессиональной ориентации и
сопровождения профессионального определения обучающихся;
2. Возрастание числа
обучающихся, ориентированных на социально-
востребованные профессии в сфере науки, техники и производства;
3. Внедрение новых технологий обучения, гарантированная материально-
техническая поддержка образовательного процесса;
4.
Отвлечение
обучающихся
от
негативных
социальных
влияний
средствами
научно-технического
творчества,
спортивно-технических
мероприятий;
5. Участия в различных конкурсах, выставках, НПК, соревнований.
В раздел образования