ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС" (в рамках межпредметных связей отделений "Музыкальное исполнительство" ДШИ Саратовского района)
Автор: Филимонюк Марина Леонидовна Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 1" (филиал в р.п.Соколовый) Населённый пункт: п. Соколовый, Саратовского района Наименование материала: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС" Тема: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС" (в рамках межпредметных связей отделений "Музыкальное исполнительство" ДШИ Саратовского района) Раздел: дополнительное образование
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. председателя совета директоров
МОУДОД «ДШИ» Саратовского
муниципального района
_____________________Г.Н.Рюмина
«01» июня 2009 года
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС»
(в рамках межпредметных связей
отделений «Музыкальное исполнительство»
ДШИ Саратовского района)
Партнёры проекта:
Управление культуры
ДШИ Саратовского района
Дата начала проекта: 4 июня 2009 г.
Дата окончания проекта: 23 марта 2010 г.
р.п.Соколовый
•
Описание проблемы:
В современных условиях всеобщей компьютеризации и процесса
активизации средств массовой информации, в ДШИ заметно снизился
интерес и уровень домашней подготовки учащихся по музыкально-
теоретическим дисциплинам. Традиционные формы проведения уроков
не решают данную проблему.
Для учащихся наиболее приемлемы игровые и конкурсные формы
работы.
В
соединении
со
сценическим
действием
они
активно
стимулируют мышление, способствуют развитию самостоятельности и
повышают мотивацию у учащихся.
•
Цели и задачи.
•
Раскрытие творческого потенциала учащихся, выявление одаренных
детей.
•
Закрепление
практических
навыков,
полученных
на
уроках
сольфеджио и музыкальной литературы.
•
Воспитание эстетического вкуса и повышение культурного уровня
учащихся.
•
Деятельность в рамках проекта.
•
Авторы
проекта
предлагают
провести
проект
в
рамках
межпредметных связей отделения «Музыкальное исполнительство»
в форме конкурса музыкальных диктантов.
•
В
основе
проекта
использовать
различные
формы
учебной
деятельности.
•
План деятельности.
•
Разработать задания для конкурсов: ритмический, интервальный,
мелодический, слуховой.
•
Создать
сценарий,
включающий
в
себя
сценическое
действие
с
проведением конкурсов.
•
Разработать положение и требования к конкурсу.
•
Подготовить необходимую документацию для жюри.
•
Выбрать произведения для музыкального оформления конкурса.
•
Продумать художественное оформление конкурса.
•
Изготовить наглядные пособия для конкурсных заданий.
•
Провести заседания районной секции преподавателей музыкально-
теоретических дисциплин в целях обсуждения условий проведения
конкурса и подготовки учащихся.
Календарный план работы над проектом.
04.06.2009 – заседание РМО - начало работы над проектом.
24.08.2009
–
определение
структуры
и
разработка
требований
районного конкурса «Музыкальный экспресс».
25.09.2009 – создание сценария районного конкурса.
29.10.2009 – заседание РМО – определение даты проведения конкурса,
распределение заданий конкурса между преподавателями ДШИ района.
06.11.2009
–
разработка
конкурсных
заданий,
начало
работы
над
документацией.
08.12.2009
–
подбор
музыкального
и
художественного
оформления
конкурса.
23.01.2010 – репетиция сценария конкурса.
03.02.2010 – утверждение состава жюри конкурса.
02.03.2010
–
разработка
критериев
оценки
конкурсных
заданий
и
подготовка документации для жюри.
10.03.2010 – распределение обязанностей между преподавателями и
учащимися для организации проведения районного конкурса.
22.03.2010 – генеральная репетиция конкурса.
23.03.2010 – проведение районного конкурса музыкальных диктантов
«Музыкальный экспресс».
•
Ожидаемые результаты реализации проекта .
Участие в данном проекте будет способствовать повышению интереса к
музыкально-теоретическим
дисциплинам,
развитию
творческого
потенциала
и
самостоятельности
мышления
учащихся,
а
также
повышению
уровня
преподавания
музыкально-теоретических
дисциплин ДШИ района.
К
концу
проекта
определится
уровень
музыкально-слухового
и
ритмического развития учащихся и степень подготовки учащихся к
данному конкурсу.
•
Устойчивость проекта
Данный проект не зависит от влияния внешних факторов и данная
форма работы будет использована в дальнейшем неоднократно.
•
Исполнители проекта
В реализации проекта будут принимать участие:
1) Авторы проекта :
-
Лобанова Н.Р. – имеет среднее специальное образование, высшую
квалификационную
категорию,
пед.
стаж
38
лет,
преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин,
зав.
теоретическим
отделом,
зав. РМО;
- Филимонюк М.Л . – имеет высшее профессиональное образование,
высшую
квалификационную
категорию,
пед.
стаж
23
года,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, зав. РМО.
2) Участники проекта:
- Соина Л.Н.
- Куприянова Г.Ю.
3 ) Музыкальное оформление:
-
Парыгина
Е.Е.
–
имеет
высшее
профессиональное
образование,
вторую квалификационную категорию, пед. стаж 2 года, преподаватель
спец. фортепиано;
- Таранухина С.И. - имеет высшее профессиональное образование,
высшую
квалификационную
категорию,
пед.
стаж
14
лет,
преподаватель истории изобразительного искусства;
- Петропавловская Софья – учащаяся 2 класса отделения «Музыкальное
исполнительство».
4) Художественное оформление:
- Панфилов С.Н. - имеет среднее специальное образование, высшую
квалификационную категорию, пед. стаж 17 лет, преподаватель;
5) Участники сценария:
-
Вершинина
Софья
–
учащаяся
2
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
-
Нуретдинов
Роман
–
учащийся
2
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
-
Емельяненкова
Анастасия
-
учащаяся
2
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
-
Емельяненкова
Александра
-
учащаяся
2
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
-
Сладкина
Дарья
-
учащаяся
2
кл.
отд.
«Музыка льно е
исполнительство»,
- Курош Алёна - учащаяся 6 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
-
Хохлова
Василина
-
учащаяся
6
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
-
Пастарнак
Константин
-
учащийся
6
кл.
отд.
«Музыкальное
исполнительство»,
- Чураева Ирина - учащаяся 6 кл. отд. «Музыкальное исполнительство»,
- Головач И.Ю. – секретарь учебной части.
6) Хронометраж:
-
Сытова
М.В.
–
имеет
среднее
специальное
образование,
первую
квалификационную
категорию,
пед.
стаж
21
год,
преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин.
•
Презентация проекта
Презентация
запланирована
на 23.03.2010 года в форме конкурса,
включает в себя:
-
запись
ритмического,
интервального,
мелодических
(3
вида)
диктантов и определение музыкальных форм;
- исполнение музыкальных пьес на фортепиано;
- театрализованное представление;
- использование звукозаписей;
- награждение победителей конкурса дипломами и грамотами.
Все
задания
районного
конкурса
музыкальных
дикт антов
«Музыкальный экспресс» объединены
единым сценарием, ведущей
которого будет Филимонюк М.Л. (ДШИ № 6), конкурсные задания
будут проводить
преподаватели: Лобанова Н.Р. (ДШИ № 6), Куприянова Г.Ю.(ДШИ №
5), Соина Л.Н.(ДШИ № 1).
Сценарий районного конкурса музыкальных диктантов
«Музыкальный экспресс»
Звучит музыка: Г.Свиридов «Вальс»
Выходит Ведущий.
Ведущий – Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы не
случайно собрались сегодня в этом зале. Нас ждет увлекательное
путешествие в мир звуков и ритма на музыкальном экспрессе. Наш
поезд будет делать остановки на станциях, где вас ждут различные
интересные задания. Вы уже приобрели билеты в кассе?
Займите места согласно билетам.
Звучит музыкаИ.Штраус. Полька «Трик-трак»
Ведущий – Ну, а сейчас я представлю вам жюри:
- председатель жюри – Корнилова Елена Борисовна , зав. секцией
сольфеджио преподавателей детских школ искусств г. Саратова,
- члены жюри – Жильцова Ираида Анатольевна, директор детской
школы
искусств № 10 г.Саратова,
- Стефанюк Ирина Юрьевна, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе средней
общеобразовательной
школы № 9 г. Саратова.
Внимание преподавателей и учащихся: за подсказку со стороны
преподавателей или учащихся жюри будет штрафовать участников на 5
баллов.
Ведущий – Ну что, все готовы к путешествию? Тогда – в путь!
Звучит колокольчик. М.Глинка «Попутная песня»
Ведущий – Внимание! Наш поезд подходит к станции «Ритмическая».
Остановка 15 минут.
Сценка на станции «Ритмическая»
На сцену выходят 7 учащихся
Ведущий – Что за шум? Вы кто такие?
1-я нотка – Мы – нотки!
2-я нотка – Вы случайно не видели нашего уважаемого размера?
3-я нотка – Мы его потеряли и теперь не знаем, в какой вагон нам
садиться?
4-я нотка – Может, вы нам поможете?
Ведущий – С удовольствием. Но сначала скажите, как выглядит ваш
размер?
5-я нотка – Наш уважаемый размер всегда ходит в сопровождении
двух долей.
Ведущий – Тогда вам нужен двухдольный вагон. Вот ваши места
(показывает на стулья). В первое купе сядут …
1-я нотка – (перебивая ведущего) Можно нам с подружкой? Мы бы
хотели сидеть вместе.
Ведущий – Хорошо. Одна из вас сядет на первое место, а другая на
второе (четверти садятся на стулья).
2-я нотка – В нашем купе больше мест нет!
Ведущий – Второе купе займут восьмушки. Не торопитесь, на каждое
место садитесь по двое.
3-я нотка – Мы – маленькие, уместимся! (восьмушки садятся на
стулья).
Половинная нота молча проходит мимо всех и садится сразу на два
стула.
4-я нотка – А это кто?
5-я нотка – И по какому праву одна занимает два места?
6-я нотка (половинная) – (ворча) По какому, по какому…. Да потому
что я – половинная нота! Эх, темнота! Длительности надо знать в лицо!
Ведущий – Вот теперь вы сидите правильно, нет, … что-то здесь не
так, кого-то не хватает.
Входит пауза и занимает свое место
Ну, вот теперь все в порядке, все купе заполнены и соответствуют
своему размеру. Поезд скоро тронется, а нашим участникам еще надо
успеть выполнить первое задание – написать ритмический диктант.
*Конкурс №1 «Ритмический диктант». Конкурс проводит
Куприянова Галина Юрьевна, преподаватель детской школы
искусств № 5 (она объясняет условия конкурса)
Ведущий – Наше путешествие продолжается. Поехали!
Прозвонил колокол.
Звучит музыка в исполнении Парыгиной Е.Е. - Э.Сигмейстер «Поезд
идёт»
Ведущий – Мы подъезжаем к станции «Интервальная». Нас встречает
дежурный по станции Соина Людмила Николаевна, преподаватель
детской школы искусств № 1. Она предложит вам
* Конкурс «Интервальный диктант»
Ведущий – Наш поезд продолжает свой путь. Следующая остановка –
станция «Музыкальный перекрёсток».
Прозвонил колокол.
Звучит музыка в исполнении Парыгиной Е.Е. - Э.Сигмейстер «Поезд
идёт»
Ведущий - Но что это? Поезд остановился на «Музыкальном
перекрёстке», он не может идти дальше. Машинист сбился с пути и не
знает, по какой дороге ехать. Ребята, давайте ему поможем! Для этого
вы должны выполнить несколько заданий.
*Конкурс « Музыкальный перекрёсток». Конкурс проводит
Лобанова Наталья Романовна, преподаватель детской школы
искусств № 6.
Ведущий – Наше путешествие продолжается. Поехали!
Прозвонил колокол.
Звучит музыка в исполнении Е.Парыгиной - Э.Сигмейстер «Поезд
идёт»
Ведущий – Вот на горизонте показалась станция с необычным
названием «Музыкальный лабиринт». Вам предстоит найти выход из
лабиринта и в этом вам поможет знание музыкальных форм.
* Конкурс «Музыкальный лабиринт» проводит Филимонюк
Марина Леонидовна, преподаватель детской школы искусств № 6.
Ведущий – На этом конкурсные задания закончились. Мы предлагаем
жюри для подведения итогов пройти в диспетчерскую.
А мы с вами, ребята, продолжим путешествие. В вагоне-буфете вам
предложат горячий чай. Через 20 минут мы приглашаем вас в
концертный зал на небольшой концерт.
Программа концерта:
•
Цыганский танец исполняют выпускники отделения
«Хореографическое искусство»
•
А.Жобим. Девушка из Спанемы. Исполняет Парыгиной Е.Е.
•
Танец «Цветные сны» исполняют выпускники отделения
«Хореографическое искусство»
Ведущий – Время в пути пролетело незаметно. И мы подъехали к
станции «Конечная». Наше путешествие тоже подошло к концу. Для
подведения итогов нашего конкурса слово предоставляется
председателю жюри.
Награждение победителей конкурса, вручение Дипломов.
До скорых встреч! Всего вам доброго!
Звучит музыка. Г.Свиридов «Романс»