"Индивидуальный подход к ученику как основной принцип обучения в музыкальной школе"
Автор: Писаренко Альбина Дамировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1" Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Индивидуальный подход к ученику как основной принцип обучения в музыкальной школе" Раздел: дополнительное образование
Индивидуальный подход к ученику как основной принцип обучения в
музыкальной школе.
Индивидуальность человека – его характер, интересы и способности – всегда в
той или иной степени отражают пройденный им жизненный путь. Формирование
желательных и искоренение нежелательных свойств в большей мере зависит от
самих людей, в данном случае учеников музыкальной школы, а педагог должен так
строить
свою
работу,
чтобы
всеми
способами,
постоянно
и
целеустремлённо
организовывать
и
направлять
внимание
учащегося
на
развитие
в
данном
виде
искусства.
Педагог
должен
изучать
особенности
каждого
ученика,
прежде
всего
его
психические
свойства.
При
внимательном
изучении
он
не
сможет
найти
двух
учеников одинакового психического склада.
Первое, что отличает учащихся – это их интересы. Они отличаются тяготением
к определённому роду деятельности. Интересы являются важнейшим стимулом к
приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными, широкими.
Вторая
отличительная
черта
–
это
способности
учащихся.
Психология
определяет способности как «психические свойства, которые являются условиями
для успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей».
Двум
ученикам
одного
класса
учитель
задаёт
один
и
тот
же
этюд
Черни.
Однако, один ученик уже через неделю играет этот этюд бегло и без ошибок, а
другой и через месяц работы делает в нём ошибки. Разницу в достижениях любой
педагог в подобных случаях отнесёт за счёт различия в способностях.
Способности
к
определённому
виду
деятельности
развиваются
на
основе
природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как
чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных
процессов.
Для
того,
чтобы
способности
проявились,
их
носителю
приходится
прикладывать
много
труда.
В
процессе
занятий
конкретной
деятельностью
совершенствуе6тся
работа
анализаторов.
У
музыкантов,
например,
появляются
сенсорные
синтезы,
которые
позволяют
им
переводить
образы
музыкально-
слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности
развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека
каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере.
Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности,
которые проявляются в будущем. «Наши желания, - говорил Гёте, предчувствия
скрытых
в
нас
способностей,
предвестники
того,
что
мы
в
состоянии
будем
совершать».
Совокупность
способностей,
необходимых
для
выполнения
той
или
иной
деятельности, называется одарённостью. Так, чтобы стать настоящим музыкантом,
надо не только иметь хороший слух, нужен ещё ряд других способностей, которые
составляют
одарённость
и
обеспечивают
большой
успех
в
исполнительской
деятельности музыканта.
Одарённость
не
является
неизменным
качеством.
Врождённые
анатомо-
физиологические особенности, создающие предпосылки для успешного развития
способностей (например, совершенство слухового и игрового аппаратов, важное для
музыканта-инструменталиста, совершенство голосового и слухового аппаратов для
вокалиста) могут быть реализованы только в результате интенсивной работы.
К основным способностям, составляющим одарённость, кроме склонности к
труду,
относятся:
музыкальный
слух,
чувство
ритма,
музыкальная
память,
наблюдательность,
эмоциональное
воображение,
эмоциональная
память
(то
есть
способность вспоминать пережитое), эстрадные данные
Кроме интересов, способностей и одарённости, учащиеся отличаются друг от
друга
эмоциональной
возбудимостью.
Она
проявляется
в
активности
основных
нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта индивидуальная способность
называется темпераментом. Это различия между собой люди заметили с давних
времён. Со времён Гиппократа в психологии утвердилось учение о темпераментах,
что в переводе с латинского обозначает «надлежащее соответствие частей». Такими
частями в организме человека Гиппократ полагал четыре типа жидкостей – крови
(по латыни - сангвис), лимфы (по-гречески флегма), желчи (по-гречески - холе) и
чёрной желчи (по-гречески – мелана холе). Отсюда и возникли названия четырёх
типов
темпераментов
–
сангвиник,
холерик,
флегматик
и
меланхолик,
-
сохранившиеся до настоящего времени.
Краткая психологическая характеристика типичных представителей каждого из
темпераментов, применительно к учащимся, такова:
Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на
всё окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но
также быстро охладевает. Увлекшись произведением, он пытается овладеть им, так
сказать, «с налёта». Но после первой неудачи, если, к примеру, пьеса не получается
сразу, оставляет работу, хотя произведение ему нравится.
Учащийся
холерического
темперамента
также
быстро
на
всё
реагирует,
чувства его легко возбуждаются. Однако, в отличие от сангвиника, возбуждаемость
холерика
стойкая.
Музыкант
такого
темперамента
энергичен
и
деятелен,
смело
берётся за разбор произведения, и, несмотря на трудности, любит довести дело до
конца. Отрицательной чертой ученика с таким темпераментом является то, что он с
одинаковым успехом может увлечься как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям,
злопамятен и резок.
Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, анализу
своих переживаний, реагирует на всё медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в
большинстве случаев вдумчив и чуток. К таким ученикам надо относиться особенно
внимательно, ибо они могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.
Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно,
ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно
они сонны и вялы. К новому произведению флегматик может вначале отнестись без
внешнего энтузиазма, разбираться в нём будет без увлечения, однако то, что он
сделает, сделает очень добросовестно и обстоятельно.
Только отдельные учащиеся, как исключение, имеют ярко выраженные черты
сангвиника,
холерика,
меланхолика
или
флегматика.
В
темпераменте
же
абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты этих четырёх типов.
Темперамент
не
обуславливает
ни
сознательности,
ни
интересов
человека.
Неверно считать один темперамент лучшим, а другой худшим. Ошибаются и те
педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать
быстроты
действий,
а
от
сангвиника
и
холерика
–
сдержанности.
Большую
способность и одарённость могут иметь учащиеся всякого темперамента.
Задача педагога – направлять работу учащегося так, чтобы он мог владеть
своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные
стороны. Например, спокойствие и уравновешенность, которых не хватает холерику
и
сангвинику,
можно
частично
воспитать
путём
работы
над
медленными
и
кантиленными
произведениями,
энергичность
у
меланхоликов
и
флегматиков
–
работой над подвижными и динамически насыщенными произведениями.
Память
учащегося
также
должна
быть
предметом
изучения.
Для
этого
необходимо выяснить, какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки
поверхностно
запоминать
пройденный
материал,
развита
ли
к
у
него
сообразительность.
Но
основное
внимание
следует
обратить
на
музыкально-исполнительские
данные учащегося: музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональность восприятия
музыки,
технические
способности.
Надо
знать,
к
каким
произведениям
более
склонен учащийся – к виртуозным или кантиленным – и к каким видам техники
более расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата
учащегося даёт возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать
слабые.
Педагог
всегда
должен
помнить,
что
перед
учащимися
с
различными
способностями,
характером,
темпераментом,
физиологическими
особенностями
надо ставить различные требования, к ним следует подходить по-разному. Только
хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к
нему приносит желаемые результаты в учебно-воспитательной работе.
Итак,
средства
и
методы
влияния
на
учащегося
должны
быть
результатом
глубокого изучения его.
В этом и состоится сущность индивидуального подхода
педагога к своим воспитанникам.
Список использованной литературы:
1.
В. И. Петрушин «Музыкальная психология» 1997 г.,
2.
В. Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», М., 1989 г.,
3.
Е. Н. Ильин «Путь к ученику», С-Пб, 1993 г.,
4.
И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне», М., 1980 г.