Автор: Грибанова Наиля Гадельжановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: село Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие воспитателя с логопедом Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие воспитателя с логопедом
Важным направлением модернизации образования является обеспечение
государственной гарантии доступности и равных возможностей получения
полноценного образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого
развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания
и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу
взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое
внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований
педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого
развития.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с
результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей
реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми
нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей
работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее
рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка. В
основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат
следующие принципы: -
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-
педагогического процесса.
Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-
педагогического процесса. -
Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и
детьми. -
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического
процесса.
- Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе
воспитания у них правильной речи. Для удобства работы нами были
разработаны: 1. Перспективный план взаимодействия со специалистами. 2.
Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей
направленности для организации коррекционно-развивающей работы во
второй половине дня.
Учитель-логопед и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с
речевыми отклонениями. Взаимодействие между специалистами МБДОУ
осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-
практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-
развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции
речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения
непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в
индивидуальной форме. Воспитатели принимают активное участие в
создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая
рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и
упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в
работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи
дошкольников. Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда
зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно
произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей,
своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию
поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме
воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по
автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет
стремление и желание ребенка произносить звук чисто. Учителю-логопеду
необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым
ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь
взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один
раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в
разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть
достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс.
Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем
эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на
неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у
детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые
преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их
описание. Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут
проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во
время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме
проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня.
Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит
артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию
звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают
с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр,
упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой
моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая
карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер
карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий
для воспитателей. Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с
детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая
положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были
неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают
учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы,
расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают
приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет
специалист. Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и
воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции
речи дошкольников.