Напоминание

Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий.


Автор: Емельянова Елена Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №45
Населённый пункт: г. Тверь Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий.
Раздел: среднее образование





Назад




СКОРОГОВОРКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Презентация подготовлена учителем английского языка МБОУ СШ № 45 Емельяновой Еленой Михайловной.
Вопрос о здоровье школьников в последнее время ставится достаточно остро. Чтобы поддержать ребят, облегчить им процесс обучения, обеспечить сохранение здоровья на протяжении всего учебного периода, мы обязаны использовать в образовании здоровьесберегающие технологии, которые способствуют профилактике различных заболеваний, возникающих в связи с нарастающей учебной нагрузкой. К таким технологиям относятся такие виды работы, которые помогают снимать усталость, разряжать обстановку, улучшать настроение учащихся и педагога. Использование на уроках скороговорок — один из приемов здоровьесберегающих технологий.
Одним из основных умений на уроке английского языка является чтение и умение выражать свои мысли. Чтение — это процесс восприятия и познания информации посредством графических знаков. Чтобы дети могли освоить правильное произношение слов, в процессе обучения я применяю скороговорки. Заучивая скороговорку и повторяя ее несколько раз, ученик добивается автоматизма в ее произнесении. Слова, встречающиеся в скороговорках, позволяют учащимся обогатить свой словарный запас и использовать их в своей речи. Следует отметить, что при их заучивании ученик вырабатывает умение достаточно быстро проговаривать слова. В дальнейшем, если ученик вдруг встретит это слово, например, в тексте, у него не возникнет никаких затруднений в его прочтении
Пожалуй,каждому известна история с древнегреческим философом Демосфеном , который, будучи еще в детстве воодушевлен случайно прослушанной им речью некоего оратора, сам впоследствии решил использовать в качестве своего инструмента именно слово. Набивая рот камушками, Демосфен в движении ( во время бега, поднятия на возвышенности и т. д.) пытался добиваться отчетливого произношения читаемых им на память отрывков стихотворных произведений, избавляясь тем самым от изъянов и дефектов своей дикции. Подобные ежедневные тренировки ( многие лингвисты считают их прообразом современных скороговорок ) пошли ему на пользу, позволив стать одним из наиболее выдающихся ораторов своего времени
Собственно английские скороговорки представляют собой правильно оформленные и построенные короткие фразы, но, при этом, дополненные усложненной ( искусственно) артикуляцией. Наиболее простым способом, позволяющим в довольно короткий срок скорректировать свое произношение, представляется обращение к помощи именно скороговорок, используемых в данном случае в качестве своеобразного инструмента по улучшению дикции и тренировке памяти.
Незаменимыми скороговорки считаются и в процессе освоения иностранных языков. Так, применение на занятиях английских скороговорок может способствовать совершенствованию произношения, тренировке артикуляционных мускулов, развитию у обучаемых фонематического слуха, а также улучшению и совершенствованию их дикции.
Также как занятия спортом разрабатывают мышцы наших рук и ног, английские скороговорки тренируют наши губы, язык и челюсти, избавляя от невнятности, неразберихи и «каши» во рту. Подобное использование обучающимися приемов со скороговорками представляется привлекательным моментом как для детей, так и для взрослых .
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРОК НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Один из самых важных моментов на уроке — его начало. Надо «переключить» детей на свой предмет, настроить класс на активную работу и одновременно поработать над произношением, что необходимо делать именно в начале урока, регулярно и последовательно
Освоить английское произношение не так просто в силу того, что в русском языке нет аналогичных звуков, английская артикуляция достаточно сложна для детей. Работа эта кажется непростой, но палочкой- выручалочкой для нас являются английские скороговорки : яркие, звонкие и ритмичные. Использование скороговорок во время уроков способствует тому, что ученики в игровой форме, непринужденно и легко отрабатывают произношение согласных и гласных звуков английского языка
• Подбор сложно произносимых групп слов, собранных в шутливую цепочку, помогает легче освоить артикуляцию звуков. Несмотря на то, что скороговорка иногда может состоять всего из нескольких слов, она «уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и даже темп» RED LORRY , YELLOW LORRY
• Кроме того, скороговорка является одним из элементов творчества народа, его культуры, истории. В них часто встречаются имена собственные, что особенно привлекает младших классов ROBERT ROLLEY ROLLED A ROUND ROLL ROUND PETER PIPER PICKED A PECK OF PICKLED PEPPERS
• В скороговорках могут встречаться также названия птиц и животных, что делает небольшие тексты познавательными и интересными для учеников. • A FAT CAT SAT ON A MAT AND ATE THE RAT • THREE GREY GEESE IN THE GREEN GRASS GRAZING GREY WERE THE GEESE AND GREEN WAS THE GRAZING
• Иногда в небольших текстах встречаются незнакомые обороты речи, что позволяет ученикам расширить свой словарный запас. Чаще всего это жанровая зарисовка, иногда бессмыслица, но смешная, ритмично звучащая и запоминающаяся. • MY BROTHER HAS A COAT OF SMOOTH LEATHER • DO YOU THINK THERE IS A PATH THROUGH THE THICK FOREST ? • SHE SELLS SEASHELLS ON THE SEASHORE
• Многие из скороговорок достаточно известны и узнаваемы. Читая веселые строчки вместе с ребятами, мы создаем у них хорошее настроение, обстановка на уроке разряжается, становится более комфортной. • IF A DOG CHOOSE SHOES, WHAT SHOES WOULD HE CHOOSE TO CHEW ? TOO FEW FOR SURE , YOU ARE A CHOOSY SHOE CHEWER • DON T TROUBLE TROUBLE UNTIL TROUBLE TROUBLES YOU
Такого рода упражнения помогают привлечь внимание учеников, увлечь их, гиперактивным детям успокоиться после перемены, у стеснительных детей снять страх перед чтением, незаметно вовлекая их в процесс обучения. Такие приемы способствуют повышению мотивации учащихся на изучение предмета.
Итак, мы начинаем урок с работы над произношением. Определив, какие звуки мы будем отрабатывать, мы выбрали скороговорку. Задача состоит в том, чтобы ученики научились произносить звуки, а затем и слова скороговорки в определенном темпе. Для этого необходимо прослушать и повторить ее неоднократно. Кто-то будет делать это с удовольствием, а кому-то это покажется не очень веселым занятием. Превратить этот процесс в увлекательную игру помогают современные технические средства и старые проверенные методы.
• Во-первых, необходимо создать визуальный образ для скороговорки. Здесь можно говорить о целесообразности использования презентаций . Иллюстрации важны для такой работы, с ними дети легче запоминают новую лексику
• Вводя новую скороговорку, можно обсудить с учениками ее перевод .Хотя осмысленный перевод скороговорок не всегда возможен, ведь многие из них просто не имеют явного смысла, желательно провести эту работу, так как результат вызывает улыбку и даже смех, что вызывает желание повторить текст. При переводе фразы они могут опираться и на иллюстрацию, предложенную учителем. Также можно разнообразить задание, предложив ученикам на выбор несколько вариантов перевода.
• Во-вторых, обратить внимание на звуки, которые отрабатываются этой скороговоркой и поупражняться в их произношении. На доске следует написать в транскрипции звук, на который мы обращаем внимание.
После того, как ученики прочитают скороговорку и все ошибки будут исправлены, ребатам предлагается поупражняться в парах в правильном чтении. Задание можно усложнить, ставя задачу прочесть скороговорку от лица грустного или веселого человека. Периодически можно проводить на уроках небольшие соревнования по чтению скороговорок. Элемент игры и состязания «зажигает» ребят, заставляя их серьезно готовиться. Можно также предложить детям индивидуальные творческие задания : нарисовать самим иллюстрации к выученным скороговоркам, чтобы потом составить из них книгу.
Форм работы со скороговорками на уроке много. Самое главное — помнить о целесообразности затраченного времени : эта работа должна быть динамичной и хорошо организованной.
Используемая литература: • 1.Поэтический словарь Квятковского 2.Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий Е.В.Беликина


В раздел образования