Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий.
Автор: Емельянова Елена Михайловна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СШ №45 Населённый пункт: г. Тверь Тверская область Наименование материала: статья Тема: Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий. Раздел: среднее образование
СКОРОГОВОРКИ КАК
ЭЛЕМЕНТ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Презентация подготовлена
учителем английского языка
МБОУ СШ № 45 Емельяновой
Еленой Михайловной.
Вопрос о здоровье школьников в
последнее время ставится достаточно
остро. Чтобы поддержать ребят,
облегчить им процесс обучения,
обеспечить сохранение здоровья на
протяжении всего учебного периода, мы
обязаны использовать в образовании
здоровьесберегающие технологии,
которые способствуют профилактике
различных заболеваний, возникающих в
связи с нарастающей учебной нагрузкой.
К таким технологиям относятся такие
виды работы, которые помогают снимать
усталость, разряжать обстановку,
улучшать настроение учащихся и
педагога. Использование на уроках
скороговорок — один из приемов
здоровьесберегающих технологий.
Одним из основных умений на уроке
английского языка является чтение и
умение выражать свои мысли. Чтение — это
процесс восприятия и познания
информации посредством графических
знаков. Чтобы дети могли освоить
правильное произношение слов, в процессе
обучения я применяю скороговорки.
Заучивая скороговорку и повторяя ее
несколько раз, ученик добивается
автоматизма в ее произнесении. Слова,
встречающиеся в скороговорках, позволяют
учащимся обогатить свой словарный запас
и использовать их в своей речи. Следует
отметить, что при их заучивании ученик
вырабатывает умение достаточно быстро
проговаривать слова. В дальнейшем, если
ученик вдруг встретит это слово, например,
в тексте, у него не возникнет никаких
затруднений в его прочтении
Пожалуй,каждому известна история с
древнегреческим философом
Демосфеном , который, будучи еще в
детстве воодушевлен случайно
прослушанной им речью некоего оратора,
сам впоследствии решил использовать в
качестве своего инструмента именно
слово. Набивая рот камушками,
Демосфен в движении ( во время бега,
поднятия на возвышенности и т. д.)
пытался добиваться отчетливого
произношения читаемых им на память
отрывков стихотворных произведений,
избавляясь тем самым от изъянов и
дефектов своей дикции. Подобные
ежедневные тренировки ( многие
лингвисты считают их прообразом
современных скороговорок ) пошли ему
на пользу, позволив стать одним из
наиболее выдающихся ораторов своего
времени
Собственно английские скороговорки
представляют собой правильно
оформленные и построенные
короткие фразы, но, при этом,
дополненные усложненной
( искусственно) артикуляцией.
Наиболее простым способом,
позволяющим в довольно короткий
срок скорректировать свое
произношение, представляется
обращение к помощи именно
скороговорок, используемых в
данном случае в качестве
своеобразного инструмента по
улучшению дикции и тренировке
памяти.
Незаменимыми скороговорки
считаются и в процессе
освоения иностранных
языков. Так, применение на
занятиях английских
скороговорок может
способствовать
совершенствованию
произношения, тренировке
артикуляционных мускулов,
развитию у обучаемых
фонематического слуха, а
также улучшению и
совершенствованию их
дикции.
Также как занятия спортом
разрабатывают мышцы
наших рук и ног, английские
скороговорки тренируют наши
губы, язык и челюсти,
избавляя от невнятности,
неразберихи и «каши» во рту.
Подобное использование
обучающимися приемов со
скороговорками
представляется
привлекательным моментом
как для детей, так и для
взрослых
.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СКОРОГОВОРОК НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Один из самых важных
моментов на уроке —
его начало. Надо
«переключить» детей на
свой предмет, настроить
класс на активную
работу и одновременно
поработать над
произношением, что
необходимо делать
именно в начале урока,
регулярно и
последовательно
Освоить английское произношение не так просто в силу
того, что в русском языке нет аналогичных звуков,
английская артикуляция достаточно сложна для детей.
Работа эта кажется непростой, но палочкой-
выручалочкой для нас являются английские
скороговорки : яркие, звонкие и ритмичные.
Использование скороговорок во время уроков
способствует тому, что ученики в игровой форме,
непринужденно и легко отрабатывают произношение
согласных и гласных звуков английского языка
•
Подбор сложно произносимых групп слов,
собранных в шутливую цепочку, помогает легче
освоить артикуляцию звуков. Несмотря на то, что
скороговорка иногда может состоять всего из
нескольких слов, она «уже несет в себе
определенный характер, настроение, окраску и
даже темп»
RED LORRY , YELLOW LORRY
•
Кроме того, скороговорка является
одним из элементов творчества народа,
его культуры, истории. В них часто
встречаются имена собственные, что
особенно привлекает младших классов
ROBERT ROLLEY ROLLED A ROUND ROLL
ROUND
PETER PIPER PICKED A PECK OF PICKLED
PEPPERS
•
В скороговорках могут встречаться также
названия птиц и животных, что делает
небольшие тексты познавательными и
интересными для учеников.
•
A FAT CAT SAT ON A MAT AND ATE THE
RAT
•
THREE GREY GEESE IN THE GREEN
GRASS GRAZING GREY WERE THE
GEESE AND GREEN WAS THE GRAZING
•
Иногда в небольших текстах встречаются
незнакомые обороты речи, что позволяет ученикам
расширить свой словарный запас. Чаще всего это
жанровая зарисовка, иногда бессмыслица, но
смешная, ритмично звучащая и запоминающаяся.
•
MY BROTHER HAS A COAT OF SMOOTH
LEATHER
•
DO YOU THINK THERE IS A PATH THROUGH
THE THICK FOREST ?
•
SHE SELLS SEASHELLS ON THE SEASHORE
•
Многие из скороговорок достаточно известны и
узнаваемы. Читая веселые строчки вместе с
ребятами, мы создаем у них хорошее настроение,
обстановка на уроке разряжается, становится
более комфортной.
•
IF A DOG CHOOSE SHOES, WHAT SHOES WOULD
HE CHOOSE TO CHEW ? TOO FEW FOR SURE , YOU
ARE A CHOOSY SHOE CHEWER
•
DON T TROUBLE TROUBLE UNTIL TROUBLE
TROUBLES YOU
Такого рода упражнения
помогают привлечь
внимание учеников,
увлечь их, гиперактивным
детям успокоиться после
перемены, у
стеснительных детей
снять страх перед
чтением, незаметно
вовлекая их в процесс
обучения. Такие приемы
способствуют повышению
мотивации учащихся на
изучение предмета.
Итак, мы начинаем урок с работы над произношением.
Определив, какие звуки мы будем отрабатывать, мы
выбрали скороговорку. Задача состоит в том, чтобы
ученики научились произносить звуки, а затем и
слова скороговорки в определенном темпе. Для этого
необходимо прослушать и повторить ее
неоднократно. Кто-то будет делать это с
удовольствием, а кому-то это покажется не очень
веселым занятием. Превратить этот процесс в
увлекательную игру помогают современные
технические средства и старые проверенные методы.
•
Во-первых,
необходимо создать
визуальный образ для
скороговорки. Здесь
можно говорить о
целесообразности
использования
презентаций .
Иллюстрации важны
для такой работы, с
ними дети легче
запоминают новую
лексику
•
Вводя новую скороговорку, можно обсудить с
учениками ее перевод .Хотя осмысленный
перевод скороговорок не всегда возможен, ведь
многие из них просто не имеют явного смысла,
желательно провести эту работу, так как результат
вызывает улыбку и даже смех, что вызывает
желание повторить текст. При переводе фразы
они могут опираться и на иллюстрацию,
предложенную учителем. Также можно
разнообразить задание, предложив ученикам на
выбор несколько вариантов перевода.
•
Во-вторых, обратить внимание на звуки, которые
отрабатываются этой скороговоркой и поупражняться
в их произношении. На доске следует написать в
транскрипции звук, на который мы обращаем
внимание.
После того, как ученики прочитают скороговорку и все
ошибки будут исправлены, ребатам предлагается
поупражняться в парах в правильном чтении.
Задание можно усложнить, ставя задачу прочесть
скороговорку от лица грустного или веселого
человека. Периодически можно проводить на уроках
небольшие соревнования по чтению скороговорок.
Элемент игры и состязания «зажигает» ребят,
заставляя их серьезно готовиться. Можно также
предложить детям индивидуальные творческие
задания : нарисовать самим иллюстрации к
выученным скороговоркам, чтобы потом составить из
них книгу.
Форм работы со скороговорками на
уроке много. Самое главное — помнить
о целесообразности затраченного
времени : эта работа должна быть
динамичной и хорошо организованной.
Используемая литература:
•
1.Поэтический словарь Квятковского
2.Скороговорки как элемент
здоровьесберегающих технологий
Е.В.Беликина