Напоминание

Глаз - орган зрения


Автор: Кузнецова Раиса Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большеафанасовская СОШ"
Населённый пункт: Нижнекамский район Республика Татарстан
Наименование материала: разработка урока по окружающему миру
Тема: Глаз - орган зрения
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Большеафанасовская СОШ» Нижнекамского района Республики Татарстан
«Глаз - орган зрения»
Интегрированный урок природоведения, ОБЖ, валеологии в 4 классе Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кузнецова Раиса Михайловна
Тема урока: «Глаз – орган зрения» Цели урока: 1. Обучающие: - дать основные понятия о функциях органов зрения; познакомить со строением глаза человека и отличительными особенностями строения глаза животных. - учить бережному отношению к величайшему дару природы – зрению. - рассмотреть возможные ситуации, несущие в себе угрозу повреждения глаз. - научить приемам оказания первой помощи себе и другим в случае повреждения глаз. 2. Развивающие: - развивать мышление, любознательность, наблюдательность, речь учащихся, обогащать её новыми словами. 3. Воспитывающие: - воспитывать доброе отношение друг к другу, заботливое отношение к людям – инвалидам, воспитывать чувство прекрасного. Основное содержание урока: Организационный момент. Психологическая настройка на восприятие урока. Беседа с целью активизации знаний предыдущих уроков. Объяснение нового материала по теме. Физминутка. Практическая работа. Работа в тетради. Рисунок – памятка «Опасно для глаз». Подведение итогов урока. Домашнее задание. Тип урока: интегрированный. Метод преподавания: информативный, частично-поисковый, иллюстративный. Оборудование: Таблицы: «Строение глаз», « Что опасно для глаз», «Это вредно глазу», «Разные взоры»; плакат «Сиди прямо». Предметы быта, представляющие опасность для глаз: шило, ножницы, карандаш, ручка, булавка, отвертка, клей, уксус, стиральный порошок, спички, молоток. Букет из цветов белого, желтого, розового окрасок. Изображение солнца. Кукла, чистый носовой платок, вата, баночка с водой, зеркальце. Настольная лампа. Таблички-памятки, карточки с новыми словами – осязание, обоняние, слух, вкус, окулист, зрачок, хрусталик, роговица, радужная оболочка, зрительный нерв, сетчатка, глазное яблоко, зеница ока. Предметные картинки с изображением лягушки, рыбы, земляного червя, птицы, насекомого. Заспиртованный глаз млекопитающего. Ход урока Психологическая настройка на восприятие урока.
Сегодня в нашей школе большой праздник. Мы пригласили гостей. К приходу гостей готовятся заранее: наводят порядок, накрывают стол. А для украшения на стол ставят вазу с цветами. Вот и у меня на столе стоит ваза с цветами. (На учительском столе ваза с цветами, имеющими белую, розовую, желтую окраски). Вам нравятся эти цветы? Чем привлек ваше внимание этот букет? На какой цвет ваши глаза обратили особое внимание? Почему? (Ответы учащихся). Каждому из вас понравился определенный цвет. Кому-то белый, кому-то розовый, кому-то желтый. Цветы имеют множество окрасок, но я не случайно выбрала именно эти цвета. Ещё в глубокой древности люди знали, что каждый цвет может по своему воздействовать на человека, вызывать различные чувства (чувства радости или грусти), возбуждать и успокаивать человека, создавать различные ощущения. И только в начале 20 столетия наука, по настоящему, занялась изучением этого интересного явления природы и доказала, какое влияние оказывают определенные цвета. Я неслучайно выбрала именно эти цвета: белый, розовый, желтый, зеленый – цвет листьев. Оказывается при напряженном дне, насыщенном умственной работой и при значительном напряжении очень хорошо иметь перед собой такую цветочную композицию. Эти цвета успокаивают наши нервы, снимают усталость, меньше утомляют глаза. А зеленый цвет даже восстанавливает наши силы, нервы, уставшие глаза, дает им отдых. Подумайте, почему мы с таким нетерпением ждем лето? Вспомните, почему нам так хорошо летом на природе? Представьте себе на минуту утро, зеленую поляну с большим количеством распустившихся белых ромашек или зеленый луг с желтыми одуванчиками. Красиво? А теперь посмотрите на эту картину. Показ картины с изображением опушки леса. На переднем плане светлая поляна с ромашками, сзади деревья. Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Почему вам так радостно, хорошо? Какого цвета здесь много? Оглядите наш класс. Вам здесь уютно? Почему? Какого цвета много в нашем классе? (Зеленого). Я старалась сделать так, чтобы в классе было больше зеленого цвета, чтобы ваши глаза чаще отдыхали, не утомлялись. Наш зеленый уголок дает отдых вашим глазам во время перемены. И я отдыхаю вместе с вами, радуясь каждому распустившемуся цветку. Ведь красивые цветы всегда улучшают наше настроение. А ваше настроение улучшилось, глядя на этот красивый букет? Тогда я вам советую чаще сегодня смотреть на эти цветы. Видя красивое, мы радуемся, а увидев безобразное отворачиваемся, огорчаемся. А как мы определяем, что цветы красивые, что полянка зеленая, что ромашки распустились? Мы видим. 2. Объяснение нового материала Красивое и безобразное мы видим. А с помощью какого из этих 5 органов чувств мы видим (На доске таблица «Органы чувств»). Что относится к органам зрения? Глаза. (Прикрепляется рисунок с изображением глаза). Тема сегодняшнего урока « Глаз – орган зрения». Записать тему урока в тетради. Зачем человеку глаза?
Работа по учебнику стр. 270. Глаза человека – окно в мир. До 80-90 % информации нормальный человек получает с помощью глаз. Глаза помогают нам определить форму, размеры, цвет, движение. Мы видим глазами красоту и безобразие окружающего мира. Закройте на секунду глаза. Что перед вами? Чернота, пустота? А представьте себе слепого человека. Может ли он увидеть то, что мы видим? Увидит ли он красивый букет? Хотя у слепых людей гораздо сильнее обострены другие органы чувств: осязание – они узнают предметы ощупыванием, читают, ощупывая специальные буквы пальцами. У них развито обоняние – хорошо различают запахи, хорошо развит вкус, слух. Может быть, даже хороший музыкальный слух, например, певица Диана Гурцкая прекрасно поет. Слепым сочинял музыку великий композитор И.С. Бах. Среди слепых могут быть прекрасные скульпторы. В нашем селе живет инвалид по зрению А.С.Ларионов. Он прекрасно рисует, вырезает из дерева различные фигуры сказочных героев. Лишив человека зрения, природа обостряет другие чувства. Они приспособились жить слепыми. Но все равно слепой человек не может видеть все великолепие окружающего нас мира. (90 % информации они не могут получить без глаз). Поэтому к слепым, слабовидящим нужно относиться особенно бережно. Это инвалиды по зрению, люди с белой тростью. Если видите такого человека, и если он нуждается в вашей помощи, помогите ему перейти дорогу, прочитать вывеску. И ни в коем случае нельзя смеяться над ними. А почему на свете есть слепые люди? Слепота может возникнуть по разным причинам: От рождения – наследственность, нарушение в организме матери во время беременности, употребление будущими родителями алкоголя, табака, наркотиков. Приобретенные – в результате травмы, несчастного случая- например, человек работая за станком, не надел защитные очки, осколок детали попал в глаз, или во время сварочных работ был без защитных очков, или произошел взрыв газа, во время пожара, при работе с растворителями, взрывоопасными и острыми предметами. Много людей ослепло во время войны от взрыва гранат, снарядов, ранений в голову. Очень часто несчастные случаи происходят с детьми при неосторожном обращении с опасными предметами, во время игры, от взрыва «бомбочки». Чуть не лишился глаза ученик нашей школы Абдуллин Фаниль от игры с опасными «бомбочками». Сколько операций перенес и сколько ещё предстоит перенести. Врачи боролись за сохранение зрения мальчику. Чтобы такого не произошло с вами , глаза надо беречь. Ведь недаром в народе говорят: «Беречь, как зеницу ока», когда речь идет о самом драгоценном – о зрении. То есть относиться так же бережно, как к глазам. Вот о том, как беречь сами глаза, «зеницу ока», мы и поговорим сегодня. Что такое «зеница ока»? Объяснить значение этого выражения. Наши глаза такая драгоценность, что мы их обязаны беречь. Как их беречь? От чего беречь? Зачем беречь? Познакомимся с глазом поближе, узнаем, как он устроен. Знакомство со строением глаза человека.
Сначала немного истории. Показ заспиртованного муляжа глаза млекопитающего. Вот так выглядит глаз млекопитающего. Почти так же устроен глаз человека. Но, оказывается глаз человека в том виде, в котором он сейчас существует, появился не сразу. Ученым известно, как образовался глаз у рыбы. Вначале на коже морских животных возникли маленькие пятнышки, чувствительные к свету. Постепенно такое пятнышко углубилось, становилось ямкой, заполнялось жидкостью и покрылось пленкой. Так появился глаз у рыбы. Показ рисунка с изображением рыбы. Глаз рыбы расположен по бокам. Каждый глаз видит только то, что находится с его стороны. Одновременно двумя глазами многие рыбы ничего увидеть не могут. У камбалы одна сторона слепая, зато вторая имеет сразу два глаза. Но не у всех живых существ есть глаза. Вспомните, у кого нет глаз? У земляного червя. А как же он видит? У червя нет глаз, но он отличает свет от тьмы. У него по всему телу группами лежат чувствительные к свету клетки. Они и заменяют ему глаза. Листья он различает по запаху, а любую опасность чувствует всем телом. У лягушки зрение развито лучше, чем у рыб. Глаза лягушки большие, выступают над черепом. Благодаря этому она хорошо видит все, что происходит спереди, сбоку, сверху, сзади. Но глаза лягушки неподвижны. Они не различают детали неподвижных предметов. Лягушка умрет от голода среди обилия пищи, если пища не движется. Она питается только подвижными насекомыми другими мелкими животными. У насекомых на голове крупные глаза. Глаза стрекозы размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение. Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, и тут глаза – незаменимые помощники в охоте. Не у всех насекомых хорошее зрение. Некоторые жуки видят плохо, они различают предметы по запаху и ощупыванием. Как вы думаете, у кого самое острое зрение? Хорошим зрением отличаются птицы и хищные животные. Глаза помогают им находить корм и замечать опасность. Самые крупные глаза у птиц, хотя мы этого не замечаем, так как большая часть их скрыта внутри черепа. У птиц самое острое зрение. Глаза у них как бинокли и микроскопы. Есть такая птица гриф-стервятник, с высоты 2-4 км она высматривает в траве крохотного мышонка. А синицы видят крохотные яички насекомых. Но птицы тоже видят одним глазом. Двумя глазами видят только некоторые птицы и то небольшое расстояние. В отличие от человека, зрение у животных с возрастом не ухудшается, а наоборот, только улучшается. Очки им не нужны. Глаз человека устроен более сложно. Он состоит из нежных тканей. Возьмите зеркало, рассмотрите свои глаза. Что вы там видите? Что можно рассмотреть снаружи? Рассматривая глаз снаружи, мы видим цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. Показ радужки на таблице «Строение глаза». Одновременно прикрепляются карточки с новыми терминами. От цвета радужки зависит цвет наших глаз. Как вы думаете, с какими глазами рождаются дети? Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они
так и остаются голубыми навсегда, а у других меняются, когда ребенку исполнится несколько месяцев. Радужную оболочку спереди покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. Сквозь неё мы видим как сквозь прозрачное стекло. Вы правильно отметили, что в центре глаза черная точка. Это зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света. Если свет яркий, то зрачок сужается, а если слабый, тусклый, то зрачок расширяется. Зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим в зависимости от сильного или слабого освещения. Солнечные лучи, отражаясь от предмета, на который смотрят глаза, попадают через зрачок в глазное яблоко. Но, прежде чем попасть на глазное яблоко, свет должен пройти сквозь увеличительное стекло – через хрусталик и только потом он попадает на сетчатку. Сетчатка именно та часть глаза, с помощью которого мы видим. Она как рыболовная сеть ловит свет. Поймав свет, передает сигнал по особому нерву – зрительному нерву – в специальный отдел мозга. Когда наш мозг получает сигнал, мы наконец видим то, на что смотрят наши глаза. Видите, как сложно устроен наш глаз. И, конечно, вы не всё поняли и не все запомнили из того, что я вам показала и рассказала, но запомните одно, прежде, чем человек скажет: «Я вижу свет!» луч солнца не просто заглянет внутрь глаза, а пройдет большой и сложный путь от роговицы глаза до зрительных клеток мозга. И, хотя, на этот путь потребуется всего одно мгновение, нам кажется, что мы видим всегда, и так должно быть. Наши глаза – такой сложный механизм. Они требуют защиты. И защищены они хорошо. Природа позаботилась о них. Они спрятаны в глазницах. Прочные кости черепа обеспечивают глазам надежную защиту. Веки, как шторки, защищают глаза от грязи, пыли, соринок. На веках имеются густые частоколы – ресницы. Они тоже защищают глаза. Что еще защищает наши глаза? Отгадайте загадку. Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем Два соболька разыгрались. Это брови. Они тоже защищают глаза, не дают поту, содержащему всякие вредные вещества и соль, стекающим со лба, заливать глаза. Соль может слепить и раздражать глаза. И все же, несмотря на все эти защиты, глаза расположены не под черепом, а на поверхности, а, значит, их легко травмировать и занести инфекцию. Поэтому глаза надо беречь. От чего их беречь? Как беречь? Какие неприятности могут угрожать нашим глазам? Вот об этом мы поговорим сейчас. Но сначала, я думаю, надо дать небольшой отдых нашим глазам. Они, наверно, уже устали. Звучит музыка. Закройте глаза. Раннее утро. Представьте себе, что вы стоите на лугу, а вокруг вас множество одуванчиков. Но они еще не распустились. Давайте понаблюдаем за ними внимательно. Откройте глаза. Солнце поднимается выше, и одуванчики сейчас начнут распускаться. Сожмите пальцы в кулак. Это бутон цветка. Вглядитесь в середину. Одуванчик начинает медленно распускаться. Пальцами дети показывают распускание цветка. Вглядываемся в середину. Одуванчик распустился и потянулся к солнцу. Представьте на мгновение, что вы
тоже цветы. Ощутите себя цветком! Вам тоже, как одуванчику хочется потянуться к солнышку. Встаньте и потянитесь! Дети хором декламируют стихотворение – обращение к солнцу. Луч солнца золотой нам освещает день. И дух живет в душе и силы нам дает. Я в солнечных лучах ту силу получаю, Чтоб с радостью я мог работать и учиться. О, ты, источник света, о, ты, источник силы. Нам посылаешь жизнь. От нас прими любовь и благодарность. Порадуемся солнцу и свету. Порадуемся тому, что мы видим этот прекрасный мир нашими глазами. И будем беречь этот драгоценный дар природы – умение и возможность видеть окружающее. 3. Практическая работа. От чего нужно беречь глаза? Подумаем вместе, какие неприятности и даже опасности могут угрожать нашим глазам? На доске плакат, на котором записаны предложения, их нужно закончить. Если в глаз попала соринка, ресничка, частичка пыли нужно…(промыть глаза кипяченой водой или струёй из крана; соблюдая осторожность, извлечь соринку из глаза тампоном влажной ваты или чистым носовым платком; тереть к носу). Показать на кукле. Ячмень – это… (болезненный прыщик, который образуется на краю века, он все время болит, пока не вскроется и гной не выйдет наружу; если тереть глаза руками, то микробы, которые всегда есть на руках, обязательно попадут в глаза и будет ещё хуже; чтобы не было ячменя, оберегайте глаза от простуды, холодного ветра). Опасность для глаза представляют такие предметы, как… (показ группы предметов). Клей, уксус, стиральный порошок, спички. Если в глаза попадут клей, уксус, пар, щелочь, то произойдет ожог глаз. Глаза покраснеют, появятся пузыри, пойдут слезы. Может помутнеть в глазах. Первая помощь – оттянуть веки вверх и вниз, обильно промыть проточной водой и быстро направить в травмпункт. Камень, молоток – тупая травма. Если ударили в глаз камнем, кулаком, локтем, коленом, то сразу краснеют веки, отекает глаз, закрывается. Сразу нужно на 2-3 часа наложить холод через ткань, не есть горячей пищи и быстро обратиться к окулисту. Шило, ножницы, острый карандаш, острая палка. Удар этими предметами вызывает проникающее ранение глаза. Срочно наложить стерильную повязку, сверху холод, положить пострадавшего на спину и отправить в больницу. Запомните: Нельзя бегать и играть с ручкой, палкой и другими заостренными предметами. Можно поскользнуться и поранить глаз. Следить за тем, чтобы на вас не направляли острый предмет, и сами никогда не делайте этого. Следите за тем, чтобы пол в помещении не был мокрым, скользким. Будьте осторожны при гололедице и на катке. От падения на голову пострадает и глаз. Нельзя бить по голове, это отражается на зрении. Перенапряжение глаз может привести к …
Что такое перенапряжение глаз? Это когда глаза устают сильно. Помните про хрусталик глаза. Он как это увеличительное стекло. Показ линзы. Когда глаз смотрит вдаль, хрусталик плоский, поэтому напряжение мышц глаза небольшое. Чем ближе мы рассматриваем предмет, тем мышцы больше напрягаются, и хрусталик с обеих сторон вот так сжимается, становится вогнутым. Если мы ненадолго смотрим близко, это не страшно. А если при письме, при чтении мы склоняемся низко, да еще сидим так несколько часов подряд, долго смотрим телевизор, то глазу ничего не остается, как превратиться в близорукого. То есть глаз начинает видеть только близко, а написанное с доски уже видит плохо. Тогда уже требуются очки! Кому хочется носить очки? Это так неудобно. Поэтому не нарушайте правила гигиены глаз, соблюдайте все условия, чтобы ваши глаза не уставали. Иначе перенапряжение может привести к близорукости. А если глаза стали быстро утомляться, устали, то существуют специальные упражнения для отдыха глаз. Попробуйте сделать такие упражнения: - крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их, так повторить 5-6 раз, это улучшает кровообращение; - быстро поморгать в течение 15 секунд, повторить 3-4 раза, улучшает кровообращение глаз; - закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями в течение 1 минуты, упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает кровообращение; - взять в вытянутую руку карандаш, передвигать влево, вправо, вниз, вверх, следить за ним глазами; - встать у стены и, не поворачивая головы, быстро проводить взгляд с левого нижнего в правый верхний угол. Такие упражнения надо запомнить и делать чаще, чтобы ваши глаза не уставали и видели хорошо. Мне бы хотелось, чтобы вы сохранили хорошее зрение до старости. Вот и солнышко посылает нам свои добрые лучи с добрыми советами – правилами. На доске солнце с отрывными лучами. Поймайте лучики солнца и прочитайте, что там написано. 1 луч. Не читай и не пиши с низко наклоненной головой, расстояние 30-40 см. Сиди прямо. 2 луч. Не читай лежа, не читай в транспорте. Это вредно для глаз. 3 луч. Не читай и не пиши при слабом освещении. Если темно, включай настольную лампу. Следи, чтобы свет падал на учебники и тетради слева. 4 луч. По телевизору смотри только любимую детскую передачу при небольшом освещении и на расстоянии не менее 2 метров. Получите памятки и поставьте на телевизор. 5 луч. Не смотри без темного стекла на солнце и другие яркие предметы – сварку, лампочку. 6 луч. Давай отдых глазам с помощью специальных упражнений. 7 луч. Если стал видеть хуже, чем раньше, скажи об этом родителям, и проверьте зрение. Как называется врач-специалист, проверяющий и лечащий наши глаза? Окулист. Побываем на приеме у окулиста. Инсценировка «У окулиста»
Домашнее задание Прочитать правила стр. 270-272, нарисовать в тетради предметы, представляющие опасность для глаз. 6. Подведение итогов урока Что интересного узнали? Что запомнили? Хочу пожелать вам всем здоровья. Хочу, чтобы ваши глаза сияли, смеялись, излучали свет, добро, здоровье. По глазам человека можно многое определить. Ваши глаза мне говорят, что они немного устали, но остались довольны сегодняшним уроком, потому что хорошо поработали, много узнали нового. 7. Оценивание работы учащихся на уроке.


В раздел образования