Автор: Позднякова Анна Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУСОШ №5 Населённый пункт: село Журавское Наименование материала: статья Тема: Великий и могучий русский язык ? Раздел: среднее образование
пространстве
Разговор о воспитании детей всегда вызывает огромный интерес.
Существуют разные точки зрения, разные позиции. Не обойтись здесь
без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других, о новых
методах
воспитания.
Сразу
же
возникает
вопрос:
«Разве
бывают
воспитательные рецепты, годные на все случаи жизни? Ведь каждый
ребенок неповторим.
Конечно, никаких рецептов у меня нет, есть свое видение, свои
наблюдения. Я попытаюсь обратить ваше внимание на важные
стороны воспитания, где-то поделиться своим опытом, а где-то
только поставить вопрос.
Вам
хорошо
известно,
что
воспитание
-
сложнейший
диалектический процесс, здесь нельзя жить старым багажом, раз и
навсегда найденными методами, приемами. От воспитателя требуется
гибкость мышления, постоянный поиск новых подходов.
И первый вывод, который я сделала, работая с детьми, звучит так :
“Воспитание
других
–
это
воспитание
себя”.
Качество
нашего
влияния на детей зависит не столько от того, что мы им говорим,
какие методы и средства при этом используем, а прежде всего, что мы
несём внутри себя.
Поэтому стараюсь смотреть на своих учеников иногда глазами
родителя ( я же тоже родитель). Это помогает мне избежать многих
ошибок при общении с учениками и их родителями, понять их,
разобраться в сложной ситуации, дать полезный совет.
Второе. Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего –
родители. Искусство воспитания имеет ту особенность, что оно
кажется почти всем делом понятным, требующим только терпения.
Но весьма немногие приходят к убеждению, что, кроме терпения,
врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные
знания.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых,
объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых -
отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
На первой встрече с родителями я стараюсь донести до них, что
воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся. Он
зависит от общего тона семьи, а общий тон нельзя придумать и
искусственно поддерживать. Общий тон создается всей жизнью и
поведением самих родителей
Например, не открою для вас ничего нового в том, что основная
тяжесть всех домашних дел и воспитание детей лежит на плечах
матери. Но в то же время отцы свое право решающего голоса
уступают очень неохотно. Так и рождается значительная часть острых
семейных конфликтов. Влияет это на воспитание? Право, нет смысла
задавать этот и без того ясный вопрос. Предлагаю родителям
взглянуть на самую распространенную ситуацию глазами ребенка.
Несогласие родителей: кого слушать? чью занять сторону?
Представьте драму маленького человека, с болью наблюдающего, как
ссорятся, нанося друг другу оскорбления, или просто молчат два
любимых ему человека. Родительский авторитет рушится прямо на
глазах.
Да. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности,
поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ
на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Но стараюсь
строить свою работу й дифференцированно, ориентируясь на
потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания,
терпеливо приобщаю родителей к делам школы, класса
Работа с родителями является одним из направлений воспитательной
работы
школы
и
класса.И
отражена
в
моей
воспитательной
программе «Наши первые шаги»
В основе моей работы как
классного руководителя, безусловно,
лежат нормативно – правовые документы.
Свою цель вижу в создании благоприятных условий для успешной
социализации
учащихся
и
развития
индивидуальности
каждого
ученика.
Работая над с детьмит, я поняла, что невозможно формировать одни
качества здесь, в школе, а другие там, т.е. во внешкольной
деятельности.
Межведомственное взаимодействие(Слайд)
Положения концепции воспитания легли в основу программы класса
Важнейшие
направления
деятельности
классного
руководителя
показаны на слайде(Слайд)
Направление «Гражданско-патриотическое».
Направление «Ученье».
Направление «Физкультурно-оздоровительное и экологическое».
Направление «Художественно-эстетическое».
Направление «Трудовое».
Направление «Нравственное».
Направление « Семья».
В своей работе использую проектные, исследовательские технологии;
технологии развития креативного мышления, дидактические игры;
коллективные творческие дела, а так же
здоровьесберегающие.Авторами которых являются педагоги-
новаторы –Щуркова Н. Е., Иванов, Базарный, которые позволили
строить воспитательную систему более эффективно.
Для того, чтобы дети росли умными, добрыми и отзывчивыми, умели
сопереживать чужому горю и вовремя прийти на помощь, мною
используются разнообразные формы внеклассной работы.
формы внеклассной работы(Слайд)
Они реализуется через общественно-полезный труд, через игру, через
подготовку и проведение различных КТД и участие в социально –
значимых акциях, конкурсах.
Заложить
в
ребенка нравственные ценности, ориентиры на
построение здорового образа жизни с раннего
детства
призвана
именно семья.
Однако практика
показывает, что многие
родители
не
имеют
специальных
знаний
в
области
воспитания,
испытывают
трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому на каждом
родительском собрании провожу всеобуч по необходимой теме . Как
обычно темы для встреч с родителями продумываю заранее т. е летом,
затем обсуждаем на первом собрании. Но в случае необходимости
или по просьбе родителей непременно меняю ее на более актуальную
для данного периода.
Начиная с первого собрания в 5 классе, стараюсь добиться
максимальной посещаемости родительских собраний. Я понимаю,
что родители – люди занятые, у них есть работа, семья. Однако я
убеждаю их в том, что встречи до или после собрания не так
эффективны, как наш совместный разговор с родителями во время
назначенной встречи. Уже на первом же собрании я стараюсь
заверить родителей в том, что их дети теперь для меня – не чужие. И
я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на
данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было
комфортно, чтобы в школе им было интересно. Но сожалению, не все
родители откликаются на стремление к сотрудничеству, к
объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Есть семьи,
которые беспокоит , прежде всего, экономическое благополучие.
Родители большую часть дня проводят на работе и дома
предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от
воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.
И я убеждаю их, что только совместными усилиями, мы можем
добиться успеха в обучении и личностном развитии их детей. На
каждом собрании я регулярно сообщаю родителям о психологических
особенностях возраста детей и данного классного коллектива. А
начинаю встречу с фотоотчета о проделанной работе, благодарю за
помощь , которую они оказывают своим детям и мне. Каждый
родитель с гордостью ищет свое чадо на экране , и сразу выражение
лиц меняется, и улыбки не сходят с лиц до окончания просмотра. И
беседу начинаем уже с доверительного разговора.
Исходя из собственного , опыта строю работу с родителями не от
праздника к празднику, а чтобы был своеобразный круг дел, когда
родители вместе с классным коллективом постепенно становятся
готовыми к взаимодействию. Радует то, что сегодня в нашем
классном коллективе есть родители, которые полностью посвящают
себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и
рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и
активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего
ребенка и всего классного коллектива.
Работаю
в
школе
уже
17
лет. Три
года
назад
в
моей
жизни
появилось это новое, беспокойное, громкоголосое племя. И я поняла,
что все, что свершится в нашем большом и сложном мире завтра и
послезавтра, и потом, еще позже, непременно будет делом их рук, их
таланта, их упорства и вдохновения. День сменяется ночью, ночь –
новым днем. Так уж заведено в мире. И наши дети – новый день
нашей старой Земли. Как же не любить этот день, не мечтать о том,
чтобы завтрашний день был ярче, теплее, солнечнее нынешнего дня?
Как
же
вырастить
ребенка
послушным
и
в
то
же
время
самостоятельным, научить учиться и сохранить при этом здоровье, а
еще хочется его видеть творческим, отзывчивым, сообразительным…
Список можно продолжать долго.
Но в одиночку классному руководителю с этим не справиться.
Нужны надежные союзники - родители
А как сделать общение с родителями живым? Как привлечь
родителей в школу, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как
сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти
все родители?
Я над этим задумалась, когда в моей жизни появился первый
классный коллектив.
Суть
нашей
совместной
деятельности
с
родителями:
присоединиться, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя детям
идти своим путем.
Ведь изменить сущность нельзя, можно лишь направить ко благу
различные
особенности
характера,
даже
недостатки,-
в
этом
заключается великая тайна и великая задача воспитания.
Огромное значение в воспитании личности имеют
школьные традиции. У нас это: слайд
Вместе с родителями стараемся воспитывать в детях любовь к
Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому проводим
совместные классные часы, приуроченные к знаменательным датам (
Информация +"Единство Крыма и России", устный журнал "
Водой и духом", дискуссия "День единства" , диспут "Культура
межнационального общения", викторина "Ваши права,
дети",посещение храма. Организовываем фотовыставки "Мой папа в
армии служил". Встречаемся с ветеранами и участниками войн,
участвуем в конференциях, конкурсах, посвященных Великой
Отечественной войне. Ребята с удовольствием приняли участие в
акциях «Знамя Победы», «Бессмертный полк», «Урок Победы». Был
создан проект «Билет на поезд Победы» (описание дней славы3.12-
День Неизвестного солдата,14.01 Освобождение Новос. района)
(Слайд)
Ежегодно проводим акцию"Привет из родного села"-собираем
посылки для солдат срочной службы, которые учились в нашей
школе. Село наше небольшое, все знают друг друга. Поэтому и
родители с удовольствием передают подарки знакомым солдатам -
односельчанам.
Встречаемся с интересными людьми:
С курсантом МВД (Один день из жизни курсанта)
С инспектором ГАИ(Безопасное колесо)
с местной поэтессой( Россия против терроризма)
с участником ликвидации аварии на Чернобыльской АС)
Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции,
сознательное отношение к своему долгу перед защитниками
Отечества, перед своей страной.
Конфуций сказал: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я
пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Эти слова
являются девизом моей работы. Поэтому в воспитании предпочтение
отдаю экскурсиям, походам, поездкам. Родители мои активные
помощники в этом. Мы побывали на обзорных экскурсиях в г.
Ставрополе, Железноводске, Нальчике, Пятигорске. На одном
собрании родители дружно поддержали идею посетить города-герои.
Мы побывали в Волгограде, в Новороссийске, готовимся к поездке в
Санкт-Петербург.Дети видят, как изменяются и расцветают наши
города. Это способствует формированию чувства уважения к людям
труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.(Слайд)
Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей
доброты, отзывчивости, чуткости. Наблюдая за природой ребята с
удовольствием принимают участие в акциях «Не только в гости ждет
тебя природа», «Чистое село»,«Чистый двор». Мы – активные
участники акции «Сохраним природу Ставрополья».
(«ОберегаЙ»)Слайд)
С удовольствием посещаем сельскую библиотеку, районный,
краеведческий музеи. С некоторыми выставками знакомимся вместе
с родителями. А глядя на произведения знаменитых авторов,
учащиеся создают сборники стихов собственного сочинения, которые
представлены вашему вниманию ,из них 2 сборника посвящены
членам семей.
Также мы любим посещать театры, цирковые представления,
концерты. Ребята сами с увлечением принимают участие в
театрализованных постановках , для которых костюмы готовят мамы
и бабушки. В прошлом году на праздник "Литературный венок" мои
помощники-родители сами инсценировали сказку о царе Салтане
А.С.Пушкина, подавая пример ребятам.
На протяжении 2 лет учащиеся моего класса занимают 1 места в
школьном "Фестивале сказок".(Слайд)
С большим желанием ребята принимают активное участие в
конкурсах, викторинах, олимпиадах и занимают призовые места
районного , краевого, всероссийского уровня. Этим победам радуемся
все вместе.
Результаты моей работы видны в том, как дети ведут себя во время
общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после
уроков. Я вижу, что у ребят постепенно складываются товарищеские
отношения, они умеют быстро договориться, реже ссорятся, хотя и
спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно,
видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются
президента класса и его заместителя.
Диагностика(Слайд)
Очень важной деталью в своей работе я считаю анализ результатов
педагогического общения. Если я добилась выполнения каких- то
моих требований, то этот результат может стать основанием для
постановки новых целей. Нравственный результат измерить трудно,
но он распространяется на все виды занятий и с новой силой ставит
передо мной новые проблемы, выдвигает новые противоречия,
которые мне предстоит решать , решать, решать.
За годы своей работы я поняла, что, если вы не получаете радости от
общения с ребенком, вы не добьетесь воспитательной цели. Воспитание
– это такая работа, которая непременно должна доставлять
удовольствие. В удовольствии кроется тайна педагогического
творчества.