Напоминание

Великий и могучий русский язык ?


Автор: Позднякова Анна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУСОШ №5
Населённый пункт: село Журавское
Наименование материала: статья
Тема: Великий и могучий русский язык ?
Раздел: среднее образование





Назад





Классный

руководитель

,

ученик

,

родитель

:

пути

эффективного

взаимодействия

в

современном

социально

-

образовательном

пространстве
Разговор о воспитании детей всегда вызывает огромный интерес. Существуют разные точки зрения, разные позиции. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других, о новых методах воспитания. Сразу же возникает вопрос: «Разве бывают воспитательные рецепты, годные на все случаи жизни? Ведь каждый ребенок неповторим. Конечно, никаких рецептов у меня нет, есть свое видение, свои наблюдения. Я попытаюсь обратить ваше внимание на важные стороны воспитания, где-то поделиться своим опытом, а где-то только поставить вопрос. Вам хорошо известно, что воспитание - сложнейший диалектический процесс, здесь нельзя жить старым багажом, раз и навсегда найденными методами, приемами. От воспитателя требуется гибкость мышления, постоянный поиск новых подходов. И первый вывод, который я сделала, работая с детьми, звучит так : “Воспитание других – это воспитание себя”. Качество нашего влияния на детей зависит не столько от того, что мы им говорим, какие методы и средства при этом используем, а прежде всего, что мы несём внутри себя. Поэтому стараюсь смотреть на своих учеников иногда глазами родителя ( я же тоже родитель). Это помогает мне избежать многих ошибок при общении с учениками и их родителями, понять их, разобраться в сложной ситуации, дать полезный совет. Второе. Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего – родители. Искусство воспитания имеет ту особенность, что оно кажется почти всем делом понятным, требующим только терпения. Но весьма немногие приходят к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
На первой встрече с родителями я стараюсь донести до них, что воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся. Он зависит от общего тона семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается всей жизнью и поведением самих родителей Например, не открою для вас ничего нового в том, что основная тяжесть всех домашних дел и воспитание детей лежит на плечах матери. Но в то же время отцы свое право решающего голоса уступают очень неохотно. Так и рождается значительная часть острых семейных конфликтов. Влияет это на воспитание? Право, нет смысла задавать этот и без того ясный вопрос. Предлагаю родителям взглянуть на самую распространенную ситуацию глазами ребенка. Несогласие родителей: кого слушать? чью занять сторону? Представьте драму маленького человека, с болью наблюдающего, как ссорятся, нанося друг другу оскорбления, или просто молчат два любимых ему человека. Родительский авторитет рушится прямо на глазах. Да. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Но стараюсь строить свою работу й дифференцированно, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщаю родителей к делам школы, класса Работа с родителями является одним из направлений воспитательной работы школы и класса.И отражена в моей воспитательной программе «Наши первые шаги» В основе моей работы как классного руководителя, безусловно, лежат нормативно – правовые документы. Свою цель вижу в создании благоприятных условий для успешной социализации учащихся и развития индивидуальности каждого ученика.
Работая над с детьмит, я поняла, что невозможно формировать одни качества здесь, в школе, а другие там, т.е. во внешкольной деятельности. Межведомственное взаимодействие(Слайд) Положения концепции воспитания легли в основу программы класса Важнейшие направления деятельности классного руководителя показаны на слайде(Слайд) Направление «Гражданско-патриотическое». Направление «Ученье». Направление «Физкультурно-оздоровительное и экологическое». Направление «Художественно-эстетическое». Направление «Трудовое». Направление «Нравственное». Направление « Семья». В своей работе использую проектные, исследовательские технологии; технологии развития креативного мышления, дидактические игры; коллективные творческие дела, а так же здоровьесберегающие.Авторами которых являются педагоги- новаторы –Щуркова Н. Е., Иванов, Базарный, которые позволили строить воспитательную систему более эффективно. Для того, чтобы дети росли умными, добрыми и отзывчивыми, умели сопереживать чужому горю и вовремя прийти на помощь, мною используются разнообразные формы внеклассной работы. формы внеклассной работы(Слайд) Они реализуется через общественно-полезный труд, через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях, конкурсах. Заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни с раннего детства призвана именно семья.
Однако практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому на каждом родительском собрании провожу всеобуч по необходимой теме . Как обычно темы для встреч с родителями продумываю заранее т. е летом, затем обсуждаем на первом собрании. Но в случае необходимости или по просьбе родителей непременно меняю ее на более актуальную для данного периода. Начиная с первого собрания в 5 классе, стараюсь добиться максимальной посещаемости родительских собраний. Я понимаю, что родители – люди занятые, у них есть работа, семья. Однако я убеждаю их в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как наш совместный разговор с родителями во время назначенной встречи. Уже на первом же собрании я стараюсь заверить родителей в том, что их дети теперь для меня – не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, чтобы в школе им было интересно. Но сожалению, не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Есть семьи, которые беспокоит , прежде всего, экономическое благополучие. Родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. И я убеждаю их, что только совместными усилиями, мы можем добиться успеха в обучении и личностном развитии их детей. На каждом собрании я регулярно сообщаю родителям о психологических особенностях возраста детей и данного классного коллектива. А начинаю встречу с фотоотчета о проделанной работе, благодарю за помощь , которую они оказывают своим детям и мне. Каждый родитель с гордостью ищет свое чадо на экране , и сразу выражение лиц меняется, и улыбки не сходят с лиц до окончания просмотра. И беседу начинаем уже с доверительного разговора. Исходя из собственного , опыта строю работу с родителями не от праздника к празднику, а чтобы был своеобразный круг дел, когда родители вместе с классным коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Радует то, что сегодня в нашем классном коллективе есть родители, которые полностью посвящают
себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива. Работаю в школе уже 17 лет. Три года назад в моей жизни появилось это новое, беспокойное, громкоголосое племя. И я поняла, что все, что свершится в нашем большом и сложном мире завтра и послезавтра, и потом, еще позже, непременно будет делом их рук, их таланта, их упорства и вдохновения. День сменяется ночью, ночь – новым днем. Так уж заведено в мире. И наши дети – новый день нашей старой Земли. Как же не любить этот день, не мечтать о том, чтобы завтрашний день был ярче, теплее, солнечнее нынешнего дня? Как же вырастить ребенка послушным и в то же время самостоятельным, научить учиться и сохранить при этом здоровье, а еще хочется его видеть творческим, отзывчивым, сообразительным… Список можно продолжать долго. Но в одиночку классному руководителю с этим не справиться. Нужны надежные союзники - родители А как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Я над этим задумалась, когда в моей жизни появился первый классный коллектив. Суть нашей совместной деятельности с родителями: присоединиться, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путем. Ведь изменить сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки,- в этом заключается великая тайна и великая задача воспитания. Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. У нас это: слайд
Вместе с родителями стараемся воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому проводим совместные классные часы, приуроченные к знаменательным датам ( Информация +"Единство Крыма и России", устный журнал " Водой и духом", дискуссия "День единства" , диспут "Культура межнационального общения", викторина "Ваши права, дети",посещение храма. Организовываем фотовыставки "Мой папа в армии служил". Встречаемся с ветеранами и участниками войн, участвуем в конференциях, конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Ребята с удовольствием приняли участие в акциях «Знамя Победы», «Бессмертный полк», «Урок Победы». Был создан проект «Билет на поезд Победы» (описание дней славы3.12- День Неизвестного солдата,14.01 Освобождение Новос. района) (Слайд) Ежегодно проводим акцию"Привет из родного села"-собираем посылки для солдат срочной службы, которые учились в нашей школе. Село наше небольшое, все знают друг друга. Поэтому и родители с удовольствием передают подарки знакомым солдатам - односельчанам. Встречаемся с интересными людьми: С курсантом МВД (Один день из жизни курсанта) С инспектором ГАИ(Безопасное колесо) с местной поэтессой( Россия против терроризма) с участником ликвидации аварии на Чернобыльской АС) Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной. Конфуций сказал: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Эти слова являются девизом моей работы. Поэтому в воспитании предпочтение отдаю экскурсиям, походам, поездкам. Родители мои активные помощники в этом. Мы побывали на обзорных экскурсиях в г. Ставрополе, Железноводске, Нальчике, Пятигорске. На одном собрании родители дружно поддержали идею посетить города-герои. Мы побывали в Волгограде, в Новороссийске, готовимся к поездке в Санкт-Петербург.Дети видят, как изменяются и расцветают наши
города. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.(Слайд) Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Наблюдая за природой ребята с удовольствием принимают участие в акциях «Не только в гости ждет тебя природа», «Чистое село»,«Чистый двор». Мы – активные участники акции «Сохраним природу Ставрополья». («ОберегаЙ»)Слайд) С удовольствием посещаем сельскую библиотеку, районный, краеведческий музеи. С некоторыми выставками знакомимся вместе с родителями. А глядя на произведения знаменитых авторов, учащиеся создают сборники стихов собственного сочинения, которые представлены вашему вниманию ,из них 2 сборника посвящены членам семей. Также мы любим посещать театры, цирковые представления, концерты. Ребята сами с увлечением принимают участие в театрализованных постановках , для которых костюмы готовят мамы и бабушки. В прошлом году на праздник "Литературный венок" мои помощники-родители сами инсценировали сказку о царе Салтане А.С.Пушкина, подавая пример ребятам. На протяжении 2 лет учащиеся моего класса занимают 1 места в школьном "Фестивале сказок".(Слайд) С большим желанием ребята принимают активное участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах и занимают призовые места районного , краевого, всероссийского уровня. Этим победам радуемся все вместе. Результаты моей работы видны в том, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Я вижу, что у ребят постепенно складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, реже ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются президента класса и его заместителя.
Диагностика(Слайд) Очень важной деталью в своей работе я считаю анализ результатов педагогического общения. Если я добилась выполнения каких- то моих требований, то этот результат может стать основанием для постановки новых целей. Нравственный результат измерить трудно, но он распространяется на все виды занятий и с новой силой ставит передо мной новые проблемы, выдвигает новые противоречия, которые мне предстоит решать , решать, решать. За годы своей работы я поняла, что, если вы не получаете радости от общения с ребенком, вы не добьетесь воспитательной цели. Воспитание – это такая работа, которая непременно должна доставлять удовольствие. В удовольствии кроется тайна педагогического творчества.


В раздел образования