Автор: Курганская Инна Владимировна Должность: воспитатель вкк Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Гармония", д/к №51 Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область Наименование материала: Конспект Тема: "Космическое путешествие" Раздел: дошкольное образование
обособленное структурное подразделение детский сад № 51 «Лесовичок»
Конспект
совместной познавательно-исследовательской деятельности
с детьми подготовительной группы общеразвивающей
направленности.
Тема: «Космическое путешествие»
Исполнитель: Курганская Инна Владимировна,
воспитатель д/с № 51,
ВКК
Новоуральск
2016
Цель: создать условия для познавательной активности, самостоятельности и
инициативности детей старшего дошкольного возраста в различных видах
детской деятельности, организованных по теме «Космос».
Обучающие задачи:
сформировать у детей первоначальные представления о солнечной
системе;
стимулировать
познавательный
интерес
к
космосу,
к
людям
космических специальностей;
Развивающие задачи:
стимулировать
детей на
проявление инициативы и
активности в
общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и
интеллектуальных задач;
развивать
умения
ориентироваться
в
потоках
информации,
иметь
представления об основных источниках, способах поиска и передачи
информации;
поддерживать желание самостоятельно находить способы решения
проблемных ситуаций и применять умения в новых условиях.
Воспитательные задачи:
поддерживать
интерес
к
совместной
деятельности
со
взрослым,
сверстниками, способствовать налаживанию партнерских отношений.
формировать у детей обобщённые способы действия, умения; учить
самостоятельно
находить
способы
решения
познавательных
задач,
переносить приобретенные умения в новые условия.
Оборудования и материалы: сообщение на компьютере «SOS», карточки с
геометрическими фигурами для умственного экспериментирования «Моя
специальность», бросовый материал для конструирования «переговорных
устройств»,модель робота-пришельца, оборудование для самостоятельного
экспериментирования, видеоряд «Луна», схема солнечной системы, 4
картины размером А4 с изображением неправильной солнечной системы,
изображения планет (Марс, Юпитер и Меркурий), разделённых на части.
1. Введение в игровую ситуацию.
Давайте друг с другом поздороваемся, поприветствуем.
Рано утром я встаю,
Солнцу, ветру улыбаясь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля наша цвела,
Мы желаем всем добра.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает им поиграть в
игру «Четвертый лишний». Детям поочередно показываются листы, на
которых изображены:
1)ракета, скафандр, море и тюбик с едой;
2)планеты Земля, Сатурн, Марс и глобус.
- Что лишнего на этой картинке? Почему?
- Что лишнего на следующей картинке? Почему?
- Если закрыть лишние картинки, что общего мы видим на обеих картинках?
- Что общего между этими предметами? Подводит детей к тому, что все
предметы связаны с космосом.
- Что вы представляет, когда слышите это слово КОСМОС?
-Как называется планета, на которой мы с вами живем? А жители этой
планеты?
-Где она находится? Почему называется солнечная система? Что вы о ней
знаете?
2.
Проблемная игровая ситуация.
(На компьютере мигает SOS , SOS, SOS, SOS).
- Что означает этот известный сигнал? (кому-то нужна помощь)
- Как узнать кому? (Высказывания детей)
- Спросим компьютер.
Появляется картинка, на которой изображена не правильная солнечная
система.
-Почему вы считаете, что неправильная система? (несколько планет
отсутствует, и их порядок удаления от солнца изменен).
- Чтобы это значило? (высказывания детей)
На компьютере появляются надписи:
МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ,
ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ ВЫШЛИ ИЗ СТРОЯ,
ПОЛОМКА КОМПЬЮТЕРОВ
ПОЛОМКА КОМПЬЮТЕРОВ
( Дети читают)
Затем снова мигает SOS , SOS, SOS, SOS.
- Что же делать? (предложения детей)
Хотите оказать помощь и принять участие в ремонте орбитальных
компьютеров?
Сможем мы выполнить такую работу?
3. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.
Ситуация 1.
- Как нам попасть в настоящее космическое пространство?
- На чем летают в космос?
- Люди, каких специальностей входят в состав экипажа?
- Для чего людям на Земле нужны сведения о космосе?
- Что нам необходимо сделать, чтобы отправиться в космическое
путешествие? (ответы детей).
- Правильно. Мы создадим свой экипаж из разных специалистов -
космонавтов. Но кто кем будет на корабле, мы узнаем следующим образом.
Умственное экспериментирование .
- Для этого нам необходимо взять карточку с геометрическими фигурами и
найти изображение, в состав которого входят заданные геометрические
фигуры.
Например: я беру карточку, на которой изображен восьмиугольник и ромб.
А теперь нахожу изображение космического корабля, составленного из
разных геометрических фигур, среди которых обязательно должны быть и
восьмиугольник и ромб.
А сейчас переверну карточку и прочитаю, кем я буду на корабле:
КОМАНДИР КОРАБЛЯ.
Самопроверка:
- Если картинка выбрана правильно, то на обратной стороне будет название
одной из специальности космонавта.
Переверните картинку и прочитайте, какую специальность вы имеете в
нашем экипаже. (Дети читают)
Детям 1,2 образовательных маршрутов предлагаются карточки с
дифференцированными заданиями по степени сложности.
I обр. маршрут IIобр. маршрут
Педагог помогает в осмыслении затруднения: «У тебя получилось? Что
нужно сделать?» Если ребенок вновь затрудняется, предлагает варианты:
«Можно проверить еще раз. Можно попросить кого-либо помочь. Кого ты
можешь попросить помочь?»
Ситуация 2.
- Все космонавты пользуются скафандрами, чтобы жить и работать. Как же
они общаются друг с другом? (ответы детей)
Правильно. В космосе, чтобы не потеряться, нам понадобятся переговорные
устройства. Из чего мы можем сделать их?
Самостоятельная продуктивная деятельность (конструирование).
Дети из бросового материала делают игрушечные переговорные устройства
(картон, спичечный коробок, строительный материал, маленькая коробочка,
цветная бумага).
Полученные переговорные устройства в дальнейшем станут маркерами
для того, чтобы разделить детей на подгруппы.
- Сейчас мы эти устройства прикрепим себе справа на грудь.
- Специалисты экипажа, готовы?
Речевое упражнение на обогащение словаря.
- Напомните мне, кто войдет в состав корабля? Какие космонавты
специалисты? (космонавты - испытатели, космонавты - инженеры,
космонавты - исследователи)
- Прошу занять места в нашем космическом корабле. (Дети садятся за
столы, поставленные в форме ракеты)
- Внимание, приготовились к запуску корабля. Корабль стартует, если будет
произведен правильный стартовый пуск.
Умственное экспериментирование .
Самостоятельная деятельность детей с раздаточным материалом.
- Выложите пульт управления на столе в виде цифрового ряда от 0 до 10. - -
Космонавты - инженеры, проверьте исправность пультов, чтобы на них все
цифры были расположены по прядку от 0 дот10.
Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8- 7 -…0 - пуск!
(Звучит космическая музыка...)
Ситуация 3
- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и
телами.
- На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть? Вы
видите на своих экранах точку?
- Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши,
приступаем к работе.
Графический диктант.
От точки: 3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5
вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3
вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.
- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей) У всех
получился инопланетянин? Космонавты - инженеры, проверьте точность
обнаруженных объектов по готовому чертежу.
(Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран)
Ситуация 4.
- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов. Он подает сигнал бедствия,
просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать
специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них
он не знает. Он знает только то, что масла в сосуде больше, чем других
жидкостей.
- Передо мной на столе в трёх разных ёмкостях налиты жидкости красного,
жёлтого и голубого цвета. Как определить, в каком сосуде больше жидкости,
а где меньше?
- Правильно, нам нужно измерить какой жидкости в сосуде больше?
Сосудов 3 и нам придется разделилиться на 3 группы. Каким образом?
Дети предлагают способы деления. Воспитатель предлагает собственный
новый способ деления на 3 подгруппы
- Уважаемые космонавты, чтобы не терять время и быстрее измерить
жидкость, предлагаю вам разделиться на три группы, используя свои
специальности: испытатели, инженеры, исследователи.
- Космонавты, как узнать, где масло? (ответы детей).
- Как мы можем узнать в каком сосуде жидкости больше? (Ответы детей)
Чем будем измерять? Только мерка должна быть у всех одинаковой.
(детям предлагается алгоритм последовательного выполнения действий)
Самостоятельное экспериментирование.
Каждая группа детей измеряет жидкость, переливая в мерный стаканчик и
фиксируя результат – количество полученных мерных стаканчиков.
В итоге сравниваем полученные результаты всех трёх групп, размещая его на
числовой прямой. Какое число расположено правее всех? Значит, какого
цвета жидкости было больше всех? Сделайте вывод.
- Какой жидкости оказалось больше?
- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?
- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен, теперь, когда он определил,
где масло, его роботы снова смогут двигаться после смазки!
Новое знание.
- Какие слова есть похожие на это слово?
(полнолуние, новолуние)
Суперлуние это когда Луна подходит к Земле максимально близко, и при
этом фаза Луны соответствует полнолунию. В это время луна выглядит
намного больше обычной луны.
И жители Земли наблюдают огромную луну, которая висит над горизонтом
большим оранжевым диском.
Суперлуние происходит примерно раз в 412 дней
- Луна это планета?
Проведение зрительно-координаторных тренажей по методике
Базарного.
- Все ли компьютеры передают неправильную информацию на Землю о
Солнечной системе?
Ситуация 5
В иллюминаторе нашего корабля я наблюдаю следующее явление.
- Космонавты исследователи, по вашему мнению, что это может быть?
(высказывания детей) На компьютере выплывает справочная информация.
СУПЕРЛУНИЕ.
Что означает слово СУПЕРЛУНИЕ?
Включение нового знания в систему знаний.
Ситуация 6
- Внимание, экипаж, мы долетели с вами до искусственных спутников Земли,
на которых сломались компьютеры.
- Обратите внимание, перед вами главный бортовой компьютер с
«правильным» изображением солнечной системы. Запомните его. Предлагаю
вам восстановить такой же порядок расположения планет на ваших
персональных компьютерах. Группы могут приступить к ремонту.
(На доске выставляется картинка на несколько секунд, детям даётся
возможность запомнить расположение планет.) Затем картинка убирается
и детям предлагается восстановить правильный порядок расположения вех
планет. Таким образом, компьютеры будут отремонтированы.
Результат проверяют на «большом мониторе» ( доска)
Элементы пальчиковой гимнастики «Планеты солнечной системы»
По порядку все планеты назовет любой из нас: загибают пальчики
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ситуация 7
По методике Базарного «компьютеры» расположены в разноудалённых
участках группы.
Находим компьютер под № 1. Изучаем его.
Сейчас находим компьютер под №2.
Ищем компьютер под №3. И проверим компьютер под №4.Сравните, есть ли
одинаковые поломки у компьютеров.
Почему вы считаете, что изображения на компьютерах «неправильные»?
- А как должно быть правильно?
- Откуда мы можем узнать правильную информацию? (книги, компьютер,
энциклопедии, журналы…)
- А сейчас, находясь в космическом пространстве, где мы возьмём
достоверную информацию? (запросить исследования с Земли, посмотреть на
Главном бортовом компьютере…)
- Сейчас всем членам экипажа нужно приготовиться к работе в открытом
космическом пространстве по устранению неполадок в компьютерах. Всем
надеть скафандры, проверить переговорные устройства, разделиться на 4
подгруппы.
- А как можно разделиться на 4 команды? (ответы детей, выбор способа
деления)
Дети делятся на 4 подгруппы по «переговорным устройствам»
(используемый бросовый материал)
– Я снова слышу сигнал SOS.
На компьютере снова появился сигнал. И три планеты, которые разделены
на части.
- Что это за планеты?
- Что с ними могло случиться?
- Правильно, планеты Марс, Юпитер и Меркурий просят помощи.
Метеоритный дождь повредил не только компьютеры, он расколол эти
планеты. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями.
- Внимание, задание экипажу: отыскать части планет в межпланетном
пространстве и собрать эти планеты.
Дети собирают планеты на ковре: Юпитер разделён на 10 равных частей,
Марс - на 6 равных частей, Меркурий – на 4.
(Спрашиваю детей, собиравших планету Меркурий)
- На сколько частей раскололась ваша планета? (4)
- Сколько частей собрал каждый из вас?
- Как можно сказать про одну часть по отношению к собранной планете?
(1/4) Две части? (2/4)
(Подобные вопросы задаю детям, собиравших планету Марс, а затем
-Юпитер)
- А что больше 1/10 или 1/4?
- Как можно узнать?
- Молодцы, космонавты, вы блестяще справились с поставленной задачей.
Планеты спасены, компьютеры отремонтированы, и мы можем возвращаться
на Землю. Занимаем свои места. Ведем обратный счет: 10, 9, 8 и т. д. до 0.
Итог.
Садимся с детьми в круг.
- Давайте с вами поразмышляем. Вам интересно было сегодня побывать в
космосе?
Что запишут в бортовой журнал космонавты – исследователи?
Что важным показалось в путешествии космонавтам–инженерам?
- Что особенно вам запомнилось, космонавты - испытатели?
- Почему запомнилось?
- Что было для вас трудным?
- Почему?
- Что помогло вам справиться со всеми задачами?
- Я думаю, у нас получился настоящий космический экипаж. Работали все
слажено, прислушиваясь к мнению других. Вы порадовали меня хорошими
знаниями о космическом корабле, о солнечной системе. Мы как будто по-
настоящему побывали в космосе.