Напоминание

Сочинение как средство формирования УУД у учащихся начальных классов


Автор: Люмах Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ с УИОП №10 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Сочинение как средство формирования УУД у учащихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Люмах Наталия Александровна МОАУ СОШ с УИОП №10 г. Киров
Сочинение как средство формирования УУД у учащихся начальных классов

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у

детей завтра».
(Джон Дьюи) Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создава- лась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:  резко возросла информированность детей;  современные дети относительно мало читают, особенно классическую, художественную литературу;  несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;  ограниченность общения со сверстниками. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учеб- ной деятельности. В современной социальной жизни происходят большие изменения, кото- рые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттеста- ции - ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государ- 1
ственные образовательные стандарты для начальных классов. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).При обучении написа- нию сочинения у обучающихся формируются следующие универсальные учеб- ные действия: 1) Познавательные: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классифи- кации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий 2) Коммуникативные: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли. 3) Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; 2
-умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания. 4) Личностные: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста. Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы: -во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли; -во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль; -умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым; -языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой; -работа над сочинением формирует навык умного словесного общения. После окончания начальной школы ученик подвергается серьезному ис- пытанию, по сути, сдает экзамен, задания которого включают не просто знание элементарной теории, а то, как практически ученик может их применить - хоро- шо ли понимает прочитанный текст, находит ли главную мысль, как грамотно составляет план, пишет мини-сочинение на свободную или заданную темуи пр. Так что интеллектуальное развитие ребёнка определяют по уровню развития его речи. Речь должна быть образной, яркой, логично построенной. Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из основных проблем в современной начальной школе. С этой проблемой сталки- вается 90% учащихся средней школы при сдаче экзаменов ГИА в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе. 3
Развитие речи - процесс сложный, творческий. В этом процессе недоста- точно только лишь обогатить память школьника определённым количеством слов, их сочетанием и научить составлять различные предложения. Главное в развитии речи - развитие её гибкости, точности, выразительности, разнообра- зия. В развитии речи выделяются три линии: — работа над словом, — работа над предложением, — работа над связной речью. Эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же вре- мя и в подчинительных отношениях. Словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи. При подготовке к рассказу, к сочинению прово- дится подготовительная работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы (изложения), сочинения и т.п. - представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упраж- нений. В них сливаются многие умения и навыки: — работа со словарём, — составление предложений, — следование логике и композиции текста, — накапливание литературного рабочего материала, — и, наконец, графико-орфографические умения и навыки. В начальной школе следует уделять составлению сочинений-миниатюр особое внимание. Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему. Оно должно быть закончено по форме и содержанию. В основе миниатю- ры должны быть внимательные "свежие" личные наблюдения, автор вырази- тельно описывает кого-либо или что-либо. Мастером миниатюры был М.М. Пришвин. 4
Чем отличается мини-сочинение от полного сочинения? Для написания мини-сочинения, нужно суметь ответить на 1 вопрос плана одним, максимум - тремя короткими предложениями. Т.е. суметь выделить суть при ответе на во- прос. Идеальный вариант для развития устной и письменной речи - написание мини-сочинения 3 раза в неделю. Это занимает достаточно большое время (ми- нут 30-40) только первые 2 недели в самом начале учебного года. В последую- щее время в первом классе у уже обученных учеников написание мини-сочине- ний по готовому плану составляет 15-20 минут. Как работать над составлением плана см. далее. А на каждом следующем уроке после написания сочинений обязательно следует прочитать самые яркие и красивые рассказики. Можно завести
классную книгу творчества
, куда, начиная с первого класса, вклеиваются все самые интересные сочинения детей. Учителю следует помнить, что ни один ребёнок не должен быть забыт. Даже ученик, у которого не очень хорошо получается сочинять. Просто у кого-то будет в этой книге больше сочинений, а у кого-то меньше. А на выпускном вечере в начальной школе такую книгу хорошо вручить каждому ученику на добрую память, пред- варительно дав задание родителям напечатать написанные от руки сочинения. Как составить план? В составлении плана участвует весь класс под руководством учителя. Со- ставляя план, ученики подходят к устному сочинению, которое первое время обязательно предшествует письменному на ту же или подобную тему. Учитель вызывает детей, которые излагают содержание темы, имея перед собою готовый план. Остальные ученики следят за развитием и изложением темы по своим планам, пополняя, где нужно, ответ товарища по просьбе учителя. Требования к плану 5
План должен быть:  последовательным;  связным;  ёмким, но не громоздким. Как писать сочинения? Сочинения пишутся исключительно в классе. На дом ученику может быть рекомендовано:  Чтение книг, статей, заключающих в себе материал для будущего сочинения;  Составление или пополнение плана будущего сочинения по наме- ченным в классе главным пунктам. Исправленные сочинения преподаватель разбирает в классе при участии всех учеников, которые помогают вызванному учителем однокласснику исправ- лять встретившиеся в сочинении стилистические и грамматические погрешно- сти и пополнять то, чего не достаёт в сочинении для полного развития темы. К следующему уроку ученикам задаётся на дом обязательная переделка сочине- ний в том же ключе, как это было сделано в классе. При этом домашняя работа ученика не стесняется ни размером сочинения, ни даже направлением в разви- тии темы. Иногда эта домашняя переделка сочинений разнообразится тем, что уче- ники обмениваются исправленными сочинениями, так что каждый из них дома переделывает сочинение своего одноклассника, согласуясь с разбором сочине- ний в классе. Переделанные учениками сочинения снова просматриваются учителем. По чти одинаковым планам можно написать такие разные сочинения. Не забудьте найти хорошее слово для
каждого
ученика. 6
Темы сочинений-миниатюр 1. Мой любимый фильм. 2. Чего я боялся, когда был маленьким. 3. Моё любимое время года. 4. Когда я буду президентом. 5. Пожар в лесу. 6. Народные промыслы. 7. Как я проведу осенние (весенние, зимние, летние) каникулы. 8. Какого человека ты назовёшь великим (расскажи о жизни этого человека и объясни, почему ты считаешь его великим). 9. Кем бы я хотел быть. 10. Какого человека ты назовёшь счастливым (расскажи о жизни этого чело- века и объясни, почему ты считаешь его счастливым). 11. Ссора друзей. 12. Как я встретил Новый год. 13. Разговор игрушек. 14. Страшный (или непонятный) сон, который я видел (или о котором мне рассказывали). 15. Разговор книг (представь себе, что в школьной библиотеке вступили в разговор истрёпанный учебник и подержанная книжка в дорогом красивом переплеёте). 16. Интересное приключение, бывшее со мной (или с кем-нибудь другим). 17. Мой любимый герой (расскажи о его жизни и укажи, что в нём тебе нра- вится). 18. Несчастный человек, которого я знаю (или о котором мне рассказывали). 19. Случай на далёкой планете. 20. Интересная книга (передай вкратце её содержание и укажи, что именно в ней тебе нравится). 21. Не красна изба углами, а красна пирогами. 22. Самый интересный человек, которого я знаю (или о котором мне расска- 7
зывали). 23. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 24. Подвиг наших солдат в Великой Отечественной войне. 25. Кем я хотел быть, когда был маленький, и кем хочу стать теперь. 26. Мой любимый класс. 8


В раздел образования