Напоминание

Социально-личностное развитие дошкольников в системе патриотического воспитания в ДОУ


Автор: Ушакова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад № 90
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Социально-личностное развитие дошкольников в системе патриотического воспитания в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СИСИТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Ушакова Юлия Николаевна
, воспитательМБДОУ детский сад № 90 г. Иркутска В настоящее время, когда происходят важные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остается патриотическое воспитание. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, родному краю. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный. Данная работа должна вестись систематически, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям, ведь дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Мы должны показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, красоту родного края, его природы. Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника, такие как эмоциональное восприятие окружающего мира, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств. Педагог должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу и краю – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. На протяжении нескольких лет в нашем детском саду ведется работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Цель – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой Прибайкалья, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские качества. Работа по патриотическому воспитанию строится в несколько этапов: подготовительный, деятельностный, заключительный. На подготовительном этапе был определен уровень знаний педагогов и детей о родном городе и крае. Выявлено актуальное состояние и развитие детей посредством диагностики, опросов, определены направления образовательной деятельности, которые необходимо предвидеть в ходе реализации проектов. На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которой
планировалось задействовать педагогов, музыкального руководителя, а также родителей, так как семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. Деятельностный этап предполагал совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях: -привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты), в проектно-поисковой деятельности (разработка детско- взрослых проектов). Мы разработали несколько проектов «Мой родной город Иркутск», «Иркутск второй с детства родной», «Коренные жители Прибайкалья», «Природа родного края». -работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно- поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей. -слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению результатов реализации тематических проектов. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников мы использовали различные формы и методы организации деятельности детей, например: -наблюдения; -рассказ, объяснения воспитателя; -беседы с детьми о родном городе, крае; -использование детских художественных произведений, репродукций картин, фотоиллюстраций (их рассматривание и обсуждение); -разучивание с детьми песен, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений; -целевые прогулки и экскурсии («Достопримечательности Иркутска», «Храмы нашего города», «Музей авиазавода», «Музей истории города Иркутска», «Ботанический сад», историко-этнографический комплекс «Тальцы» …); -тематические досуги и развлечения; -просмотр и анализ видеофильмов, презентаций об Иркутске, Байкале; -организация игровой деятельности (дидактические игры «Иркутские загадки», «Знатоки Иркутска», «Отгадай по контуру», «Четвертый лишний» и т.п.); -создание книжек-самоделок, выставок о родном городе и крае (например, «Коренные жители Прибайкалья», «История возникновения Иркутска», «Красная книга Прибайкалья» и др.) При сотрудничестве с родителями использовались такие формы работы как: -анкетирование; -индивидуальные консультации, беседы; -родительские собрания («Воспитание патриотических чувств у дошкольников»); -фотовыставки («Моя семья на улицах Иркутска», «На Байкале», «Самое красивое место в нашем городе»…); -совместное творчество родителей и детей (создание рисунков, аппликаций, поделок); -выполнение заданий в рабочих тетрадях; -встреча с интересными людьми.
На заключительном этапе были подведены итоги работы. После получения результатов диагностики детей мы пришли к выводу, что работа по формированию патриотизма должна продолжаться. Мы разрабатываем новые планы, проекты по данной теме, подключаем родителей к нашим мероприятиям и надеемся, что со временем тот опыт и те знания, которые приобрели дети в нашем детском саду, станут богаче. Список использованной литературы: 1.Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с. 2.Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с. 3.Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4 – С.59- 64.


В раздел образования