Социально-личностное развитие дошкольников в системе патриотического воспитания в ДОУ
Автор: Ушакова Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад № 90 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: статья Тема: Социально-личностное развитие дошкольников в системе патриотического воспитания в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Ушакова Юлия Николаевна ,
воспитательМБДОУ
детский сад № 90 г. Иркутска
В настоящее время, когда происходят важные изменения в жизни общества, одним
из
центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
остается
патриотическое воспитание.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому,
улице, на которой он живет, детскому саду, городу, родному краю.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный.
Данная работа должна вестись систематически, во всех возрастных группах, в разных
видах
деятельности
и
по
разным
направлениям,
ведь
дошкольный
возраст
–
это
важнейший
период
становления
личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Оно формируется постепенно в
процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире. Любой край,
область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде,
замечательном народном творчестве. Мы должны показать ребенку, что родной город
славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями,
памятниками,
лучшими людьми, красоту родного края, его природы.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут
быть
разными,
но
обязательно
должны
учитывать
психологические
особенности
дошкольника, такие как эмоциональное восприятие окружающего мира, образность и
конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств. Педагог должен
учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу и краю – значит связывать
воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и
доступными объектами, которые окружают ребенка.
На
протяжении
нескольких
лет
в
нашем
детском
саду
ведется
работа
по
патриотическому
воспитанию
дошкольников.
Цель
–
обеспечить
широкую
направленность
содержания
образовательно-воспитательного
процесса
на
ознакомление детей с историей и культурой Прибайкалья, природным, социальным и
рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности,
сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские качества.
Работа
по
патриотическому
воспитанию
строится
в
несколько
этапов:
подготовительный, деятельностный, заключительный.
На подготовительном этапе был определен уровень знаний педагогов и детей о
родном городе и крае. Выявлено актуальное состояние и развитие детей посредством
диагностики,
опросов,
определены
направления
образовательной
деятельности,
которые необходимо предвидеть в ходе реализации проектов. На основе полученных
данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которой
планировалось
задействовать
педагогов,
музыкального
руководителя,
а
также
родителей,
так
как
семья
занимает
ведущее
место
в
системе
патриотического
воспитания.
Деятельностный
этап
предполагал
совместную
деятельность
участников
образовательного
процесса
по
патриотическому
воспитанию
детей
старшего
дошкольного возраста. На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
-привлечение
детей
к
активному
участию
в
досуговой
деятельности
(праздники,
развлечения,
концерты),
в
проектно-поисковой
деятельности
(разработка
детско-
взрослых
проектов).
Мы
разработали
несколько
проектов
«Мой
родной
город
Иркутск», «Иркутск второй с детства родной», «Коренные жители Прибайкалья»,
«Природа родного края».
-работа
с
родителями
по
привлечению
их
к
совместной
творческой,
проектно-
поисковой
деятельности
на
основе
использования
разнообразных
форм,
средств
патриотического воспитания детей.
-слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и
представлению результатов реализации тематических проектов.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников мы использовали различные
формы и методы организации деятельности детей, например:
-наблюдения;
-рассказ, объяснения воспитателя;
-беседы с детьми о родном городе, крае;
-использование
детских
художественных
произведений,
репродукций
картин,
фотоиллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
-разучивание
с
детьми
песен,
стихотворений,
прослушивание
музыкальных
произведений;
-целевые прогулки и экскурсии («Достопримечательности Иркутска», «Храмы нашего
города», «Музей авиазавода», «Музей истории города Иркутска», «Ботанический сад»,
историко-этнографический комплекс «Тальцы» …);
-тематические досуги и развлечения;
-просмотр и анализ видеофильмов, презентаций об Иркутске, Байкале;
-организация
игровой
деятельности
(дидактические
игры
«Иркутские
загадки»,
«Знатоки Иркутска», «Отгадай по контуру», «Четвертый лишний» и т.п.);
-создание книжек-самоделок, выставок о родном городе и крае (например, «Коренные
жители
Прибайкалья»,
«История
возникновения
Иркутска»,
«Красная
книга
Прибайкалья» и др.)
При сотрудничестве с родителями использовались такие формы работы как:
-анкетирование;
-индивидуальные консультации, беседы;
-родительские собрания («Воспитание патриотических чувств у дошкольников»);
-фотовыставки («Моя семья на улицах Иркутска», «На Байкале», «Самое красивое
место в нашем городе»…);
-совместное творчество родителей и детей (создание рисунков, аппликаций, поделок);
-выполнение заданий в рабочих тетрадях;
-встреча с интересными людьми.
На заключительном этапе были подведены итоги работы. После получения
результатов диагностики детей мы пришли к выводу, что работа по формированию
патриотизма
должна
продолжаться.
Мы
разрабатываем
новые
планы,
проекты
по
данной
теме,
подключаем
родителей
к
нашим
мероприятиям
и
надеемся,
что
со
временем тот опыт и те знания, которые приобрели дети в нашем детском саду, станут
богаче.
Список использованной литературы:
1.Кокуева,
Л.
В.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольников
на
культурных
традициях своего народа: метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005. – 144 с.
2.Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю.
Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
3.Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. –
№ 4 – С.59- 64.