Напоминание

Программа социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе


Автор: Сорокина Наталья Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г.Волхов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе
Раздел: начальное образование





Назад




МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 1»
Проект
Принята Педагогическим советом МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 1» Протокол № ______ от ________________ Утверждаю Директор МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 1» ________________________ Приказ № _______ от _________
ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

К ШКОЛЕ
2016 год

Содержание

I.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.
Стр. 3
1 . 2 .

П л а н и руе мы е

р е зул ьт ат ы

о с в о е н и я

п р о г р а м м ы

с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к о й

направленности

по

подготовке

детей

5-6

лет

к

школе.
Стр. 7
1.3.

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения

программы

социально-

педагогической

направленности

по

подготовке

детей 5-6 лет к школе.
Стр. 9
II.

Содержательный раздел

2.1.

Программа

формирования

универсальных

учебных действий.
Стр. 10
2.2. Программы отдельных учебных предметов и

курсов.
Стр.14
III.

Организационный раздел

3.1. Учебный план
Стр. 16
3.2. Система условий реализации программы

социально-педагогической направленности по

подготовке детей 5-6 лет к школе в соответствии с

требованиями стандарта.
Стр. 22
IV.

Приложения
Стр.30
I. Целевой раздел
2

1.1. Пояснительная записка
Программа социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований на ше го о б ще с т ва от у ч ит е ля нач а льны х к ла с с о в т р е бу е т с я совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. 3
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Для формирования
«внутренней

позиции

школьника»
н а д о создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования.
Актуальной
становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.
Цель

данной

программы:
всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе Основные
задачи программы:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Программа рассчитана на детей 5-6 - летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не 4
только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее:
дошкольники

только

готовятся

к

систематическому

обучению
и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Программа построена в соответствии с принципами:

а) Личностно – ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно – ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели 5
специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее:
дошкольники

только

готовятся

к

систематическому

обучению
и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Порядок организации
работы школы будущих первоклассников: • группы формируются из детей 5-6 - летнего возраста; • продолжительность занятий в группах– 30 минут; • наполняемость групп от 15 до 25 человек; • форма проведения занятий – игровая, двигательная. • начало занятий – 07 ноября 2015 года. • окончание занятий – 23апреля 2016 года. • режим занятий: 1 раз в неделю – 4 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10 минут. • график занятий: суббота с 10-00 до 12-30. В зависимости от количества заказчиков данной услуги формируются 1 или 2 группы детей. С родителями обучающихся заключается договор о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
6

социально-педагогической направленности

по подготовке детей 5-6 лет к школе.
Результатом работы групп общего развития детей дошкольного возраста должны стать: - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; - осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.; - артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; - оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; - обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; - использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; - следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; - сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; - соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; - правильно произносить все звуки; - отчетливо и ясно произносить слова; - выделять из слов звуки; - находить слова с определенным звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила; - распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; - перечислять в правильной последовательности времена года; - называть основные признаки времен года; - перечислять в правильной последовательности времена года и суток - знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, 7
где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). Дошкольники должны знать: - отличие буквы от звука. - конфигурацию печатных букв. - назначение прописной и строчной буквы - отличие прописных букв от печатных. - состав чисел первого десятка; - как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1); - цифры 0-9, знаки +,-,=; - название текущего месяца, последовательность дней недели; - монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Дошкольники должны уметь: - ориентироваться на странице тетради - перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д. - печатать буквы - отличать заглавные и строчные буквы. - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; - соотносить цифру с числом предметов; - пользоваться арифметическими знаками действий; - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; - измерять длину предметов с помощью условной меры; - составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера; - делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; - ориентироваться на листке клетчатой бумаги. - проводить наблюдения; - сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; - понимать относительность свойств объекта; - делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; - уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. 8

1.3.

Система

оценки достижения планируемых результатов освоения

программы социально-педагогической направленности по подготовке

детей 5-6 лет к школе.
Отслеживание результатов реализации программы проводится в 3 этапа: • в ноябре (после 25 числа, когда пройдет период адаптации) проводится первичная диагностика развития ребенка; ее цель – выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции; • повторное психолого-педагогическое обследование в конце февраля для того, чтобы сделать контрольный срез на полугодие; • в конце мая проводится итоговая диагностика развития ребенка для того, чтобы иметь представления о знаниях и умениях ребенка на конец года, дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа, тестирование и наблюдение. Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации. Кроме этого, отслеживание результатов развития детей осуществляется психологом и педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний. Уровень развития детей определяется при помощи следующего диагностического материала: Социальное развитие: Колесникова Е.В. Тесты для детей 5-6 лет. Ушакова О.С. Диагностика речевого развития. Познавательное развитие: НовиковаВ.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. Эстетическое развитие: МарцинковскаяТ.Д. Тесты «Разрезные картинки», «Коробочка форм», «Эталоны». Колесникова Е.В. Тесты для детей 5-6 лет. Комплексное обследование: Т.А.Ткаченко «Комплексное обследование дошкольника». Диагностика уровня развития детей: Адаптированная методика Г. Витцлака. 9

II. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования универсальных учебных

действий.
Программа социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными

результатами
предшкольной подготовки является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, х о ч е т и д т и в ш к о л у и л и н е т , и п о ч е м у . Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными

результатами
предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы. 10
Познавательные УУД: - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: - называть свои фамилию, имя, домашний адрес; - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными

результатами
предшкольной подготовки является формирование следующих умений. Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму: - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; - рассказывать наизусть небольшое стихотворение; - конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; 11
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; - делить слова на слоги, выделяя ударный слог; - различать звуки и буквы; - правильно держать ручку и карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах 10; - соотносить число предметов и цифру; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар; - составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; - классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе являет ся
сформированность

«базиса

личностной

культуры».
Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия. Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, 12
логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е.
«внутренняя

позиция

школьника»
, которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Модель выпускника дошкольного отделения.
Модель ребенка - будущего первоклассника Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться». Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно- следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни. Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. 13

2.2. Программы отдельных учебных предметов и курсов.

Содержание

программы
предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: •
«Математические

ступеньки».
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. •
Мир вокруг нас» (окружающий мир), , «Школьная этика»
Большая роль на занятиях этих курсов отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. •
«Творческая мастерская»; «ИЗОстудия»

.
Целью данных курсов является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. •
««АБВГДЕЙКА» , «Английский для малышей» (развитие речи и

подготовка

к

обучению

грамоте)».
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисования. Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием некоторых больших и маленьких букв, некоторыми типами их соединения. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Списывание слов и предложений с образцов (печатным шрифтом). Письмо (печатным шрифтом) под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением и предложений состоящих из трёх-пяти таких слов. Правильное оформление написанных печатным шрифтом предложений 14
(большая буква в начале предложения, точка в конце). Знакомство с правилами гигиены письма.
Цели занятий
• Развитие слухового и зрительного восприятия • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности • Развитие слуховой и зрительной памяти • Развитие мышления и речи • Развитие общей и мелкой моторики • Совершенствование коммуникативных навыков • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим • Совершенствование навыков монологической речи • Совершенствование навыков диалогической речи • Развитие мимики и пантомимики • Развитие фантазии и воображения • Развитие способностей к глубокому образному мышлению • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей • Развитие творческих способностей • Формирование эмоционально-волевой сферы • Формирование этических представлений • Повышение уверенности в себе • Научить принимать решения
Рабочие

программы

данных

курсов

представлены

в

приложении

к

данной программе.
15

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план
Учебный план полностью реализует государственный образовательный стандарт, гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, умений и навыков, которые позволят ребенку продолжить образование на ступени начального общего образования, и призван обеспечить достижение важнейших целей: • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • л и ч н о с т н о е р а з в и т и е о бу ч а ю щ е го с я в с о о т в е т с т в и и с е г о индивидуальностью. Учебный план предшкольной подготовки МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №7» разработан на основе нормативно- правовых документов федерального уровня: - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; - СанПиН 2.4.1.3049-13; - «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011г. N 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; - Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 года; №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 20. 08. 2008 г. № 241; от 30. 08. 2010 г. № 889; от 26. 11. 2010 г. № 1241; от 17.12. 2010 г. № 1897; от 22.09.2011г. №2357; - письма Департамента государственной политики образования Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»; 16
- приказом Минобрнауки России от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»; - инструктивно-методического письма комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 07.06.2011 г. № 19-3236/11 "Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011 / 2012 учебном году"; - инструктивно-методического письма комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 08.06.2012 г. № 19-4185/12 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2012/2013 учебном году»; - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2. 4. 2. 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Учебный план школы отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов по классам (годам обучения), общий объем допустимой нагрузки обучающихся. При составлении учебного плана были учтены следующие принципы: · принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · принцип научной обоснованности и практической применимости; · принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; · принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; · принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и о собенно стями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; · комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; · решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; · построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. 17
Учебный план групп общего развития детей дошкольного возраста составлен с учетом соблюдения норм максимальной аудиторной нагрузки воспитанников. Опираясь на СанПиН 2.4.1.3049-13, был учтен максимально допустимый объем образовательной нагрузки – 4 учебных занятия в неделю по 30 минут. 1. Занятия проводятся по предметному принципу (4 занятия в день) 2. Каждое занятие является интегрированным. Двигательный режим групп общего развития детей дошкольного возраста - чередование мероприятий: - зарядка (каждый день); - физкультурные минутки; - использование разнообразных, в том числе подвижных, игр на занятиях. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: •
Математика: «Математические ступеньки»;

Окружающий мир:

«Мир вокруг нас»;

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте «АБВГДЕЙКА»,

«Английский для малышей»

Спортивное направление « Спортивная карусель»

Творческие навыки: «ИЗОстудия», «Творческая мастерская»
Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения. С целью наиболее полного удовлетворения запросов родителей будущих первоклассников Волховского муниципального района программа дополнена курсами
«Школьная этика»
. Данные занятия позволяют в игровой форме познакомить детей с историей родного края, историческим развитием МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа № 1», умение общаться со сверстниками, высказывать мнение, и т. д. Курс «Школьная этика» имеет целью развитие интеллектуальных и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие интеллектуальных способностей – это развитие логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Годовой календарный график
18
Режим работы "Школы раннего развития": Занятия проводятся один раз в неделю - по субботам. Длительность работы: 2 часа 30 минут График работы: с 10.00 до 12.30 Режим дня: 1 занятие – 10.00 – 10.30 перемена – 10.30 – 10.40 2 занятие – 10.40. – 11.10 перемена – 11.10 – 11.20 3 занятие – 11.20 – 11.50 перемена – 11.50 – 12.00 4 занятие – 12.00 – 12.30 Продолжительность образовательного периода: 24 субботы, с 01.10.2015года по 30.04.2016года. Выходные (праздничные) дни: 02 января 2016 года, Каникулы: с 29.12.2015г по 8.01.2016г; Летний оздоровительный период: с 01.05.2016г по 31.08.2016г. Количество и продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1. 1249 – 03. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы: Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы осуществляется три раза в год: • в ноябре (после 25 числа, когда пройдет период адаптации) проводится первичная диагностика развития ребенка; ее цель – выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции; • повторное психолого-педагогическое обследование в конце февраля для того, чтобы сделать контрольный срез на полугодие; • в конце мая проводится итоговая диагностика развития ребенка для того, чтобы иметь представления о знаниях и умениях ребенка на конец года, дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе.
Учебный план групп общего развития

детей дошкольного возраста
19
Предметная область Название предмета Кол-во часов в неделю Кол-во часов в месяц Кол-во часов в год
Базовая часть
Математика и информатика «Математические ступеньки» 0,5 2 12 Филология «АБВГДЕЙКА» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) 0,75 3 18 «Волшебные пальчики» 0,75 3 18 Обществознание и естествознание «Мир вокруг нас» (окружающий мир) 0,5 2 12 Искусство ИЗОстудия О,25 1 6 Творческая мастерская 0,25 1 6 ИТОГО: 3 12 72
Часть, формируемая ОУ
Курсы, реализующие региональные экологические, демографические, этнокультурные и другие особенности Ленинградской области Спортивный час 0,25 1 6 Школьная этика 0,25 1 6 Курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных потребностей обучающихся Английский для малышей 0,5 2 12 ИТОГО: 1 4 24
ВСЕГО:

4

16

96

Расписание занятий
Главным элементом организации работы «Школы раннего развития» является научный подход к составлению расписания занятий. Рационально составленное расписание занятий способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся, оптимальному использованию кабинетов. Расписание занятий составляется в соответствии с действующими эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10)» 20
утверждёнными главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2010г. Известно, что работоспособность учащихся не остаётся неизменной в продолжение дня. При составлении расписания занятий учитывалась степень утомляемости учащихся в течение учебного дня, которая зависит и определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может, как усилить, так и ослабить её, или оставить на прежнем уровне. Учитывалось влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня чередование о сновных предметов с з а н я т и я м и изобразительного искусства, трудового обучения, музейным уроком и т.д. Гигиенические требования к составлению расписания занятий в «Школе раннего развития» сводятся к обязательности учёта динамики изменения физиологических функций и работоспособности, учащихся на протяжении рабочего дня, а также «трудности» учебных предметов и преобладания статического или динамического компонентов во время занятий. Расписание уроков преследует, прежде всего, цель оптимизации условий подготовки дошкольников и создания комфортных условий для педагогов и обучающихся, и составляется только исходя из требований нормального режима работы образовательного учреждения. 1 суббота 2 суббота 3 суббота 4 суббота АБВГДейка ИЗОстудия Математические супеньки Творческая мастерская Мир вокруг нас АБВГДейка Школьный этикет Английский язык Математические супеньки Спортивный час Английский язык Волшебные пальчики Волшебные пальчики Волшебные пальчики Мир вокруг нас АБВГДейка
3.2. Система условий реализации программы социально-

педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к

школе в соответствии с требованиями стандарта.
Система условий реализации программы социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе разработана на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы предшкольной подготовки. Система условий учитывает организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами. Система условий реализации программы социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе включает кадровые, 21
материально-технические и другие условия реализации требований Стандарта к результатам освоения программы социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе . Результатом реализации указанных условий становится создание образовательной среды:  обеспечивающей достижение целей предшкольной подготовки, его высокое качество,  доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;  гарантирующей сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;  преемственной по отношению к начальному общему образованию и соответствующей специфике образовательного процесса на ступени начального образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся. Условия реализации программы с о ц и а л ь н о - п е д а го г и ч е с ко й направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:  достижения планируемых результатов освоения программы предшкольной подготовки в соответствии с образовательными планами всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;  развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых дел;  работы с одарёнными обучающимися, организацию их развития и взаимодействия в различных областях образовательной, творческой деятельности;  формирования у обучающихся гражданской идентичности, социальных ценностей;  индивидуализации процесса образования в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;  развития у обучающихся опыта самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, общественной, проектной и учебно-исследовательской, информационной, художественной и других;  использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;  эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности. 22

Система

кадровых

условий

реализации

программы

социально-

педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к

школе

МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №1»
включает:  укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;  уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников образовательного учреждения;  непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу общего образования.
Сведения

о педагогических кадрах, обеспечивающих реализацию

платных образовательных услуг
№ Фамилия, имя, отчество Наименование преподаваемого предмета Образование, специальность по диплому Место работы Категория 1 «АБВГДЕЙКА» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) МОБУ «ВСОШ № 1» 2 «Школьная этика» «ИЗОстудия» «Творческая мастерская» МОБУ «ВСОШ № 1» 3. «Мир вокруг нас» (окружающий мир) «Математические ступеньки» МОБУ «ВСОШ № 1» 4. «Спортивный час» МОБУ «ВСОШ № 1» 5 «Английский для малышей» МОБУ «ВСОШ № 1» Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего программу социально-педагогической направленности по подготовке детей 5-6 лет к школе, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. 23
Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего программу предшкольной подготовки, обеспечивается освоением ими как единовременно, так и поэтапно дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 72 часов и не реже одного раза в 3 года в образовательных учреждениях, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе на дистанционной основе.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе раннего развития». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонст раций (компьютер, медиапроектор, D V D - п р о е кто р , видеомагнитофон и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
Программно



методическое

обеспечение

групп

предшкольной

подготовки «Школа раннего развития».
Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программы «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М., 2005. При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф МОиН РФ; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы:
№ Название курса

Число

часов в

Пособия из серии «Предшкольная пора»
24

неделю

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
1 АБВГДейка 3 Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»; Салмина Н.Г., Сильнова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»; Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»; Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе». 2 Математические супеньки 1 Салмипа Н.Г. «Учимся думать»; Златопольский Д.С. «Уд ив ит е льны е превращения»; Куликова Т,А. «Что, где, почему?»; Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой» 3 Мир вокруг нас 1 Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»; СалминаН.Г., ГмбоваА.О. «Учимся рисовать»; Салюта Н.Г., Силънова О.В., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»; Зл ато п ол ь с к и й Д . С . « Уд и в и т е л ь н ы е превращения»; Щербакова ЕМ. «Знакомимся с математикой»; Куликова Т.А. «Что, где, почему?»; Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие». 4 Творческая мастерская; ИЗОстудия 1 Салмипа Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»: «Клетки, точки и штрихи», «Рисование, аппликация и лепка», «Анализ форм и создание образа», «Графика, живопись и народные промыслы»; Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе». Особенность содержания программ комплекта подготовки к школе «Предшкольная пора» заключается в том, что оно строится по принципу «минимакса», т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития. Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливается на одном и том же материале. Данный подход позволяет простраивать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и 25
того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала. Программа «Школа раннего развития» даёт возможность развить диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Особо стоит отметить методическую разработанность предложенного материала в виде методических рекомендаций по каждому из обозначенных направлений. Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения.
Учебный

план

также

предполагает

выборочное

использование

литературы следующих авторов:
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Играем и фантазируем. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. Владимирова Т.В. Познаем мир. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993. Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996. Гербова В.В., Ушакова О.С. Развитие речи. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1996. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации. Грейс К. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А. Столяра. – М., 1991. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. 26
Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и 3-4. Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для детей 5-6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской). Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь. Пособие для логопедов, родителей и детей. - М., 1998. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч. 1, 2, 3). Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978. Литвинова М.Ф. Подвижные игры.; Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 1995. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.,1997. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994. Метлина Л.С., Фалькович Т.Д., Барылкина Л.П. Первые шаги в математику. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. ТЦ Сфера. 2005. Петерина С.В. Мир социальных отношений. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., 1993. Учимся думать, рассуждать. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова, З.А. Михайлова.
Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса на этапе

предшкольного образования. Работа с родителями.
При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу. Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе. В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем: 1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации 27
ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения. 2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения. 3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе. 4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со с ве р с т н и ка м и , индивидуальные эмоциональные проявления. При подготовке конкретного занятия педагог должен: - оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений; - предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка; - учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях; - предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
Работа с родителями будущих первоклассников.
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы и психолог. Ноябрь: • Лекция «Родитель – это профессия». • Консультация психолога «Ваш ребенок пошёл в школу». Январь: • Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу». • Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в семейном воспитании». Март: • Лекция «Дидактические игры в семье как средство развития познавательной деятельности» • Консультация психолога « Развитие психических процессов детей 6-7 летнего возраста». Май: 28
• Лекция «Первые дни ребенка в школе» • Консультация психолога «Диагностика психолого-физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей». Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога каждую субботу с 10.00-13.00.
Перспективы дальнейшей работы групп предшкольной подготовки

МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа № 1"
Планируется: 1. Набрать группу детей 5 - 6 лет не менее 15 - 25 человек . 2. Вести занятия по программе «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой. 3. Вводить здоровье сберегающие технологии в режимные моменты. 4. Отслеживать индивидуальные возможности детей, через три этапа диагностики. 5. Отслеживать дальнейшие успехи детей в начальной школе, проводить диагностику адаптации этих детей к школе и учебным достижениям. 6. Активно работать с родителями по совместной работе в достижении положительного результата всестороннего развития детей 5 - 6 лет. 7. С помощью родителей первоклассников о т с л е ж и в ат ь преемственность. 8. Через СМИ регулярно информировать родителей будущих 5 - 6 леток о нашей работе и привлекать к себе в школу.
V. Приложения.
Приложение №1
Тест школьной зрелости
Дата проведения: апрель Время проведения: 20 минут. Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника. Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания. 29
• Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь. • Какое животное больше: лошадь или собака? • Что раньше: обед или завтрак? • Днем светло, а ночью? • Утром мы завтракаем, а днем? • Яблоки, груши, персики – что это? • Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор. • Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ . • В каком городе ты живешь? 10. Какие ты знаешь транспортные средства? 11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________. 12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему? 13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака. 14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это? 15. Зачем люди занимаются спортом? 16. Чем отличается старый человек от молодого? 17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать? 18. От какого животного получают молоко? 19. Назови по порядку дни недели. 20. Назови по порядку времена года. 21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь. 22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове. 23. Подбери по три слова на буквы А, Н. 24. Какое слово длиннее: веревка или река? 25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении? 26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1. 27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов). 28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6? 29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Критерии оценки теста: Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов. Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса. Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов. 30
Приложение №2
Проверочная работа
Дата проведения: апрель . Время проведения: 25 минут. Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов. Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.
№1.

Планируемый результат
: продолжать заданную закономерность.
Умение
, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат:
соотносить число предметов и цифру.
Умения
, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.
№ 3. Планируемый результат:
сравнивать группы предметов на основе составления пар.
Умения
, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».


4.

Планируемый

результат:
распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения
, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать про стейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,
№ 5. Планируемый результат:
аккуратно выполнять штриховку.
Умения
, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях. 31

№1. Продолжи ряд.

/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙
__________________________________________________________________ 12 21 __________________________________________________________________
№2. Соедини линией.

№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.

№ 4. Составь узор.
32 5 8 2 4
- закрась кружок красным цветом; - сверху нарисуй красный квадрат; - справа от квадрата – желтый треугольник; - под треугольником нарисуй зеленый круг; - слева от красного круга нарисуй синий треугольник.
№ 5. Выполни штриховку.
Критерии оценивания работы: Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100% работы. Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более. Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.
АНКЕТА № 1
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем ребенке, это поможет быстрее осуществить индивидуальный подход к ребенку, помочь адаптироваться в новом коллективе. 1. Ф.И.О. ребенка 2. Год, месяц, число рождения. 3. Какой он, Ваш ребенок? 4. Что Вас беспокоит, волнует в нем? 33
5. Его здоровье, физические особенности? 6. Каким бы Вы хотели видеть учителя своего ребенка? 7. Какие учебные предметы дополнительно Вы хотели бы видеть в школе? 8. Данные родителей: отец, место работы, мать, место работы. 9. Домашний адрес, телефон. 10. Жилищные условия ученика (отдельная комната, с сестрой, с братом, с родителями) – подчеркнуть. СПАСИБО!
АНКЕТА № 2
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ Мы продолжаем изучать индивидуальные особенности Вашего ребенка для организации учебно-воспитательного процесса. Просим Вас ответить на несколько вопросов. • В какое время Ваш ребенок обычно встает? • Что Вас особенно волнует перед школой? • Что, на ваш взгляд, привлекает Вашего ребенка в школе? • Что любит Ваш ребенок? • Чего не любит? • Какой обычно Ваш ребенок в рабочие дни, в выходные? • радостный, веселый • радостный, веселый, но усталый • в нормальном состоянии • настроение грустное, подавленное • настроение плаксивое, капризное • другое • Как Ваш ребенок обычно проводит свободное время? • В чем сильные стороны Вашего ребенка?
АНКЕТА № 3
Проанализируйте свои отношения с ребенком за какую-либо часть дня. Каковы были Ваши действия? Число Поправил (а) Похвалил (а) Вместе развлекались Отказалась выполнять просьбу. Одернул(а) Наградил (а) Получил(а) удовольствие от общения с ребенком Нет, я этого не могу сделать Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз вы сказали ребенку: Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье – Я занята – Посмотри, что ты наделал(натворил) – Не говори так быстро – Это надо делать не так – Неправильно – Хорошо 34
– Когда же ты научишься? – Сколько раз я тебе говорила? – Нет, я не могу – Обсуждали ребенка с другими в его присутствии – Он(а)сведет меня с ума – Я никак не могу его(ее)заставить – Ну и как?
Памятка родителям будущих первоклассников
• Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. • Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения. • • Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. • Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге. • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, 35
радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 36


В раздел образования