Напоминание

Наказание детей: "за" и "против"


Автор: Лимонцева Галина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Наказание детей: "за" и "против"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ

1
Очень распространено мнение, что наказание нужно для того, чтобы вызвать отрицательную эмоцию (боль, обиду, страх). Тогда случай запомнится, и ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет, наказание надо усилить. Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего
является развитие

в

ребенке

сильной

реакции

сопротивления,

особенно если по характеру он самостоятелен или склонен к лидерству.
Но порой итогами такого воспитательного процесса становятся
повышенная тревожность, мнительность, склонность к

страхам и неуверенность в себе, когда зерна диктата угодили на почву ранимой и неустойчивой

личности.
Бесспорно, что под страхом наказания ребенок действительно перестает делать то, что ему запрещено. НО!
Чаще он подстраивается или маскируется – делает вид, что послушался, то есть

идет на обман.

Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно

сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания
- ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими
контрмерами: лицемерием,

обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.
Бывает, что он ведет себя «правильно» при одном родителе и распускается при другом.
Физические наказания
не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.
Почему нет смысла наказывать ребенка физически?

1. Поведение не улучшается.

2. Может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения.

3. Может появиться чувство мести.

4. Наказание вызывает чувство обиды и возмущения.

5. Развиваются такие качества как трусливость и изворотливость.

6. Ребенок привыкает к физически наказаниям и не реагирует на них.
1  Ю. Гиппенрейтер: «Продолжаем общаться с ребенком. ТАК?» - Издательство: АСТ, 2011 г.
Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что
в дальнейшем дети стремятся разрешать свои

проблемы посредством насильственных или

противоправных действий
. Вначале они подвержены частым приступам гнева и
немотивированной агрессии
, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее
воспроизводство самой жестокости
.
НАКАЗАНИЕ – это, прежде всего, сигнал о нарушении

правила, нормы или установленного порядка. СМЫСЛ ЕГО –

сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их

серьезность.

ЦЕЛЬ НАКАЗАНИЯ - дать возможность ребенку

задуматься над проступком, понять, что́

именно он нарушил

и почему это плохо,

привить ему чувство ответственности и

понимание необходимости следовать правилам.

Такой взгляд на роль наказания предполагает установку на воспитание сознания и

личности ребенка, что ведет за собой исправление его внешнего поведения
.
При таком подходе

родитель оказывается в позиции проводника и защитника жизненного правила или моральной

ценности, а не фигуры, диктующей свою волю.
Это должно выражаться и в соответствующих словах: «В нашей семье это не принято…», «У нас такой порядок…», «Так надо…». Заметьте, что в этих фразах отсутствует «Я» родителя («Я сказал…», «Я требую…»). Они, безличны и
воспринимаются не как диктат взрослого, а просто

как должное.
Перечислим правила того, что нельзя делать, и о чем, напротив, надо помнить и делать, если возникло желание наказать ребенка.
НЕЛЬЗЯ пропускать или надолго

откладывать наказание
. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше. Если вы, по каким-то причинам отменили наказание, то
ребенок поймет, что вы сами

готовы нарушить правила, и с ним уже будет не совладать.

НЕЛЬЗЯ делать наказание чрезмерным
. Оно – сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классическое «стояние в углу» вполне подходит.
НЕЛЬЗЯ наказанием унижать ребенка
. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

ВАЖНО помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость

установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не

пропуская
.
Для этого в семье должны существовать четкие правила. Ребенок должен понимать,

когда он что-то нарушает, и знать заранее, каковы будут последствия. Дети привыкают к тому,

что каждое действие влечет за собой определенные последствия, и что за все придется отвечать.

НУЖНО объяснить ребенку
(по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.
Наказание НУЖНО назначать
в относительно спокойном доброжелательном тоне. Еще один важный аспект –
родители должны быть едины и последовательны в процессе

воспитания
: мама не должна отменять то, что решил папа и наоборот.


В раздел образования