Автор: Лимонцева Галина Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми Наименование материала: статья Тема: Наказание детей: "за" и "против" Раздел: дошкольное образование
1
Очень распространено мнение, что наказание
нужно для того, чтобы вызвать отрицательную эмоцию
(боль, обиду, страх). Тогда случай запомнится, и
ребенок впредь не будет себя так вести. А если будет,
наказание надо усилить.
Результатом
приверженности
родителей
подобной
педагогической тактике чаще всего является развитие
в
ребенке
сильной
реакции
сопротивления,
особенно если по характеру он самостоятелен или склонен к лидерству. Но порой итогами такого
воспитательного
процесса
становятся повышенная тревожность, мнительность, склонность к
страхам и неуверенность в себе, когда зерна диктата угодили на почву ранимой и неустойчивой
личности.
Бесспорно, что под страхом наказания ребенок действительно перестает делать то, что ему
запрещено. НО! Чаще он подстраивается или маскируется – делает вид, что послушался, то есть
идет на обман.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно
сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенка, который отвечает на нажим,
принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Бывает, что он ведет себя
«правильно» при одном родителе и распускается при другом.
Физические наказания не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они не прививают, а,
напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.
Почему нет смысла наказывать ребенка физически?
1. Поведение не улучшается.
2. Может вызвать обратную реакцию к ухудшению поведения.
3. Может появиться чувство мести.
4. Наказание вызывает чувство обиды и возмущения.
5. Развиваются такие качества как трусливость и изворотливость.
6. Ребенок привыкает к физически наказаниям и не реагирует на них.
1
Ю. Гиппенрейтер: «Продолжаем общаться с ребенком. ТАК?» - Издательство: АСТ, 2011 г.
Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому,
что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои
проблемы посредством насильственных или
противоправных действий . Вначале они подвержены
частым приступам гнева и немотивированной агрессии ,
изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том
числе во время игр. Но результатом становится такое опасное
социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости .
НАКАЗАНИЕ – это, прежде всего, сигнал о нарушении
правила, нормы или установленного порядка. СМЫСЛ ЕГО –
сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их
серьезность.
ЦЕЛЬ НАКАЗАНИЯ - дать возможность ребенку
задуматься над проступком, понять, что́
именно он нарушил
и почему это плохо,
привить ему чувство ответственности и
понимание необходимости следовать правилам.
Такой взгляд на роль наказания предполагает установку на воспитание сознания и
личности ребенка, что ведет за собой исправление его внешнего поведения . При таком подходе
родитель оказывается в позиции проводника и защитника жизненного правила или моральной
ценности, а не фигуры, диктующей свою волю.
Это должно выражаться и в соответствующих словах: «В нашей семье это не принято…», «У нас
такой порядок…», «Так надо…». Заметьте, что в этих фразах отсутствует «Я» родителя («Я
сказал…», «Я требую…»). Они, безличны и воспринимаются не как диктат взрослого, а просто
как должное.
Перечислим правила того, что нельзя делать, и
о чем, напротив, надо помнить и делать, если
возникло желание наказать ребенка.
НЕЛЬЗЯ пропускать или надолго
откладывать наказание . Оно должно следовать
сразу за нарушением правила, за грубым или
невежливым поведением. При этом не имеет
значения возраст ребенка: чем раньше в своей
жизни он встретится с безусловностью правила,
тем лучше. Если вы, по каким-то причинам отменили наказание, то
ребенок поймет, что вы сами
готовы нарушить правила, и с ним уже будет не совладать.
НЕЛЬЗЯ делать наказание чрезмерным . Оно – сигнал о важности правила, а не «акт
возмездия». Поэтому классическое «стояние в углу» вполне подходит.
НЕЛЬЗЯ наказанием унижать ребенка . Это значит, что наказание не должно сопровождаться
грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.
ВАЖНО помнить, что смысл наказания – сообщить серьезность и непререкаемость
установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не
пропуская . Для этого в семье должны существовать четкие правила. Ребенок должен понимать,
когда он что-то нарушает, и знать заранее, каковы будут последствия. Дети привыкают к тому,
что каждое действие влечет за собой определенные последствия, и что за все придется отвечать.
НУЖНО объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать,
что конкретно от него ждут.
Наказание НУЖНО назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.
Еще один важный аспект – родители должны быть едины и последовательны в процессе
воспитания : мама не должна отменять то, что решил папа и наоборот.