Напоминание

Использование ИКТ как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Постникова Оксана Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №55 "Сулусчаан" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: Саха-Якутия, г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для педагогов

ТЕМА
:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и

развития дошкольников

Введение
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий

ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы детском

саду
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается науко-емкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста. Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно- методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: - использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; - использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями; - использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Информатизация общества ставит перед педагогами детского сада задачи:
1. Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр 2. ИКТ как средство интерактивного обучения ребенка 1
) Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр
Для решения 1-й задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непо средственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников . Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьторных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей( при использовании мултимедио и т.д.). 2 )
ИКТ

как

средство

интерактивного

обучения
, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. Дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются
основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений. [10] Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Для проведения с дошкольниками игр и занятий с использованием компьютерных программ необходимо создание компьютерно - игрового комплекса — системы условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными обычными играми и занятиями. Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, входят в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Для полноценного использования компьютера как средства осуществления нового, более высокого по уровню класса игр от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами, т. е. необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, память, определенный уровень развития производимых действий. Все это формируется в многообразной игровой и практической деятельности. При этом особое значение для развития потребности целенаправленного управления компьютером, компьютерных игр имеет игра — ведущая деятельность дошкольника. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отраженными в обобщенной форме игровых способов действия, игровых знаков (символов, приобретающих значение в смысловом поле игры). Немаловажное значение имеет и приобщение детей ко всем формам ознакомления с окружающей действительностью, природной и социальной, как источнику чувства, мысли и творчества. Вместе с тем компьютер не может быть механически перенесен в воспитательную среду детского сада. Необходимы специальные исследования, обеспечивающие научную базу его внедрения на этой исходной и во многом ключевой ступени образования. Следует
помнить: диалог с персональным компьютером — это не диалог ребенка с машиной. Машина сама не мыслит. Компьютер — это орудие мыслящего человека. Поэтому процесс его освоения оборачивается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — «ребенок — компьютер — цель». Причем под целью в зависимости от контекста задачи, возникающей в деятельности, можно понимать довольно широкий ряд, возникающий в игровом, учебном, трудовом общении и других видах деятельности. Здесь важна мотивированность включения компьютера в самостоятельную деятельность ребенка. По–мнению И. Ивашиной, важнейшими условиями развития познавательной активности в компьютерных играх являются комплексный метод руководства игрой (ЕВ. Зворыгина) индивидуальный подход к детям в процессе их организации. Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач поэтапно и все усложняющимися способами включает четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно-знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение взрослого с ребенком. Творческое начало в игре глубоко индивидуально, а компьютер может выявить в ходе игры индивидуальные особенности ребенка, адаптироваться к его индивидуальным характеристикам и поддерживать игру в зоне ближайшего развития за счет вариативности содержания и игрового материала. Таким образом, компьютер может «подсказать» воспитателю необходимый темп работы, сложность предъявляемого материала, характер дополнительной работы. Однако сами по себе возможности компьютера не могут обеспечить индивидуализацию работу — необходимо разработать методику взаимодействия детей с разными уровнями интеллектуальной активности с компьютером и с взрослым.. Для того чтобы информационные коммуникативные технологии способствовали развитию смысловой произвольной памяти детей дошкольного возраста важно соблюдать три условия: Отбор оптимального содержания. Применение методики, позволяющей ребенку активно взаимодействовать с компьютером. Постановка ребенка в позицию субъекта деятельности (позиция активного
участника работы, определяющего и управляющего выполнением задания компьютером. Компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «не навреди!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. ИКТ как средство познавательного развития детей дошкольного возраста возможно использовать при следующих условиях: соблюдение Санитарных правил, пол должен иметь антистатическое покрытие, использование ковров и ковровых изделий не допускается, проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий, занятия со старшими дошкольниками проводятся один раз в неделю по подгруппам, применять для ребят комплексы упражнений для глаз. Таким образом, применение компьютера в старшем дошкольном возрасте возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития
ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память — это система организации опыта, феноменологически описываемая процессами запоминания, сохранения, узнавания, забывания и воспроизведения. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Считаем, что память - комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению а затем воспроизведению знаний и навыков в самом развитом виде присущ для человека, в разных видах – для животных. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка, возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию. Совершенствование образной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Применение компьютера в дошкольном возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна
программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развитию познавательного интереса. Считаем, что компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину и интеллектуальную деятельность.


В раздел образования