План работы по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы № 3 Бородиновой Зинаиды Григорьевны на тему "Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы" на 2016-2017 учебный год.
Автор: Бородинова Зинаида Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 117" г. Сыктывкара Населённый пункт: Республика Коми, Сыктывкар Наименование материала: План самообразования Тема: План работы по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы № 3 Бородиновой Зинаиды Григорьевны на тему "Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы" на 2016-2017 учебный год. Раздел: дошкольное образование
План работы по самообразованию воспитателя
подготовительной к школе группы № 3
Бородиновой Зинаиды Григорьевны
на тему
«Познавательно-исследовательская деятельность
детей подготовительной к школе группы»
на 2016-2017 учебный год.
В каждом маленьком ребёнке –
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Эти строки из замечательной песни Г.Остера как нельзя лучше отражают
деятельность
детей
дошкольного
возраста.
Особое
значение
для
развития
личности
дошкольника
имеет
усвоение
им
представлений
о
взаимосвязи
природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с
окружающей
средой
обеспечивает
становление
мировидения
ребёнка,
его
личностный
рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь
окружающего
мира.
Мир
открывается
ребёнку
через
опыт
его
личных
ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая
в
форме
экспериментальных
действий.
Экспериментирование
становится
для
ребёнка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы
жизни и деятельности детей, в том числе и игровую.
Развитие
познавательной
активности
у
детей
дошкольного
возраста
особенно
актуально
в
современном
мире,
так
как
благодаря
развитию
познавательно-исследовательской
деятельности
развиваются
и
детская
любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые
познавательные интересы.
В
настоящее
время
в
нашей
стране
идет
становление
новой
системы
дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому,
чтобы
донести
до
ребенка
информацию
в
готовом
виде.
Педагог
призван
подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности
ребенка,
его
воображения.
Именно
в
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольник
получает
возможность
напрямую
удовлетворить
присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования
:
создать
оптимальные
условия
для
развития
познавательно-
исследовательской деятельности старших дошкольников как основы
интеллектуально – личностного, творческого развития;
объединить
усилия
педагогов
и
родителей
для
развития
познавательно-исследовательской
деятельности
ст арших
дошкольников.
ЗАДАЧИ:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,
то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей
и взаимозависимостей;
изучение
методики,
технологии
по
познавательно-исследовательской
деятельности
для развития
собственного
познавательного
опыта
в
обобщенном виде с помощью наглядных средств;
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности
детей
путём
включения
их
в
мыслительные,
моделирующие
и
преобразующие действия;
поддержание
у
детей
инициативы,
сообразительности,
пытливости,
критичности, самостоятельности;
р а з в и т и е
п оз на ва т ел ь но й
а кт и в но с т и
д ет е й
в
п р о ц е с с е
экспериментирования;
развитие
наблюдательности,
умения
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
развивать
познавательный
интерес
детей
в
процессе
экспериментирования,
установление
причинно-с л едс т ве нной
зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Предполагаемый результат:
переоценка
педагогических
ценностей,
своего
профессионального
назначения;
желание
улучшить
образовательный
процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Практический выход:
доклад на педсовете, презентация проектов,
картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет, публикации в
социальных сетях для педагогов.
ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Раздел плана
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Подбор и
изучение
методической
литературы
Сентябрь
1.
Дыбина О.В.
Неизведанное рядом:
занимательные опыты
и эксперименты для
дошкольников. М.,
2005.
2.
Нищева Н.В. Опытно-
экспериментальная
деятельность в ДОУ.
СПб, ООО
«Издательство
«Детство-Пресс», 2013
3.
Н и щ е в а
Н . В .
Познавательно-
исследовательская
д е я т е л ь н о с т ь
к а к
направление
развития
личности
дошкольника.
Опыты,
эксперименты,
игры.
С П б ,
О О О
"Издательство
Детство-Пресс», 2013
4.
Нищева Н.В..
Проектный метод в
организации
познавательно-
исследовательской
деятельности в
детском саду. СПб,
ООО "Издательство
Детство-Пресс», 2013
5.
Бондаренко Т.М.
экологические занятия
для детей 5-6 лет.
Практическое пособие
для воспитателей и
методистов ДОУ.
Т.Ц.Учитель. Воронеж,
2002
6.
Ковинько Л.В.
«Секреты природы –
это интересно!»,
Изучение методики,
технологии по
познавательно-
исследовательской
деятельности для
развития
собственного
познавательного
опыта
Линка-Пресс, М.2004
7.
Тугушева Г.П.
Экспериментальная
деятельность детей
среднего и старшего
возраста.
Методическое
пособие. СПб,
Издательство
«Детство-Пресс», 2013
8.
Детские учебно-
развлекательные
журналы «Маленькие
академики», 2015-2016
г
9.
Научно-практические
журналы «Дошкольная
педагогика» 2006-2016
г
10.
Зубкова Н.М. «Воз и
маленькая тележка
чудес». Опыты и
эксперименты для
детей от3 до 7 лет,
СПБ. Издательство
«Речь», 2006
Работа с детьми
Сентябрь
Мониторинг по
образовательной области
«Познавательное развитие»
Выявление у детей
уровня овладения
необходимых
навыков и умений
по разделу
экспериментировани
я
Сентябрь
Эксперименты с камнями
Сформировать
представление детей
о некоторых
свойствах камней
Октябрь
Путешествие за секретами
здоровья
Обобщение и
закрепление
представлений детей
о здоровье, здоровом
питании, витаминах
и полезных
продуктах
Ноябрь
Наблюдение, исследование
свойств воды во время режимных
моментов, в игровой
деятельности, в повседневно-
бытовых ситуациях, в
исследовательской деятельности.
Закрепление знаний
детей о свойствах
воды. Формирование
у детей потребности
к сохранению воды
Ноябрь
Изучение свойств воздуха в
повседневных бытовых
ситуациях, в игровой
деятельности, в
исследовательской деятельности.
Развитие
исследовательской
деятельности
дошкольников в ходе
совместной
практической
деятельности с
воспитателем
Декабрь
Изучение свойств магнита в
самостоятельной деятельности,
во время коллективных занятий,
опытно-экспериментальной
деятельности.
Повышение
познавательной
активности детей,
интереса к
предметам
окружающего мира
Декабрь
Познавательное занятие
«Льдинка и снежинка»
Путём практического
исследования
(рассматривание
снежинок и льдинок
через лупу,
изготовление и цветных
льдинок) побуждать
детей делать выводы.
Умение называть
сходства и различия
снега и льда, делать
выводы и
умозаключения
Январь
Проект «О чем поспорили Кока-
кола и Вода?»
Презентация детского
исследовательского
проекта «О чем
поспорили Кока-кола и
Вода»; фотоальбом с
результатами опытно-
экспериментальной
деятельности по
проекту
Февраль
Викторина «Моя малая Родина»
Закрепление знаний о
Республике Коми,
знаменитых людях, в
честь которых названы
улицы Сыктывкара,
развитие интереса к
исследованиям
исторических данных
Март
Игра-путешествие в страну
«Витаминия»
Формирование
представлений детей о
здоровье, как одном из
главных ценностей
человеческой жизни,
закрепление знаний
детей о пользе
витаминов, оформление
«Витаминного» уголка
в группе
Апрель
Интегрированное занятие
«Сахарно морожено на блюдечко
положено»
Расширение знаний
детей о мороженом,
оформление выставки
поделок детей,
размещение
информации о
проделанной работе на
сайте МАДОУ,
социальной сети для
воспитателей
Май
Познавательный проект «Чудо
пуговка»
Обобщение знаний
детей о пуговицах в
процессе
познавательно-
исследовательской
деятельности, выставка
поделок детей из
пуговиц
Работа с
родителями
Сентябрь
Ознакомление родителей с
работой дошкольного учреждения
и задачами по познавательному
развитию
Знакомство родителей с
условиями,
содержанием, методами
воспитания по
познавательному
развитию
Сентябрь
Привлечение родителей к
пополнению Центра «Познание и
экспериментирование
Дооформление Центра
Октябрь
Консультация для родителей на
тему «Организация детского
экспериментирования в
домашних условиях».
Папка-передвижка
«Эксперименты на
кухне
Ноябрь
Изготовление пособий для
проведения опытов с воздухом
Набор пособий для
опытов с воздухом
Декабрь
Участие родителей в оформлении
прогулочной площадки
«Снежный городок»
Участие в конкурсе
Январь
Открытый показ образовательной
Презентация детского
деятельности «О чем поспорили
Кока-кола и Вода?»
исследовательского
проекта «О чем
поспорили Кока-кола и
Вода?»
Февраль
Консультация для родителей
«Техника безопасности при
проведении опытов на кухне»
Информационный лист
«Правила безопасности
при проведении опытов
на кухне»
Март
Оказание помощи родителей для
организации игры-путешествия в
страну «Витаминия»
Оформление
«Витаминного» уголка
в группе
Апрель
Распечатка фотографий с
экспериментальной деятельности
для оформления альбома
Фотоальбом «Юные
исследователи»
Самореализаци
я
Сентябрь-
май
Подбор и изучение литературы
для создания картотеки опытов и
экспериментов для детей
старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и
экспериментов для
детей 5-7 лет
Октябрь
Консультация для родителей на
тему «Организация детского
экспериментирования в
домашних условиях».
Папка-передвижка
«Эксперименты на
кухне
Февраль
Консультация для родителей
«Техника безопасности при
проведении опытов на кухне
Информационный лист
«Правила безопасности
при проведении опытов
на кухне»
Март
Методическая разработка
«Значение поисково-
исследовательской деятельности
в развитии ребенка».
Выступление на
семинаре. Публикация в
социальной сети для
педагогов
Ноябрь-май
Фотоотчеты о реализации
проектов по исследовательской
деятельности
Публикации в
социальных сетях для
педагогов и на сайте
МАДОУ
Май
Отчет о проделанной работе по
теме самообразования с
подготовкой презентации
Выступление на
педсовете