Напоминание

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы № 3 Бородиновой Зинаиды Григорьевны на тему "Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы" на 2016-2017 учебный год.


Автор: Бородинова Зинаида Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 117" г. Сыктывкара
Населённый пункт: Республика Коми, Сыктывкар
Наименование материала: План самообразования
Тема: План работы по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы № 3 Бородиновой Зинаиды Григорьевны на тему "Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы" на 2016-2017 учебный год.
Раздел: дошкольное образование





Назад




План работы по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы № 3 Бородиновой Зинаиды Григорьевны на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы» на 2016-2017 учебный год. В каждом маленьком ребёнке – И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило! Должен он бежать и прыгать, Всё хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвётся, Трах-бабах… И нет его! Эти строки из замечательной песни Г.Остера как нельзя лучше отражают деятельность детей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становится для ребёнка 5-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферы жизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван
подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Цель работы по теме самообразования
:
 создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;  объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности ст арших дошкольников. ЗАДАЧИ:  формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;  изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;  расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;  р а з в и т и е п оз на ва т ел ь но й а кт и в но с т и д ет е й в п р о ц е с с е экспериментирования;  развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-с л едс т ве нной зависимости, умение делать выводы;  развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта. Практический выход: доклад на педсовете, презентация проектов, картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов. ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методической литературы Сентябрь
1.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2.
Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
3.
Н и щ е в а Н . В . Познавательно- исследовательская д е я т е л ь н о с т ь к а к направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б , О О О "Издательство Детство-Пресс», 2013
4.
Нищева Н.В.. Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013
5.
Бондаренко Т.М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002
6.
Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!», Изучение методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта
Линка-Пресс, М.2004
7.
Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013
8.
Детские учебно- развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г
9.
Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г
10.
Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006 Работа с детьми Сентябрь Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментировани я Сентябрь Эксперименты с камнями Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней Октябрь Путешествие за секретами здоровья Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных
продуктах Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды Ноябрь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем Декабрь Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Повышение познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира Декабрь Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения Январь Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно- экспериментальной деятельности по проекту Февраль Викторина «Моя малая Родина» Закрепление знаний о Республике Коми, знаменитых людях, в честь которых названы улицы Сыктывкара,
развитие интереса к исследованиям исторических данных Март Игра-путешествие в страну «Витаминия» Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе Апрель Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на сайте МАДОУ, социальной сети для воспитателей Май Познавательный проект «Чудо пуговка» Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц Работа с родителями Сентябрь Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию Сентябрь Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование Дооформление Центра Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Папка-передвижка «Эксперименты на кухне Ноябрь Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом Набор пособий для опытов с воздухом Декабрь Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» Участие в конкурсе Январь Открытый показ образовательной Презентация детского
деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» Февраль Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» Март Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия» Оформление «Витаминного» уголка в группе Апрель Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома Фотоальбом «Юные исследователи» Самореализаци я Сентябрь- май Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Папка-передвижка «Эксперименты на кухне Февраль Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» Март Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов Ноябрь-май Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности Публикации в социальных сетях для педагогов и на сайте МАДОУ Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации Выступление на педсовете


В раздел образования