Автор: Александрова Аделя Ильшатовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7" Населённый пункт: Стерлитамак, РБ Наименование материала: Статья Тема: Отечественная практика инклюзивного образования Раздел: начальное образование
Отечественная практика инклюзивного образования.
В последнее время все больше предлагается инновационных под-
ходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными по-
требностями.
Одно из них инклюзия, которое означает полное включение детей с
различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учрежде-
ния, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные
дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учрежде-
ния к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключе-
ния, ценить и уважать различия.
Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностя-
ми развития должны иметь равные возможности с другими детьми в полу-
чении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении та-
кой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможно-
стями оптимальные условия обучения.
Система отечественного образования долгие годы делила детей на
обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности полу-
чить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми
детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискримина-
ции и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается
в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения,
в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и вос-
питания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и
социальной адаптации.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностя-
ми здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один
шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение до-
ступного образования. Независимо от социального положения, физиче-
ских и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет
возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в разви-
тии и равные права в получении адекватного уровню его развития образо-
вания.
Необходимо отметить, что для отечественной психологии понятие ин-
клюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и непри-
емлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование
социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практи-
ка проблемного обучения разработана в российской психологии достаточно
широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не
только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Целями
и основными составляющими инклюзивного образования
можно выделить следующие:
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспече-
ние равного доступа к получению того или иного вида образования и со-
здание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми
без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей,
прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и
экономического статуса родителей, психических и физических возможно-
стей.[1,19 с.]
Для реализации поставленных задач и получения положительных
результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется не-
мало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный
социальный эффект:
Повышение степени доступности качественного образования для де-
тей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов.
Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными воз-
можностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию.
Повышение нравственного эффекта образования.
Повышение качества образовательного процесса путем использова-
ния технологий индивидуально - дифференцированного обучения.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного об-
разования заключаются в следующем:
проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоро-
вья (далее - ОВЗ);
проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с
ОВЗ;
нежелание многих родителей обучать своих нормально развиваю-
щихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
неадекватное
восприятие
нормально
развивающимися
детьми
сверстников с ОВЗ;
трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием.
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам
следует научиться успешно решать проблемы:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен
иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образо-
вательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разно-
образие этих особенностей и потребностей;
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны
иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми;
детям с ОВЗ необходимо создать условия на основе педагогических
методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения
особых потребностей, что повышают эффективность и, в конечном счете,
рентабельность системы образования.
По мнению многих отечественных педагогов и психологов можно выде-
лить следующие преимущества инклюзивного образования
1.Дети
с
особенностями
развития
демонстрируют
более
высокий
уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
учреждениях.
2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми
сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навы-
ки коммуникации.
3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют бо-
лее насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улуч-
шение навыков и достижений.
4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и
без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют
ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.[2,36 с.]
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует от-
метить, что это не только создание технических условий для беспрепят-
ственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеоб-
разовательные
учреждения,
но
и
специфика
учебно-воспитательного
процесса, который должен строиться с учетом психофизических возмож-
ностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образова-
тельных учреждениях должно быть организовано качественное психо-
лого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-
психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможно-
стями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – об-
щее жизненное пространство. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. – М., 2006. – 320 с.