Напоминание

Отечественная практика инклюзивного образования


Автор: Александрова Аделя Ильшатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: Стерлитамак, РБ
Наименование материала: Статья
Тема: Отечественная практика инклюзивного образования
Раздел: начальное образование





Назад





Отечественная практика инклюзивного образования.
В последнее время все больше предлагается инновационных под- ходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными по- требностями. Одно из них инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учрежде- ния, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учрежде- ния к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключе- ния, ценить и уважать различия. Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностя- ми развития должны иметь равные возможности с другими детьми в полу- чении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении та- кой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможно- стями оптимальные условия обучения. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности полу- чить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискримина- ции и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и вос- питания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностя- ми здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение до- ступного образования. Независимо от социального положения, физиче- ских и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в разви- тии и равные права в получении адекватного уровню его развития образо- вания. Необходимо отметить, что для отечественной психологии понятие ин- клюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и непри- емлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практи- ка проблемного обучения разработана в российской психологии достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Целями и основными составляющими инклюзивного образования можно выделить следующие: Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспече- ние равного доступа к получению того или иного вида образования и со- здание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми
без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможно- стей.[1,19 с.] Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется не- мало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект: Повышение степени доступности качественного образования для де- тей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными воз- можностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию. Повышение нравственного эффекта образования. Повышение качества образовательного процесса путем использова- ния технологий индивидуально - дифференцированного обучения. Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного об- разования заключаются в следующем: проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоро- вья (далее - ОВЗ); проблема непринятия идеологии инклюзивного образования; трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ; нежелание многих родителей обучать своих нормально развиваю- щихся детей вместе с детьми с ОВЗ; неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ. Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием. Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы: каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образо- вательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разно- образие этих особенностей и потребностей; лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми; детям с ОВЗ необходимо создать условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения особых потребностей, что повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования. По мнению многих отечественных педагогов и психологов можно выде- лить следующие преимущества инклюзивного образования 1.Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях. 2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навы- ки коммуникации. 3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют бо- лее насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улуч- шение навыков и достижений. 4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.[2,36 с.] Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует от- метить, что это не только создание технических условий для беспрепят- ственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеоб- разовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возмож- ностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образова- тельных учреждениях должно быть организовано качественное психо- лого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально- психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. Литература: 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможно- стями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – об- щее жизненное пространство. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. 3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. – М., 2006. – 320 с.


В раздел образования