Напоминание

"Воспитание и развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье"


Автор: Зиганшина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НШ "Перспектива" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание и развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Воспитание и развитие ребенка в дошкольном образовательном учре- ждении и семье» На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение роди- телей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность Залогом полноценного развития ребенка является равноправное творче- ское взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений с семьями своих воспитанников. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию опти- мальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимо- действия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» од- ной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением яв- ляется «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития лич- ности ребенка По мнению специалистов, разработка федерального государственного об- разовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социаль- ным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образо- вательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошколь- ного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориен-
тируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими со- циальными институтами Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если уси- лия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому единая программа развития ребенка — ориентир как для воспитателей, так и для родителей, и важно детального изучение этого очень ак- туального вопроса. В соответствие с нормами международного права воспитание, образова- ние и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. Конститу- ционно утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях. Родите- ли при этом несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, ис- ходя из их интересов. Как отмечает В.В. Кузнецова, на сегодняшний день при хорошо разрабо- танной правовой базе сохраняется тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей, т. к.: – Родители недостаточно осознают свои права и обязанности. – Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в педагогическом процессе детского сада. – Снижено количество времени, уделяемого непосредственному личностному общению родителей с ребенком. – Отмечается низкая активность и безответственность родителей [3]. В последнее время, по мнению автора, наметились новые перспективные формы сотрудничества, однако семья при этом остается лишь объектом воздей- ствия. Не всеми педагогами осознается важность взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; недостаточна коммуникативная компетенция в межличностном взаимодействии педагогов. Поэтому необходимо обновление такого важного направления деятельности дошкольного учрежде- ния, как работа с семьей, определение ее принципов, целей, содержания, форм и 2
методов. Необходимо создать единое образовательное пространство, формиро- вать отношения открытости, внимания друг к другу и сотрудничества. Сотруд- ничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия ука- зывать, контролировать, оценивать В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаи- модействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные соци- альные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную дея- тельность. Многие авторы подчеркивают, что при организации взаимодействия педа- гогов и родителей по воспитанию детей в ДОУ необходимо стремиться: – к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обес- печивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализа- ции ребенка в обновляющемся обществе, – к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невро- тизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей [1,2,3,5]. Переход к новым формам отношений родителей и педагогов предусматри- вает вовлечение семьи в образовательную деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребен- ка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Открытость ДОУ «внутрь» означает, что нужно сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать от- ношения между детьми, педагогами и родителями. Условиями для достижения открытости ДОУ являются: - личностная готовность педагога открыть самого себя в деятельности; - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы 3
в семье. Она призвана оказывать помощь родителям в тех или иных педагогиче- ских затруднениях Новая философия работы педагогов детского сада с родителями обуслов- ливает применение инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей, акту- альными становятся такие функции работы педагогов ДОУ с семьей, как: 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательно- го процесса детского сада. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. 4. Помощь отдельным семьям в воспитании. 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ре- бенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста. Грамот- но выстроенная система взаимодействия семьи и детского сада может стать в дальнейшем хорошей почвой для включения родителей в школьную жизнь ре- бенка, поддержки ребенка в образовании. Аспекты воспитания и развития ребенка, которые являются важнейшими именно в период дошкольного детства, имеют отношение к становлению его личности. Наиболее ответственными являются вопросы формирования здоро- вья, воспитания и социально-эмоционального развития ребенка. По всем этим и ряду других вопросов родителям, безусловно, необходимы будут развернутые комментарии методиста, психолога и воспитателей ДОУ Создание единого образовательного пространства «семья — дошкольное образовательное учреждение» выступает как фактор социализации и поддержки ребенка в образовании. Программные задачи родителей и коллектива ДОУ должны отражать следующие направления: I. Формирование здоровья: 1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка к детскому саду. 2. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья. 4
3. Создать условия для физического и психологического комфорта ребенка. 4. Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки. 5. Осуществлять профилактику нарушения зрения, нарушения осанки, плос- костопия. 6. Поддерживать потребность в спонтанной двигательной активности, созда- вать условия для переживания «мышечной радости». II. Социальное развитие: 1. Воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к взрослым, умение общаться с ними вне семьи. 2. Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам и выра- батывать навыки общения с равным партнером. 3. Воспитывать бережное отношение к миру природы. 4. Содействовать формированию индивидуальности и основ личности. III. Эмоциональное развитие: 1. Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка. 2. Способствовать обогащению его эмоциональной палитры. 3. Учить контролировать проявление эмоций. IV. Развитие речи: 1. Развивать у детей все стороны устной речи: правильное звукопроизноше- ние; словарный запас; грамматический строй; связную речь. 2. Создавать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и вся- чески способствовать активизации детской речи. В программных единых требованиях к воспитанию и развитию ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и в семье, предложенных Т.Н. Дороновой с соавторами, представлены основные материалы консультаций для родителей по приоритетным направлениям работы педагогов детского сада (см. приложение). Несмотря на то, что семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей и их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка их взаимодействие необходимо. ДОУ играет 5
важную роль в развитии ребенка: здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать соб- ственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Гармоничное развитие дошколь- ника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ не- возможно В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуще- ствляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников [5]: - Презентация ДОУ: в результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полез- ную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услу- гах. - Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в заня- тие элементы беседы с родителями. - Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. - Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель перво- го посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обсле- дование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости. - Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной по- мощи по тому или иному вопросу воспитания. - Групповые собрания родителей. Родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского 6
сада и семьи. Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительно- стью 1,5 ч. - “Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы вос- питания. - Конференция с родителями. В занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возмож- ность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. - Наглядная пропаганда. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды являются различные стенды и уголки для родителей. За пределами детского сада осуществляется широкая педагогическая про- паганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольни- ков независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка. Это могут быть [5]: - университеты педагогических знаний, - кинолектории, - школы для родителей, - тематические выставки, - дни открытых дверей в дошкольных учреждениях, - родительские конференции и т.п. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физи- ческого и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье дей- ствует сеть дошкольных образовательных учреждений. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уро- вень развития и образования ребенка во многом зависит не только от лич 7


В раздел образования