"Воспитание и развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье"
Автор: Зиганшина Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ НШ "Перспектива" (дошкольное отделение) Населённый пункт: г. Сургут Наименование материала: статья Тема: "Воспитание и развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Воспитание и развитие ребенка в дошкольном образовательном учре-
ждении и семье»
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как
бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования
и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее
время исследования убедительно показывают, что осознанное включение роди-
телей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от
практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно
повысить его эффективность
Залогом полноценного развития ребенка является равноправное творче-
ское взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений с
семьями своих воспитанников.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации
рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию опти-
мальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимо-
действия с родителями, социальными партнерами.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» од-
ной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением яв-
ляется «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития лич-
ности ребенка
По мнению специалистов, разработка федерального государственного об-
разовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социаль-
ным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образо-
вательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной
общеобразовательной программы ДОУ
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую
образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошколь-
ного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным,
гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориен-
тируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими со-
циальными институтами
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если уси-
лия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и
обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений
друг друга. Поэтому единая программа развития ребенка — ориентир как для
воспитателей, так и для родителей, и важно детального изучение этого очень ак-
туального вопроса.
В соответствие с нормами международного права воспитание, образова-
ние и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. Конститу-
ционно утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях. Родите-
ли при этом несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и
должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, ис-
ходя из их интересов.
Как отмечает В.В. Кузнецова, на сегодняшний день при хорошо разрабо-
танной правовой базе сохраняется тенденция одностороннего взаимодействия
педагогов с семьей, т. к.:
–
Родители недостаточно осознают свои права и обязанности.
–
Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять
активную позицию в педагогическом процессе детского сада.
–
Снижено количество времени, уделяемого непосредственному личностному
общению родителей с ребенком.
–
Отмечается низкая активность и безответственность родителей [3].
В последнее время, по мнению автора, наметились новые перспективные
формы сотрудничества, однако семья при этом остается лишь объектом воздей-
ствия. Не всеми педагогами осознается важность взаимодействия с семьей для
обеспечения полноценного развития ребенка; недостаточна коммуникативная
компетенция в межличностном взаимодействии педагогов. Поэтому необходимо
обновление такого важного направления деятельности дошкольного учрежде-
ния, как работа с семьей, определение ее принципов, целей, содержания, форм и
2
методов. Необходимо создать единое образовательное пространство, формиро-
вать отношения открытости, внимания друг к другу и сотрудничества. Сотруд-
ничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия ука-
зывать, контролировать, оценивать
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаи-
модействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том,
что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные соци-
альные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную дея-
тельность.
Многие авторы подчеркивают, что при организации взаимодействия педа-
гогов и родителей по воспитанию детей в ДОУ необходимо стремиться:
–
к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обес-
печивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализа-
ции ребенка в обновляющемся обществе,
–
к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невро-
тизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему
глубинные связи между детским садом и семьей [1,2,3,5].
Переход к новым формам отношений родителей и педагогов предусматри-
вает вовлечение семьи в образовательную деятельность ребенка в дошкольном
возрасте. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» —
личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребен-
ка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.
Открытость ДОУ «внутрь» означает, что нужно сделать воспитательный
процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать от-
ношения между детьми, педагогами и родителями. Условиями для достижения
открытости ДОУ являются:
- личностная готовность педагога открыть самого себя в деятельности;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт
влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы
3
в семье. Она призвана оказывать помощь родителям в тех или иных педагогиче-
ских затруднениях
Новая философия работы педагогов детского сада с родителями обуслов-
ливает применение инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей, акту-
альными становятся такие функции работы педагогов ДОУ с семьей, как:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательно-
го процесса детского сада.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
4. Помощь отдельным семьям в воспитании.
5. Взаимодействие с общественными организациями родителей.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ре-
бенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом
полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста. Грамот-
но выстроенная система взаимодействия семьи и детского сада может стать в
дальнейшем хорошей почвой для включения родителей в школьную жизнь ре-
бенка, поддержки ребенка в образовании.
Аспекты воспитания и развития ребенка, которые являются важнейшими
именно в период дошкольного детства, имеют отношение к становлению его
личности. Наиболее ответственными являются вопросы формирования здоро-
вья, воспитания и социально-эмоционального развития ребенка. По всем этим и
ряду других вопросов родителям, безусловно, необходимы будут развернутые
комментарии методиста, психолога и воспитателей ДОУ
Создание единого образовательного пространства «семья — дошкольное
образовательное учреждение» выступает как фактор социализации и поддержки
ребенка в образовании. Программные задачи родителей и коллектива ДОУ
должны отражать следующие направления:
I. Формирование здоровья:
1. Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка к детскому саду.
2. Разработать индивидуальную программу формирования здоровья.
4
3. Создать условия для физического и психологического комфорта ребенка.
4. Воспитывать привычку к чистоте, формировать гигиенические навыки.
5. Осуществлять профилактику нарушения зрения, нарушения осанки, плос-
костопия.
6. Поддерживать потребность в спонтанной двигательной активности, созда-
вать условия для переживания «мышечной радости».
II. Социальное развитие:
1. Воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к взрослым,
умение общаться с ними вне семьи.
2. Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам и выра-
батывать навыки общения с равным партнером.
3. Воспитывать бережное отношение к миру природы.
4. Содействовать формированию индивидуальности и основ личности.
III. Эмоциональное развитие:
1. Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка.
2. Способствовать обогащению его эмоциональной палитры.
3. Учить контролировать проявление эмоций.
IV. Развитие речи:
1. Развивать у детей все стороны устной речи: правильное звукопроизноше-
ние; словарный запас; грамматический строй; связную речь.
2. Создавать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и вся-
чески способствовать активизации детской речи.
В программных единых требованиях к воспитанию и развитию ребенка в
дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и в семье, предложенных Т.Н.
Дороновой с соавторами, представлены основные материалы консультаций для
родителей по приоритетным направлениям работы педагогов детского сада (см.
приложение).
Несмотря на то, что семья и дошкольные учреждения — два важных
института социализации детей и их воспитательные функции различны, для
всестороннего развития ребенка их взаимодействие необходимо. ДОУ играет
5
важную роль в развитии ребенка: здесь он получает образование, приобретает
навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать соб-
ственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими
навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Гармоничное развитие дошколь-
ника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ не-
возможно
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с
семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К
таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуще-
ствляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников [5]:
- Презентация ДОУ: в результате такой формы работы родители знакомятся с
уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полез-
ную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услу-
гах.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со
структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в заня-
тие элементы беседы с родителями.
- Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с
семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем
воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
- Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить
семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель перво-
го посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обсле-
дование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по
мере необходимости.
- Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной по-
мощи по тому или иному вопросу воспитания.
- Групповые собрания родителей. Родителей знакомят с содержанием, задачами
и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского
6
сада и семьи. Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительно-
стью 1,5 ч.
- “Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным
участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы вос-
питания.
- Конференция с родителями. В занимательной форме педагоги, специалисты и
родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возмож-
ность родителям не только накапливать профессиональные знания в области
воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами
и специалистами.
- Наглядная
пропаганда.
Традиционные
средства
наглядной
педагогической
пропаганды являются различные стенды и уголки для родителей.
За пределами детского сада осуществляется широкая педагогическая про-
паганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольни-
ков независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого
направления работы с семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей
в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в
процессе воспитания ребенка. Это могут быть [5]:
- университеты педагогических знаний,
- кинолектории,
- школы для родителей,
- тематические выставки,
- дни открытых дверей в дошкольных учреждениях,
- родительские конференции и т.п.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физи-
ческого и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье дей-
ствует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уро-
вень развития и образования ребенка во многом зависит не только от лич
7