Автор: Коробкина Нина Марковна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ№1" города Валуйки Белгородской области Населённый пункт: город Валуйки Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: Формирование образа достойной жизни у учащихся Раздел: начальное образование
Коробкина Нина Марковна
МОУ «СОШ№1 города Валуйки» Белгородской области
Формирование образа достойной жизни у учащихся.
Средство подчинено цели, оно избирается во имя её достижения и в
соответствии
с
задуманным
результатом.
В
воспитательном
процессе
ради
формируемого
у
ребенка
отношения
к
миру
отбирается,
осмысливается,
используется множество средств.
Средство определяет лишь форму. Содержание воздействия зависит от
цели, которую ставит перед собой педагог, и от его духовной культуры.
Вопрос воспитательного средства гораздо более значим, чем это принято
обычно считать. Значимость его далеко выходит за пределы эффективности
педагогического
влияния.
Решение
этого
вопроса
тесно
связано
с
профе ссиональным
творче ством
педагога,
ибо
многообразие
и
беспредельн6ость средств предоставляют неограниченное поле для развития
его творческих сил.
Предназначение педагога не в наведении порядка (Сидите тихо!), не в
устрашении (Если будете…то я вас…), не в организации действий и не в
обучении умениями (Делать всем так!), а в открытии детям мира, в оказании
первой помощи при встрече с жизненными явлениями, в создании щадящих
обстоятельств при столкновении ребенка с жизнью.
Существует беспредельная свобода педагога в отборе средств, любого
жизненного
явления,
как
воспитательного
средства.
Поэтому
бесконечен
перечень самых удивительных и преинтереснейших форм работы с детьми.
И всё – таки, если бы вопрос был поставлен грубо и прямо: какие
конкретно средства необходимо привлекать для организуемого воспитания? -
ответом послужило бы следующие:
Через
книгу,
нравственные
нормы,
художественный
образ
черпает
современный человек духовные богатства прошлого.
Если
педагог,
оглядываясь
вокруг,
не
находит
ни
одного
достойного
внимания
средства
воспитания,
то
первый
ему
совет:
обратись
к
науке,
к
искусству, морали – там ты увидишь много интересного, и сразу заработает
профессиональное воображение, породив идею, потом форму, затем методику
необычного дела для детей.
Средством может стать и то, что непосредственно не присутствует в
жизни детей, не может быть ими сразу воспринято. Технические средства
предоставляют возможность беспредельного использования бесконечного ряда
средств.
Образ достойной жизни складывается естественно и просто в контексте
протекающей
обыденной
повседневности.
Вовлеченный
в
социальную
действительность (в семье, в школе, в общественных учреждениях).
Сам
ребенок,
без
помощи
взрослых,
без
руководства
педагога,
не
в
состоянии
подняться
на
высокую
ступень.
Поэтому
нужно
говорить
о
воспитании образа достойной жизни, как о цели, содержании способе развития
личности современного человека. Родители и педагоги обязаны содействовать
духовным усилиям ребенка в формировании в его сознании образа достойной
жизни, так чтобы ко времени зрелости он имел ясную и твердую позицию
относительно того, что такая жизнь есть.
Если
педагогу
удается
содействовать
формированию
у
детей
образа
жизни,
достойного
человека,
то
он
может
быть
спокоен
(при
всём
его
беспокойстве за них!), что они не совершат подлости, предательства, не станут
на
путь
осознанного
преступления,
не
опустятся
до
уровня
животного
существа,
целиком
подчиненного
органическими
нуждами.
Ведь
ситуации
могут
возникать
самые
разнообразные,
и
никакие
рекомендации
не
дадут
исчерпывающих
ответов,
правильных
действий.
Учитель
должен
надеяться
только на себя, оперируя своими знаниями, мгновенно принимать правильное
решение.