Напоминание

люди тянутся к звездам


Автор: Лютая Виктория Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Новолитовск, Партизанского муниципального района
Населённый пункт: село Новолитовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: люди тянутся к звездам
Раздел: начальное образование





Назад





Занятие подготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ

с. Новолитовск Партизанского района Приморского края В. В. Лютая

ЛЮДИ ТЯНУТСЯ К ЗВЁЗДАМ
Внеурочное мероприятие для учащихся 3-4 классов.
Цель:
Познакомить детей с достижениями нашей страны в области освоения космоса, рассказать об истории космонавтики и космонавтах, изучения космоса.
Оформление:
- рисунки на тему космоса, -фотостенды с фотографиями космонавтов, космических объектов. Звучит песня « Земля в иллюминаторе».
Учитель:

-
Ребята, 12 апреля наша страна отмечает праздник – День авиации и космонавтики. – С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их таинственной красотой.
Ученик
– Раньше, давным - давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо- черепаха плавает в море - океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. 1

У

ч

е

н

и

к
– С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей планете выросло много поколений добрых и умных людей. Одни построили корабли и совершив кругосветные путешествия, узнали, что наша Земля – шар. А астрономы доказали, что земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг него за год.
Ученик
– Потом люди построили самолёты и стали летать в воздушной оболочке Земли - атмосфере. Но людей манил космос.
Учитель
– Ребята, а что такое космонавтика? Это полёты в космическом пространстве. Но кто же первым предположил и доказал, что полеты в космос человека возможны? Это Константин Эдуардович Циолковский. 2
Ровно за 100 лет до того, как над Землёй появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857года родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем в школе, в свободное время он много читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса. Много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе. Он рассчитал, сколько необходимо ракете топлива, чтобы преодолеть силу земного притяжения. Он придумал ракетный поезд – многоступенчатую ракету. И много - много ещё чего. Работами Циолковского интересовались ученые со всего мира. 3
Идеи, конечно, хорошо, но должен был появиться конструктор, который воплотил бы все идеи в жизнь. Таким конструктором был Сергей Павлович Королёв. В создании ракетно- космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, и многих людей.
Учитель
- Если в космос мы хотим Значит, скоро полетим! Самым дружным будет наш, Весёлый экипаж. (Ученики делятся на команды, называют их)
1 задание командам « Что было дальше?»
Отгадав кроссворд, вы узнаете дальнейший путь развития космонавтики
КОВЕРСАМОЛЕТ

САМОЛЕТ

ТАРЕЛКА

ВЕРТОЛЕТ

СПУТНИК

СТУПА

1.
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках?
(ковёр-

самолёт)
4

2.
Летит птица- небылица, а внутри народ сидит
(самолёт)
3. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне
(тарелка)
4. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу
(вертолёт)
5. Первый космический аппарат, выведенный на околоземную орбиту в 1957году
(спутник)
6. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга
(ступа)

Учитель

-
Какое слово получилось по вертикали? (ракета) Кто придумал ракету? Может быть в Древнем Китае – на родине пороха и фейерверков? Что такое ракета? Летательный аппарат, двигающийся за счет реактивной тяги.
2 задание командам « Ключ на старт!»
Нарисовать ракетные корабли (выставка)
3 задание командам « Предстартовый отчёт»
Участвуют по одному представителю от команды. Каждому даётся таблица. Участники находят числа от 20 до 1, указывая на них и произнеся вслух. Побеждает тот экипаж, чей представитель быстрее закончит счёт. 1 20 4 13 19 2 17 11 5 19 12 9 3 16 6 18 10 8 12 14 15 7
Учитель:
В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических кораблей в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Так появился космодром Байконур. С этого космодрома на космическом корабле «Восток», 12 апреля 1961 года стартовал первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин. Гагарин родился в 1934 году под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, затем в авиационном училище. Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволила ему поступить в отряд космонавтов. В этом, 2016 году, мы отмечаем важное событие – 55-летие со дня первого полёта человека в космос. 5

4 задание командам « Полётное задание командирам»
1. Вращается ли Солнце вокруг своей оси?
(Да)
2. Правда ли, что разные части Солнца вращаются вокруг своей оси с разной скоростью?
(Да)
3. Какая планета является самой большой в Солнечной системе: Марс, Сатурн, Юпитер?
(Юпитер)

4.
Чем звезда отличается от планеты?
(Звезда- небесное тело светит

своим светом, планета- небесное тело, вращается вокруг звезды

и отражает её свет)
6
5. По мнению ученых, вначале Земля была жидкой. Почему же она не растекалась?
( Из-за силы земного притяжения).

6.
Считается, что Земля когда-нибудь остынет? Распадётся ли она на ч а с т и ?
(Нет.

При

остывании

происходит

отвердение,

т.е.

уплотнение молекул)
7. Назовите возраст Земли- около 3 млрд. лет; около 4 млрд. лет;
около 5 млрд. лет;
8. Солнце – это твердый, жидкий или
газообразный шар
? 9. Какая планета находится ближе всего к солнцу?- Марс,
Меркурий,
Венера.
Учитель
После Ю. А. Гагарина много других космонавтов побывало в космосе. Алексей Леонов первым вышел в открытый космос в специальном скафандре. Скафандр – это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект входят – оболочка, шлем, перчатки, ботинки. В скафандре для человека создается микроклимат: трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная система поддерживает оптимальную температуру тела, защищает от смертельных космических излучений. Скафандр обязательно снабжен микрофоном и другими датчиками аппаратуры, для связи с командным пунктом космической станции и Землей.
5 задание командам « В открытый космос»
Дети по очереди должны оббежать между расставленных на полу кеглей и вернуться в свою команду. Кто первым закончит, тот и победит. 7

Учитель:
Скажите, а профессия космонавт только мужская? Нет. За российскую пилотируемую историю космонавтики в космосе побывали четыре женщины- Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова и Елена Серова. Они наравне с мужчинами выполняли свои космические задания, проводили эксперименты. 8
9

5 задание командам « Собери вещи»
Девочки команд с завязанными глазами должны собрать как можно больше предметов - бумажные кружки, разлетевшиеся в невесомости.
Учитель:
После многих лет исследования международное сообщество пришло к выводу, что исследовать космос лучше совместными усилиями всего человечества. Сейчас в околоземном пространстве работает международная космическая станция, на которой работали американские, японские, немецкие, итальянские астронавты, российские космонавты. Представители 14 стран побывали на МКС.
6 задание командам «Загадки вселенной»
Большой подсолнух в небе Цветёт он много лет, цветёт зимой и летом, А семечек всё нет.
(солнце)
Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. 10
А порой такой красивый- Кружевной и синий-синий.
(небо)
Ночью на небе только один Большой серебристый Висит апельсин.
(луна)
Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая корка.
(месяц)
Вся синяя дорожка Усыпана горошком.
(звёзды)
Над клубком челнок летает На клубок витки мотает.
(спутник)
В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект Хвост его- полоска света А зовут объект -
(комета)
Осколок от планеты Средь звёзд несётся где-то Он много лет летит- летит Космический ---
(метеорит)

Учитель:
Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Вы говорите по телефону с другом из далёкого города. Его голос доносится к вам из далёкого космоса: это спутник транслирует телефонные переговоры. Вы смотрите передачи по телевизору из Москвы, а живем мы с вами на Дальнем Востоке - передачи транслирует спутник. Спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полётах на самолёте, движение ледников, активность вулканов и многое другое.
7 задание командам «Радиограмма»
Команды разгадывают ребусы 11

спутник

Сатурн

Ученик:
Когда над землёю летит космонавт, Глядят ему в след миллионы ребят. Вечерней порою глядят в небеса Сияют, сияют ребячьи глаза. И в них отражаются, ярко горят Те звёзды, к которым они полетят! Мчатся ракеты к далёким мирам. К подвигам сердце рвётся Кто верит крылатым, как песня, мечтам. Тот цели своей добьётся!
Учитель:
Вот и подошло к концу наше знакомство с удивительным миром космоса. Подведём итоги. До новых встреч!
Использованная литература:
1.Интернет – источники. 1. Газета для учителей начальной школы «Педсовет» №8, 2006 12
2. Газета для учителей начальной школы «Весёлые занятия» №1, 2008. 3. Газета для учителей «ПедСовет» №1, 2007. 4. Газета для учителей «Досуг в школе» №1, 2007. 5. Газета для учителей «Школьные Игры и Конкурсы» № 9, 2007. 13


В раздел образования