Автор: Лютая Виктория Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Новолитовск, Партизанского муниципального района Населённый пункт: село Новолитовск Наименование материала: методическая разработка Тема: люди тянутся к звездам Раздел: начальное образование
Занятие подготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ
с. Новолитовск Партизанского района Приморского края В. В. Лютая
ЛЮДИ ТЯНУТСЯ К ЗВЁЗДАМ
Внеурочное мероприятие для учащихся 3-4 классов.
Цель:
Познакомить
детей
с
достижениями
нашей
страны
в
области
освоения космоса, рассказать об истории космонавтики и
космонавтах,
изучения космоса.
Оформление: - рисунки на тему космоса,
-фотостенды с фотографиями космонавтов, космических объектов.
Звучит песня « Земля в иллюминаторе».
Учитель:
-
Ребята,
12
апреля
наша
страна
отмечает
праздник
–
День
авиации и космонавтики.
–
С
давних
времён
загадочный
мир
планет
и
звёзд
притягивал
к
себе
внимание людей, манил их таинственной красотой.
Ученик
–
Раньше,
давным
-
давно,
когда
люди
только
начинали
узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая
покоится
на
трёх
гигантских
слонах,
важно
стоящих
на
панцире
огромной черепахи. Это чудо- черепаха плавает в море - океане, а весь
мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих
звезд.
1
У
ч
е
н
и
к
–
С
тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей планете выросло много
поколений добрых и умных людей. Одни построили корабли и совершив
кругосветные путешествия, узнали, что наша Земля – шар. А астрономы
доказали, что земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один
оборот вокруг него за год.
Ученик – Потом люди построили самолёты и стали летать в воздушной
оболочке Земли - атмосфере. Но людей манил космос.
Учитель – Ребята, а что такое космонавтика?
Это полёты в космическом пространстве.
Но
кто
же
первым
предположил
и
доказал,
что
полеты
в
космос
человека возможны?
Это Константин Эдуардович Циолковский.
2
Ровно
за
100
лет
до
того,
как
над
Землёй
появился
первый
искусственный
спутник,
в
сентябре
1857года
родился
Константин
Эдуардович
Циолковский.
Работая
учителем
в
школе,
в
свободное
время
он
много
читал,
думал,
вычислял,
фантазировал,
мечтал
о
покорении
человеком
космоса.
Много
интересных
идей
выдвинул
скромный
учитель
из
Калуги.
Им
придуманы
газовые
рули
для
управления
ракетой
в
космосе.
Он
рассчитал,
сколько
необходимо
ракете
топлива,
чтобы
преодолеть
силу
земного
притяжения.
Он
придумал ракетный поезд – многоступенчатую ракету. И много - много
ещё чего.
Работами Циолковского интересовались ученые со всего
мира.
3
Идеи, конечно, хорошо, но должен был появиться конструктор, который
воплотил
бы
все
идеи
в
жизнь.
Таким
конструктором
был
Сергей
Павлович Королёв.
В создании ракетно- космической техники участвуют тысячи ученых,
инженеров, и многих людей.
Учитель - Если в космос мы хотим
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Весёлый экипаж.
(Ученики делятся на команды, называют их)
1 задание командам « Что было дальше?»
Отгадав
кроссворд,
вы
узнаете
дальнейший
путь
развития
космонавтики
КОВЕРСАМОЛЕТ
САМОЛЕТ
ТАРЕЛКА
ВЕРТОЛЕТ
СПУТНИК
СТУПА
1.
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках? (ковёр-
самолёт)
4
2.
Летит птица- небылица, а внутри народ сидит (самолёт)
3.
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне (тарелка)
4.
Заворчу, зажурчу, в небеса улечу (вертолёт)
5.
Первый космический аппарат, выведенный на околоземную орбиту
в 1957году (спутник)
6.
Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга (ступа)
Учитель
- Какое слово получилось по вертикали? (ракета) Кто придумал
ракету? Может быть в Древнем Китае – на родине пороха и фейерверков?
Что такое ракета? Летательный аппарат,
двигающийся за счет реактивной
тяги.
2 задание командам « Ключ на старт!»
Нарисовать ракетные корабли (выставка)
3 задание командам « Предстартовый отчёт»
Участвуют по одному представителю от команды. Каждому даётся таблица.
Участники находят числа от 20 до 1, указывая на них и произнеся вслух.
Побеждает тот экипаж, чей представитель быстрее закончит счёт.
1 20 4 13 19 2 17 11 5 19 12 9 3 16 6 18
10 8 12 14 15 7
Учитель: В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой
площадки
для
космических
кораблей
в
Казахстане,
вдали
от
крупных
населённых пунктов. Так появился космодром Байконур. С этого космодрома
на космическом корабле «Восток», 12 апреля 1961 года стартовал первый
космонавт
Земли
-
Ю.
А.
Гагарин.
Гагарин
родился
в
1934
году
под
Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в
аэроклубе,
затем
в
авиационном
училище.
Хорошая
теоретическая,
практическая и физическая подготовка
позволила ему поступить в отряд
космонавтов. В этом, 2016 году, мы отмечаем важное событие – 55-летие со
дня первого полёта человека в космос.
5
4 задание командам « Полётное задание командирам»
1.
Вращается ли Солнце вокруг своей оси? (Да)
2.
Правда ли, что разные части Солнца вращаются вокруг своей оси с
разной скоростью? (Да)
3.
Какая планета является самой большой в Солнечной системе: Марс,
Сатурн, Юпитер? (Юпитер)
4.
Чем звезда отличается от планеты? (Звезда- небесное тело светит
своим светом, планета- небесное тело, вращается вокруг звезды
и отражает её свет)
6
5.
По мнению ученых, вначале Земля была жидкой. Почему же она не
растекалась? ( Из-за силы земного притяжения).
6.
Считается, что Земля когда-нибудь остынет? Распадётся ли она на
ч а с т и ? (Нет.
При
остывании
происходит
отвердение,
т.е.
уплотнение молекул)
7.
Назовите возраст Земли- около 3 млрд. лет; около 4 млрд. лет;
около 5 млрд. лет;
8.
Солнце – это твердый, жидкий или газообразный шар ?
9.
Какая планета находится ближе всего к солнцу?- Марс, Меркурий,
Венера.
Учитель После Ю. А. Гагарина много других космонавтов побывало
в
космосе.
Алексей
Леонов
первым
вышел
в
открытый
космос
в
специальном скафандре. Скафандр – это индивидуальное снаряжение
для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных.
В комплект входят – оболочка, шлем, перчатки, ботинки. В скафандре
для человека создается микроклимат: трубки с дыхательной смесью
обеспечивают нормальное дыхание, специальная система поддерживает
оптимальную
температуру
тела,
защищает
от
смертельных
космических излучений. Скафандр обязательно снабжен микрофоном и
другими
датчиками
аппаратуры,
для
связи
с
командным
пунктом
космической станции и Землей.
5 задание командам « В открытый космос»
Дети
по
очереди
должны
оббежать
между
расставленных
на
полу
кеглей
и
вернуться
в
свою
команду.
Кто
первым
закончит,
тот
и
победит.
7
Учитель: Скажите, а профессия космонавт только мужская? Нет. За
российскую пилотируемую историю космонавтики в космосе побывали
четыре женщины- Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена
Кондакова и Елена Серова. Они наравне с мужчинами выполняли
свои космические задания, проводили эксперименты.
8
9
5 задание командам « Собери вещи»
Девочки команд с завязанными глазами должны собрать как можно
больше предметов - бумажные кружки, разлетевшиеся в невесомости.
Учитель: После
многих
лет
исследования
международное
сообщество
пришло
к
выводу,
что
исследовать
космос
лучше
совместными усилиями всего человечества.
Сейчас в
околоземном
пространстве
работает
международная
космическая
станция,
на
которой
работали
американские,
японские,
немецкие,
итальянские
астронавты, российские космонавты. Представители 14 стран побывали
на МКС.
6 задание командам «Загадки вселенной»
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет,
цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет. (солнце)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
10
А порой такой красивый-
Кружевной и синий-синий. (небо)
Ночью на небе только один
Большой серебристый
Висит апельсин. (луна)
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая корка. (месяц)
Вся синяя дорожка
Усыпана горошком. (звёзды)
Над клубком челнок летает
На клубок витки мотает. (спутник)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его- полоска света
А зовут объект - (комета)
Осколок от планеты
Средь звёзд несётся где-то
Он много лет летит- летит
Космический --- (метеорит)
Учитель: Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Вы говорите
по телефону с другом из далёкого города. Его голос доносится к вам из
далёкого космоса: это спутник транслирует телефонные переговоры.
Вы смотрите передачи по телевизору из Москвы, а живем мы с вами на
Дальнем Востоке - передачи транслирует спутник. Спутники помогают
предсказывать
погоду,
ориентироваться
в
океане
и
при
полётах
на
самолёте, движение ледников, активность вулканов и многое другое.
7 задание командам «Радиограмма»
Команды разгадывают ребусы
11
спутник
Сатурн
Ученик: Когда над землёю летит космонавт,
Глядят ему в след миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звёзды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к далёким мирам.
К подвигам сердце рвётся
Кто верит крылатым, как песня, мечтам.
Тот цели своей добьётся!
Учитель:
Вот и подошло к концу наше знакомство с удивительным
миром космоса. Подведём итоги. До новых встреч!
Использованная литература:
1.Интернет – источники.
1. Газета для учителей начальной школы «Педсовет» №8, 2006
12
2. Газета для учителей начальной школы «Весёлые занятия» №1,
2008.
3. Газета для учителей «ПедСовет» №1, 2007.
4. Газета для учителей «Досуг в школе» №1, 2007.
5. Газета для учителей «Школьные Игры и Конкурсы» № 9, 2007.
13