Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
Автор: Дзукаева Аня Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №46 комбинированного вида Населённый пункт: Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ Наименование материала: Методическая разработка Тема: Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Раздел: дошкольное образование
дидактических игр»
МБДОУ №46
Дзукаева А.Г.
(подготовительная группа)
Актуальность
- Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «
Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ».
Ее изучение способствует развитию памяти, речи,
воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение,
творческий потенциал личности.
- Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что
максимального эффекта при ФЭМП можно добиться,
использую дидактические игры, занимательные упражнения,
задачи и
развлечения .
- Поэтому, для углубленного изучения я и
выбрала
тему:
«ФЭМП посредством
дидактических игр»
Цель:
организовать работу по ФЭМП с детьми
дошкольного возраста в соответствии с
современными требованиями с
использованием дидактических игр для
развития памяти, внимания, воображения,
логического мышления.
Задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени как основы математического
развития
-формирование широкой начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных отношениях окружающей
действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,
моделировании, общеучебных
умений; - -
овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического
мышления, общее развитие
ребенка -
формирование простейших графических умений и
навыков;
.формирование и развитие общих приемов умственной
деятельности(классификация, обобщение и т.д.)
Принципы:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного
материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано
сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к
постоянному пополнению своего интеллектуального
багажа.
3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного
представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребёнка о математике в различных видах
деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Методы и приемы
-
элементарный анализ (установление причинно-
следственных связей) ;
-
сравнение;
-
метод моделирования и конструирования
-
решение логических задач;
- экспериментирование и опыты
-
информационно коммуникативные технологии
- здоровьесберегающие технологии ( физминутки,
динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые
гимнастики в соответствии с тематикой)
Формы образовательной
деятельности
- организованная образовательная деятельность
(фантазийные путешествия, игровая экспедиция,;
интеллектуальный марафон, викторина; КВН,
презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
-
беседы;
-
самостоятельная деятельность в
-
развивающей среде.
Игра
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.А. Сухомлинский
Дидактические игры по формированию
математических представлений можно
разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Играя в такие дидактические игры как:
СКОЛЬКО?
ПУТАНИЦА?
ИСПРАВЬ ОШИБКУ;
УБИРАЕМ ЦИФРЫ;
КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?
НАЗОВИ СОСЕДЕЙ,
дети учатся свободно оперировать числами
в пределах 10 и сопровождать
словами
свои действия
.
Дидактические игры,
такие как:
ЗАДУМАЙ ЧИСЛО;
ЧИСЛО, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?
СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ;
СОСТАВЬ ЦИФРУ;
КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ,
КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?
ориентировок у детей:
НАЙДИ ПОХОЖУЮ;
РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР;
МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ;
ХУДОЖНИК;
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ .
Для закрепления знаний о форме
геометрических фигур с целью
повторения материала предлагается
детям узнать в окружающих предметах
форму круга, треугольника, квадрата.
С целью закрепления знаний о
геометрических фигурах в
подготовительной группе проводится игра
типа ЛОТО.
В своей работе использую множество
дидактических игр и упражнений различной
степени сложности в зависимости от
индивидуальных способностей детей.
Например, такие игры как:
НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР;
СЛОЖИ КВАДРАТ;
КАЖДУЮ ФИГУРУ НА
СВОЕ МЕСТО;
ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ;
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК;
КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ.
В дошкольном возрасте начинают
формироваться элементы логического
мышления. Игры влияют на развитие
творческих способностей у детей, так как
они оказывают действие на воображение и
способствуют развитию нестандартного
мышления. Такие игры как:
НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ;
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? и.т.д.
направлены на тренировку мышления при
выполнении действий.