Автор: Седугина Тамара Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 "Детский сад "Ежик" Населённый пункт: город Новокуйбышевск Наименование материала: консультация для воспитателей Тема: Математика в детском саду по ФГОС Раздел: дошкольное образование
«Математика в детском саду по ФГОС»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к
познавательному
развитию
дошкольников,
частью
которого
является
развитие
математических
способностей.
В
соответствии
с
ФГОС,
ДОУ
является
первой
образовательной ступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От
того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит
успешность его дальнейшего обучения в школе. Трудно предположить, что ребёнок, у
которого недостаточно сформирован интерес к занятиям в детском саду, будет активно
работать
на
уроке
в
школе.
Дети
должны
отправиться
в
школу,
имея
за
плечами
определенный багаж знаний по математике.
Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе.
А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не
должны узнать об этом никогда
.
Задача, стоящая перед воспитателем отличается от задачи
учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний
и
навыков, а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает
ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла
в
жизнь
детей
не
как
теория,
а
как
знакомство
с
интересным
новым
явлением
окружающего мира.
Кто сказал, что математика – это скучно и неинтересно? Занятия по математике
можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию,
творчество.Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой
деятельности,
при
которых
сохранялись
бы
элементы
познавательного,
учебного
и
игрового общения. Но нынешние малыши непоседливые: заставить их сидеть на одном
месте
практически
невозможно,
а
занятие
математикой
предполагает
усидчивость,
терпение
и
внимание.
Что
же
сделать
для
того,
чтобы
помочь
детям
полюбить
математику?
Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей .
Интерес - лучшая из
мотиваций. Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они такие
малявочки.
Практика
показала,
что
старшие
дошкольники
проявляют
повышенный
познавательный
интерес
к
занятиям
математикой
только
в
том
случае,
когда
заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит
их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия интересными
и необыкновенными. И если детям понравилось занятие, они полюбят и наши цифры,
задачи, и примеры, и ребусы и др.
Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на
занятии и вне: к лючевое словом здесь - слово творчество. Введение государственного
стандартного
образования
открывает
нам
возможность
грамотно
использовать
свое
творчество.
ФЭМП решается ряд программных задач:
- образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать;
-
развивающие: внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое
главное, существенное;
-
воспитательные:
математическую
смекалку,
сообразительность,
аккуратность,
самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей;
- речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
На успешность в нашей работе влияют не только содержание материала, но и форма
его подачи. Возможно, форма занятий математикой с детьми может больше напоминать
настоящие
«занятия»,
но
суть,
желательно,
должна
оставаться
добровольной
игрой,
совместным
путешествием
в
интересный
мир
математики.
Поэтому
занятия
по
математике,
по
сути,
являются
системой
дидактических
игр .
В
ходе
этих
игр
осуществляется
личностно
-
ориентированное
взаимодействие
взрослого
с
ребенком,
детей между собой,
общение в парах, в группах. Дети не должны замечать, что идет
обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами и т.
д.
Все занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение его
игровой деятельности.
В зависимости от задач и
методов нод можно проводить
в
различных
формах:
путешествия,
игровая
экспедиция,
занятие-детектив,
марафон,
викторина, КВН, презентация, тематический досуг,
игровые ситуации с элементами
соревнований, чтение отрывков художественной литературы. Занятие должно проходить
непринужденно для детей,
лучше объяснять на знакомом им материале, например с
помощью сказок, сказочных героев. На современном этапе сказка переживает настоящий
бум
популярности.
Это
объясняется
универсальностью
сказки,
ее
доступностью
и
простотой использования. И не надо забывать, что у нас планирование тематическое. В
занятии необходимо включать и занимательный математический материал:
головоломки,
шутки, занимательные задачи, загадки, загадки-шутки, потешки, считалки, фрагменты
сказок, стихи, математические сказки.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не
только
всю
группу,
но
и
каждого отдельного
ребёнка,
каждому уделять
внимание.
Необходимо
продумывать
и
оценку
деятельности детей.
Ведь
кроме
общей
безликой
оценки “молодцы”, есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался,
ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии
помогают детям полюбить математику.
Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу . При
подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как
будет
использован
данный
наглядный
материал.
Необходимо
правильно
дозировать
наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное
его использование, так и излишки.
Главным условием успешной реализации программы по формированию
элементарных
математических
представлений
является
создание
развивающей
среды.
Согласно
требованиям
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
развивающая среда должна быть:
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• функциональной;
• вариативной;
• доступной; безопасной.
В нашей группе – это специально отведенное место – математический уголок, где
располагаются игры математического содержания: наглядные и дидактические пособия,
книги
математического
содержания,
шахматы,
календари,
раскраски,
игры,
игрушки,
различные игровые атрибуты, модели часов, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры на
внимание и т. д. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным.
Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном
этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Желательно своевременно
пополнять, изменять предметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования.
Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей.
Детям
предоставляется
возможность
выбрать
интересующую
их
игру,
пособие
математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми,
небольшой подгруппой.
Надо сказать, что дети редко играют в них по собственному
желанию. Поэтому дидактические игры организуются и направляются воспитателем.
У
воспитателей должен быть паспорт математического уголка и картотека всех имеющихся
игр. Большую помощь в организации развивающей среды должны оказать родители.
Формирование
математических
представлений
не
ограничивается
одной
областью
образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что
математика
повсюду.
Играя
в
строительные
игры
с
детьми,
мы
закрепляем
умение
сравнивать
строительный
материал
по
форме,
величине,
цвету,
называть
его
составляющие.
В
результате
экспериментирования
дети
узнают,
что
из
кубиков
и
кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и
шаре: шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов
нет.
Организуя сюжетно-ролевые игры, ( «Супермаркет», «Семья» или «Аптека») дети
считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят
денежные купюры.
Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме,
цвете, количеству. Пусть дети группируют посуду по цвету, величине, сравнивают чашки
и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду.
Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности : рисовании,
аппликации,
лепке,
когда
дети
рисуют
и
вырезают
из
геометрических
фигур
части
туловища животных, птиц, человека и другие предметы.
При одевании на прогулку уточняем цвет одежды, считаем девочек и мальчиков. На
прогулке играем в подвижные игры, используя считалки, строимся парами, отбиваем мяч
под счёт, закрепляем знания о временах года, частях суток, сравниваем по величине
предметы (дерево высокое, а кустик низкий),
знакомим
детей с разными понятиями,
например «далеко-близко». Так же считаем ведерки и совочки: ведерок столько - же
сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие
дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты, можно измерить
шагами расстояние между деревьями, сравнивают разные предметы по длине, ширине,
высоте.
На занятиях по физическому воспитаниюдети часто сталкиваются с количественным
и порядковым счетом при построениях: строятся в две, три колонны, расходятся парами
направо и налево, образуют круги, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д. При
выполнении
различных
видов
упражнений
закрепляются
умения
ориентироваться
в
пространстве: правая и левая сторона, поворот «кругом». В различных подвижных играх
также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве.
Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также
многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут
календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.
При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют
рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что
п о т о м ,
о т м е ч а ю т
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
д е й с т в и й .
Должное внимание на занятиях должно уделяться развитию речи .
Все действия и
наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи.
Воспитатель должен следить за четкостью, доступностью и правильностью своей речи и
речи детей.
Никто не отменял в детском саду индивидуальную работу с детьми. Детям
свойственно не только запоминать материал, полученный на занятии, но и забывать его.
С
теми
детьми,
которые
в
силу
особенностей
развития,
не
могут
усвоить
на
занятии,
воспитатель в утреннее и вечернее время должен заняться с ним индивидуально.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по
математике
в
детском
саду,
но
и
из
своей
повседневной
жизни,
из
наблюдений
за
явлениями окружающего его мира. В дело развития и воспитания собственного ребенка
свою лепту могут внести и родители.
Так, в непосредственной обстановке, уделяя
небольшое
количество
времени,
они
могут
приобщить
ребенка
ко
многим
математическим
понятиям.
Необходимо
побеседовать
с
родителями
или
написать
небольшую консультацию и вывесить ее на стенде для родителей о том, чтобы они
пожертвовали ребенку немного своего времени и не обязательно свободного: по дороге в
детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д. Например: пока готовится
обед, предложите ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего
больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, тарелки круглые, скатерть квадратная,
часы круглые. Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить
ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка,
вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Спросите, где,
по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в
правильности ответа он сможет, измерив воду баночкой. Уточните, сколько литров воды
оказалось
в
чашке
и
сколько
в
кастрюле.
По
дороге
в
детский
сад
или
домой
рассматривайте деревья (выше - ниже, толще- тоньше). Рисует ребенок: спросите его о
длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял
такие слова, как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например),
высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще -тоньше (колбаса, сосиска). Во время
чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца
— длинные уши,
короткий хвост; у коровы
– четыре ноги, у козы рога меньше, чем у
оленя). Обратите внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад,
ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно
успеть сделать за три, пять минут. Родители должны
обращать и внимание на цифры, которые
окружают
его
в
повседневной
жизни,
в
различных
ситуациях,
например
на
циферблате,
в
календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома,
квартиры, номер машины.
В магазине показывайте детям цифры на деньгах, монетах.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте
внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня,
завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели,
спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра, называйте текущий месяц, если есть в
этом месяце праздники или знаменательные даты.
В заключение можно сделать следующие вывод: ребенок, которому интересно
узнавать что-то новое, и у которого это хорошо
получается, всегда будет стремиться
узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его
умственном развитии. Необходимым условием организации образовательной области с
детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации
успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и
поддержки их здоровья. Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать.
Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У
тебя все в порядке! Ты справишься!». В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не
самую важную роль. Поэтому надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на
первый взгляд, абсурдные ответы ребенка: у него своя логика, нужно выслушать до конца
все
его
мысли.
Поскольку
все
дети
обладают
своими,
только
им
свойственными
качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед
с в о и м
т е м п о м .
А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд,
радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения с детьми, никогда не теряйте
чувство юмора. Помните, что у нас каждый раз появляется
прекрасная возможность
подружиться с детьми.