Автор: Емельянова Марина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ гимназия №114 Населённый пункт: г. Санкт Петербург Наименование материала: Статья Тема: Роль игры на уроках в начальной школе Раздел: начальное образование
Роль игры на уроках в начальной школе.
«Игра- это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий . Игра- это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Игра сопровождала человека на протяжении всей истории существования
человечества. В игре человек развивал свои способности, умения, лучше
приспосабливаясь к жизни. Игра помогала передавать полученные знания от поколения к
поколению. В игре, в ее условных ситуациях, воссоздается и усваивается общественный
опыт, приводятся и производятся нормы человеческой жизни. С возрастом потребность в
игре не исчезает, меняется лишь ее характер да уменьшается время, которое ей уделяют. В
игре знания усваиваются не по необходимости, а по желанию самих учащихся, ведь в игре
нет принуждения, это всегда добровольная деятельность. Поэтому применение игровых
ситуаций на уроках в начальной школе детям особенно радостно, а радость стимулирует
расположение к учебному предмету, заинтересовывает им детей, дает возможность
каждому ребенку оценить себя на фоне других учеников. В структуру игры как
деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ
результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игра в обучении
способна развить творчество ребенка,показать модель правильных человеческих
отношений. В игре все равны. Она посильна каждому ученику, даже тому, кто не имеет
достаточно прочных знаний . Более того, слабый ученик, может стать первым в игре:
находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в
предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности
заданий – всё это даёт возможность обучающимся преодолеть стеснительность,
мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и
благотворно сказывается на результатах обучения .В игре снимается часть
психологического стресса при общении, материал усваивается незаметно, а вместе с тем
возникает чувство удовлетворения, что очень важно также для адаптации в социуме.
Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство
воспитания коммуникативных качеств, а именно:
- воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость
- создаёт атмосферу доброго общения, объединяет коллектив детей;
- устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;
- снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему;
- гармонично развивает личностные качества для активизации резервных
возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме.
Интересно применение игры на уроках русского языка и как одной из форм групповой
работы. Например, при изучении темы «Части речи», и необходимости заострить
внимание учащихся на одной из частей речи, применима такая игра, как «Найди свое
место»: учащимся раздаются карточки со словами, обозначающими разные части речи
(имена существительные, имена прилагательные, глагол, местоимения). Каждый учащийся
должен найти свою группу. Затем учащиеся каждой группы объясняют- почему они
объединились в такую группу- проговаривают признаки каждой части речи. Такой вид
игры можно использовать как предварительную работу к изучению новой части речи.
Например, три группы учащихся с карточками «имена существительные», « имена
прилагательные», «Глаголы»- предложить сесть, а оставшейся группе учащихся
предложить высказать мнение- почему их группа осталась ,чем интересны их слова и
подвести к выводу- изучение новой части речи на уроке русского языка- местоимения.
Вариативность такой игры позволяет использовать ее как на уроках ознакомления с
новым материалом, так и на уроках систематизации и закрепления знаний. Такой вид игры
не предполагает победителя. Ее цель- внести разнообразие в учебный процесс, развивать
коммуникативные качеств детей. Проведение таких игровых ситуаций требует от педагога
дополнительной подготовки к уроку как в материальном плане- подготовка карточек, так и
продумывание цели проведения такого игрового момента с учащимися и планируемый
результат.
Игровые моменты на уроках могут также успешно применяться и во внеурочной
деятельности, в программах развития языковых способностей учащихся.
Используемая литература:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., Просвещение, 2005г.
Акишина А.А. Игры на уроках русского языка. М.Русский язык, 2000г.