Напоминание

Роль игры на уроках в начальной школе


Автор: Емельянова Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №114
Населённый пункт: г. Санкт Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Роль игры на уроках в начальной школе.
«Игра- это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий . Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский. Игра сопровождала человека на протяжении всей истории существования человечества. В игре человек развивал свои способности, умения, лучше приспосабливаясь к жизни. Игра помогала передавать полученные знания от поколения к поколению. В игре, в ее условных ситуациях, воссоздается и усваивается общественный опыт, приводятся и производятся нормы человеческой жизни. С возрастом потребность в игре не исчезает, меняется лишь ее характер да уменьшается время, которое ей уделяют. В игре знания усваиваются не по необходимости, а по желанию самих учащихся, ведь в игре нет принуждения, это всегда добровольная деятельность. Поэтому применение игровых ситуаций на уроках в начальной школе детям особенно радостно, а радость стимулирует расположение к учебному предмету, заинтересовывает им детей, дает возможность каждому ребенку оценить себя на фоне других учеников. В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игра в обучении способна развить творчество ребенка,показать модель правильных человеческих отношений. В игре все равны. Она посильна каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний . Более того, слабый ученик, может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения .В игре снимается часть психологического стресса при общении, материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, что очень важно также для адаптации в социуме. Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство воспитания коммуникативных качеств, а именно: - воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость - создаёт атмосферу доброго общения, объединяет коллектив детей; - устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения; - снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему; - гармонично развивает личностные качества для активизации резервных возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме. Интересно применение игры на уроках русского языка и как одной из форм групповой работы. Например, при изучении темы «Части речи», и необходимости заострить внимание учащихся на одной из частей речи, применима такая игра, как «Найди свое место»: учащимся раздаются карточки со словами, обозначающими разные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глагол, местоимения). Каждый учащийся должен найти свою группу. Затем учащиеся каждой группы объясняют- почему они объединились в такую группу- проговаривают признаки каждой части речи. Такой вид игры можно использовать как предварительную работу к изучению новой части речи. Например, три группы учащихся с карточками «имена существительные», « имена прилагательные», «Глаголы»- предложить сесть, а оставшейся группе учащихся
предложить высказать мнение- почему их группа осталась ,чем интересны их слова и подвести к выводу- изучение новой части речи на уроке русского языка- местоимения. Вариативность такой игры позволяет использовать ее как на уроках ознакомления с новым материалом, так и на уроках систематизации и закрепления знаний. Такой вид игры не предполагает победителя. Ее цель- внести разнообразие в учебный процесс, развивать коммуникативные качеств детей. Проведение таких игровых ситуаций требует от педагога дополнительной подготовки к уроку как в материальном плане- подготовка карточек, так и продумывание цели проведения такого игрового момента с учащимися и планируемый результат. Игровые моменты на уроках могут также успешно применяться и во внеурочной деятельности, в программах развития языковых способностей учащихся. Используемая литература: Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., Просвещение, 2005г. Акишина А.А. Игры на уроках русского языка. М.Русский язык, 2000г.


В раздел образования