Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения через изучение стихов А.Барто.


Автор: Трошкова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа№374
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения через изучение стихов А.Барто.
Раздел: начальное образование





Назад





Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

через изучение стихов А. Барто.
Наше общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но «времена не выбирают». И сложившаяся ситуация заставляет искать напряженных решений в самых ответственных направлениях человеческого бытия, заставляет думать о судьбе будущей России. И, как всегда в минуты напряженных раздумий, человек стремится найти тот выход, совершить те действия, которые помогли бы повернуть российскую действительность в более позитивное русло. Таким выходом является духовно- нравственное воспитание детей. Маленький человек верит всему, что видит, слышит, его душа всему открыта, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом. Известно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самооопределению. Поэтому у каждого учителя есть возможность участвовать в духовном становлении своих учеников. Еще Аристотель сказал, что «…Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. Духовность- это умение быть добрым, милосердным, культурным, нравственно уравновешенным, умение прощать. Нравственность- это способность человека думать, чувствовать и действовать в соответствии со своим духовным началом, это способы выражения своего внутреннего духовного мира. Гегель сформулировал эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель только в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». Литературное чтение в начальной школе – это один из тех предметов, который дает широкие возможности, позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно- нравственного воспитания учащихся.В руках учителя произведение литературы –самое богатое наследие в мире, самое влиятельное учение о добре, самые чудесные страницы о детстве. Среди них - стихи Агнии Львовны Барто. И взрослые, и дети любят стихи А.Барто. Сама поэтесса в своих «Записках детского поэта» писала: «За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? За улыбку? За мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть читателя в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?». Дети любят ее стихи, даже еще не умея читать – любят их слушать, потому что, как сказал С. Михалков : «…Барто–это понятные, веселые и интересные стихи. Это значит – он (ребенок) услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить».
Основными героями ее произведений являются дети, основная задача – воспитание высоконравственного человека.Основа таких черт духовности, как жалость к другому, сочувствие, верность друзьям закладывается в ребенкеуже читая первые стихи А.Барто для маленьких про зайку, про мишку, про бычка. Все равно его не брошу , Потому , что он хороший … Стихотворение «Мы не заметили жука»- это воспитание доброты, желания защитить живое существо: Мы не заметили жука. И рамы зимние закрыли, А он живой, Он жив пока, Жужжит в окне, Расправив крылья... И я зову на помощь маму: — Там жук живой! Раскроем раму! Есть у А. Барто стихи, написанные с юмором, иронией, которые она использует тоже для воспитания ребят. Но Барто смеется весело, не зло. Она не обидит и не осудит, а наоборот, помогает понять ребенку, что неправильно он делает и что он может исправиться. Стихотворения «Болтунья» о девочке, которая болтает без умолку, «Лешенька»о ленивом мальчике, который учится из одолжения, «Любочка» о грубой, невоспитанной девочке, «Сонечка» о девочке, которая все время жалуется, а также «Жадный Егор», «Что делать с Алексеем», «Про ленивого Федота», «Жил на свете Ванечка», «Вот так защитник»- тоже могут быть использованы в нравственном воспитаниимладших школьников. Рассказывая о разных поступках своих героев, А.Барто не забывает показать и хорошие черты мальчишек и девчонок. Ребята обязательно поймут, кому следует подражать,а на кого лучше не быть похожим.Это цикл стихотворений «Вовка- добрая душа», стихотворения « Три очка за старичка», «Буква Р»,«Кода закусишь удила»: Совет недавно мне дала Одна девчонка в школе: — Когда закусишь удила, Вспылишь помимо воли, Чтоб поскорей в себя прийти, Считай в уме до тридцати.
Стихи Бартопомогают воспитывать лучшие нравственные качества: трудолюбие, честность, вежливость, любовь ко всему живому, внимательное отношение к окружающему миру. Стихотворения поэтессы заставляют задуматься ребят о том, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации, каким человеком расти. От того, какими вырастут наши ученики, зависит – каким будет наше общество. «Детский писатель- педагог в самом высоком смысле этого слова»- так определил С. Маршак сущность писателя, творчество которого обращено к детям.


В раздел образования