Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения через изучение стихов А.Барто.
Автор: Трошкова Наталья Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа№374 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения через изучение стихов А.Барто. Раздел: начальное образование
Духовно- нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
через изучение стихов А. Барто.
Наше общество переживает сейчас далеко не лучшие времена. Но «времена не выбирают». И
сложившаяся ситуация заставляет искать напряженных решений в самых ответственных
направлениях человеческого бытия, заставляет думать о судьбе будущей России.
И, как всегда в минуты напряженных раздумий, человек стремится найти тот выход, совершить те
действия, которые помогли бы повернуть российскую действительность в более позитивное
русло.
Таким выходом является духовно- нравственное воспитание детей. Маленький человек верит
всему, что видит, слышит, его душа всему открыта, не сформированы еще социальные шаблоны,
не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь
потом.
Известно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной,
гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и
самооопределению. Поэтому у каждого учителя есть возможность участвовать в духовном
становлении своих учеников. Еще Аристотель сказал, что «…Человек без нравственных устоев
оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых
инстинктах».
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. Духовность- это
умение быть добрым, милосердным, культурным, нравственно уравновешенным, умение прощать.
Нравственность- это способность человека думать, чувствовать и действовать в соответствии со
своим духовным началом, это способы выражения своего внутреннего духовного мира.
Гегель сформулировал эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный
поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель только в том случае, если этот способ
поведения является постоянной чертой его характера».
Литературное чтение в начальной школе – это один из тех предметов, который дает широкие
возможности, позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно- нравственного
воспитания учащихся.В руках учителя произведение литературы –самое богатое наследие в мире,
самое влиятельное учение о добре, самые чудесные страницы о детстве. Среди них - стихи Агнии
Львовны Барто.
И взрослые, и дети любят стихи А.Барто. Сама поэтесса в своих «Записках детского поэта» писала:
«За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? За улыбку? За мастерство? А может быть, за
то, что стихи для детей способны вернуть читателя в его детские годы и в нем самом оживить
свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?». Дети любят ее стихи,
даже еще не умея читать – любят их слушать, потому что, как сказал С. Михалков : «…Барто–это
понятные, веселые и интересные стихи. Это значит – он (ребенок) услышит о таких же ребятах, как
он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские
проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить».
Основными героями ее произведений являются дети, основная задача – воспитание
высоконравственного человека.Основа таких черт духовности, как жалость к другому, сочувствие,
верность друзьям закладывается в ребенкеуже читая первые стихи А.Барто для маленьких про
зайку, про мишку, про бычка.
Все равно его не брошу
,
Потому
,
что он хороший
…
Стихотворение «Мы не заметили жука»- это воспитание доброты, желания защитить живое
существо:
Мы не заметили жука.
И рамы зимние закрыли,
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
— Там жук живой!
Раскроем раму!
Есть у А. Барто стихи, написанные с юмором, иронией, которые она использует тоже для
воспитания ребят. Но Барто смеется весело, не зло. Она не обидит и не осудит, а наоборот,
помогает понять ребенку, что неправильно он делает и что он может исправиться.
Стихотворения «Болтунья» о девочке, которая болтает без умолку, «Лешенька»о ленивом мальчике,
который учится из одолжения, «Любочка» о грубой, невоспитанной девочке, «Сонечка» о девочке,
которая все время жалуется, а также «Жадный Егор», «Что делать с Алексеем», «Про ленивого
Федота», «Жил на свете Ванечка», «Вот так защитник»- тоже могут быть использованы в
нравственном воспитаниимладших школьников.
Рассказывая о разных поступках своих героев, А.Барто не забывает показать и хорошие черты
мальчишек и девчонок. Ребята обязательно поймут, кому
следует подражать,а на кого лучше не
быть
похожим.Это цикл
стихотворений
«Вовка- добрая душа», стихотворения « Три очка за
старичка», «Буква Р»,«Кода закусишь удила»:
Совет недавно мне дала
Одна девчонка в школе:
— Когда закусишь удила,
Вспылишь помимо воли,
Чтоб поскорей в себя прийти,
Считай в уме до тридцати.
Стихи Бартопомогают воспитывать лучшие нравственные качества: трудолюбие, честность,
вежливость, любовь ко всему живому, внимательное отношение к окружающему миру.
Стихотворения поэтессы заставляют задуматься ребят о том, как себя вести, как поступить в той или
иной ситуации, каким человеком расти.
От того, какими вырастут наши ученики, зависит – каким будет наше общество. «Детский
писатель- педагог в самом высоком смысле этого слова»- так определил С. Маршак сущность
писателя, творчество которого обращено к детям.