Напоминание

Использование деревянных ложек в русском фольклоре


Автор: Трифонова Наталья Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Населённый пункт: Самарская область Сызранский район п.г.т. Балашейка
Наименование материала: Статья
Тема: Использование деревянных ложек в русском фольклоре
Раздел: дошкольное образование





Назад





Трифонова Наталья Викторовна


Музыкальныйруководитель СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Использование деревянных ложек в русском фольклоре.

Деревянные ложки –

Постучите – ка немножко.

Хочешь – пляску сыграй,

А хочешь – суп хлебай!
Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания деревянными ложками. Воспитывая детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки. Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. В старину ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. В настоящее время деревянные ложки это – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес в непосредственно образовательной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие в о л и , эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально -
ритмичных движений, дети чётче воспроизводят ритм. Развивается моторика рук. Для работы я использую деревянные ложки, изготовленные из берёзы или клёна. Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны и я используется всего лишь три приёма игры. Сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования и развития детей. Я держу ложки за ручки, и ударяю друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Либо, ложу одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создаю, таким образом, своеобразный резонатор), ударяю по ней другой ложкой, получаю более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Стучу ручками и «щеками» в кулачках. Палочкой одной из них стучу по «щеке» другой, поочерёдно играю на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные, «лошадка». Работу по обучению детей игре на деревянных ложках начинаю с младшей группы. Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой ложке, затем знакомлю малышей со звучанием, и предлагаю ребятам повторить за мной несложный ритмический рисунок. Для поддержания интереса раскладываю ложки в музыкальном уголке группы. В старшем дошкольном возрасте отрабатываем технику исполнения и включаем игру на ложках в детский оркестр. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора. Для поддержания интереса к деревянной ложке, как к музыкальному инструменту был разработан проект «Ложка точёная – ручка золоченая». Цель проекта: Содействовать развитию устойчивого интереса детей игре на деревянных ложках и необычных знаниях о знакомом предмете – ложке. Где дети узнали об истории возникновения деревянной ложки, её применении в быту и игре как на музыкальном инструменте. Дошкольниками совместно с педагогами был оформлен альбом об истории ложки. Кроме этого в ДОУ была оформлена выставка на тему «Ложка точёная – ручка золочёная». Для создания проекта были привлечены родители, которые приняли активное участие в данном виде деятельности. В своей работе я использую русскую народную музыку, применяю разнообразные методы и приёмы игры на деревянных ложках: показываю иллюстрации, игрушки, использую музыкально-дидактические игры. Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию . Наши предки говорили: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.


В раздел образования