Использование деревянных ложек в русском фольклоре
Автор: Трифонова Наталья Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Населённый пункт: Самарская область Сызранский район п.г.т. Балашейка Наименование материала: Статья Тема: Использование деревянных ложек в русском фольклоре Раздел: дошкольное образование
Музыкальныйруководитель СП «Детский сад»
ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Использование деревянных ложек в русском фольклоре.
Деревянные ложки –
Постучите – ка немножко.
Хочешь – пляску сыграй,
А хочешь – суп хлебай!
Применяя
в
непосредственно
образовательной
деятельности
различные
музыкальные
игрушки,
детские
музыкальные
инструменты,
я
обратила
внимание
на
то,
что
дети
с
большим
желанием
выполняют
различные
ритмические задания деревянными ложками.
Воспитывая детей через приобщение к истокам русской народной культуры,
желание детей играть на народных инструментах и стремление более
полно развивать у детей
уже
имеющиеся
музыкальные
способности,
побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки.
Музыкальные
деревянные
ложки
относятся
к
шумовым
(«ритмическим»)
ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и
в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не
требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой
такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
В старину ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских
народных инструментов. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого
мастерства,
о
виртуозах-ложечниках
сохранились
в
литературе
весьма
восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и
пляски, а также входили в состав различных ансамблей.
В
настоящее
время
деревянные
ложки
это
–
обязательный
атрибут
фольклорных и инструментальных ансамблей.
Детское
музицирование
расширяет
сферу
музыкальной
деятельности
дошкольников,
повышает
интерес
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
способствует
развитию
музыкальной
памяти,
внимания,
помогает
преодолению
излишней
застенчивости,
скованности,
расширяет
музыкальное
воспитание
ребёнка.
В
процессе
игры
ярко
проявляются
индивидуальные
черты
каждого
исполнителя:
наличие
в о л и ,
эмоциональности,
сосредоточенности,
развиваются
и
совершенствуются
музыкальные
способности.
Обучаясь
игре
на
детских
музыкальных
инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее
различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается
качество
пения,
они
чище
поют,
улучшается
качество
музыкально
-
ритмичных движений, дети чётче воспроизводят ритм. Развивается моторика
рук.
Для работы я использую деревянные ложки, изготовленные из берёзы или
клёна.
Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста
они сложны и я используется всего лишь три приёма игры.
Сами
по
себе
эти
приёмы
являются
отличным
материалом
для
музицирования и развития детей.
Я держу ложки за ручки, и ударяю
друг о друга тыльными сторонами
черпаков – «щеками». Либо, ложу одну ложку выпуклой стороной на левую
ладонь (и создаю, таким образом, своеобразный резонатор), ударяю по ней
другой
ложкой,
получаю
более
компактные,
«округлые»
звуки,
напоминающие
цоканье
копыт.
Стучу
ручками
и
«щеками»
в
кулачках.
Палочкой одной из них стучу по «щеке» другой, поочерёдно играю на своих
ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные,
«лошадка».
Работу по обучению детей игре на деревянных ложках начинаю с младшей
группы. Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой
ложке,
затем
знакомлю
малышей
со
звучанием,
и
предлагаю
ребятам
повторить
за
мной
несложный
ритмический
рисунок.
Для
поддержания
интереса раскладываю ложки в музыкальном уголке группы. В старшем
дошкольном возрасте отрабатываем технику исполнения и включаем игру на
ложках в детский оркестр.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на
деревянных
ложках
в
ансамбле
приносит
детям
радость,
создаёт
предпосылки
для
дальнейшего
развития
с
русской
народной
музыкой,
формирует интерес к познанию русского фольклора.
Для
поддержания
интереса
к
деревянной
ложке,
как
к
музыкальному
инструменту был разработан проект «Ложка точёная – ручка золоченая».
Цель проекта: Содействовать развитию устойчивого интереса детей игре на
деревянных ложках и необычных знаниях о знакомом предмете – ложке. Где
дети узнали об истории возникновения деревянной ложки, её применении в
быту и игре как на музыкальном инструменте. Дошкольниками совместно с
педагогами был оформлен альбом об истории ложки. Кроме этого в ДОУ
была оформлена выставка на тему «Ложка точёная – ручка золочёная». Для
создания проекта были привлечены родители, которые приняли активное
участие в данном виде деятельности.
В
своей
работе
я
использую
русскую
народную
музыку,
применяю
разнообразные методы и приёмы игры на деревянных ложках: показываю
иллюстрации,
игрушки,
использую
музыкально-дидактические
игры.
Систематическое,
последовательное
применение
деревянных
ложек
в
русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные
впечатления, способствует творческому развитию
.
Наши предки говорили: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша
душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.