Особенности детско-родительских отношений в современном мире
Автор: Любимова Екатерина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №142 Населённый пункт: Иркутск,Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Особенности детско-родительских отношений в современном мире Раздел: дошкольное образование
современном мире.
Под
родительским
отношением
принято
понимать
«систему,
или
совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие
ребенка родителем и способов поведения с ним». Под понятием «отношение» в
психологии
понимается
субъективная
сторона
отражения
действительности,
результат взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним
относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а
взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к
другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в
отношении
не
обязательно
присутствует
обратный
сигнал,
то
при
взаимоотношении
постоянно
осуществляется
обратная
связь,
причем
разной
модальности. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей,
живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального
статуса,
этнической
принадлежности,
имущественного
и
материального
положения,
с
момента
рождения
и
до
конца
жизни
обладает
такой
характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья – это социальная группа,
в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект
влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между
ними
существуют
взаимоотношения,
взаимодействия,
взаимовлияния.
Для ребёнка семья является
средой,
в
которой
складываются
условия
его
физического,
психического,
эмоционального
и
интеллектуального
развития.
Родители
являются
первой
социальной
средой
развития
ребенка,
которая
обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе
любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания
является
своего
рода
реализацией
личности,
своеобразной
характеристикой
личности родителя. Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически
развитую
личность
ребенка,
являются
воспитательные
позиции
родителей,
определяющие
общий
стиль
воспитания.
В
описании
типологии
семейного
воспитания
принято
изучение
воспитательных
родительских
установок
и
позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная
родительские позиции.
Самой
важной
функцией
семьи
является
воспитание
детей,
семейное
воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, так
как
его
«проводником»
является
родительская
любовь
к
детям,
вызывающая
ответные чувства детей к родителям. Семья представляет базовую модель для
социализации ребенка, а родители являются первыми педагогами. Они обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
ребенка в детском возрасте.
Воспитание
в
семье
эмоционально,
индивидуально,
конкретно.
Для
него
характерны
целенаправленность,
постоянство
и
длительность
воспитательных
воздействий родителей на детей. Широкий диапазон представленных в семье
возрастных
половых,
профессиональных
подсистем
позволяет
ребенку
постепенно и поэтапно включаться в социальную жизнь, а также наиболее широко
проявлять
и
реализовывать
свои
эмоциональные
и
интеллектуальные
возможности. Занимаемая родителями позиция, отношение к ребенку в семье во
многом
определяет
весь
ход
его
психического
развития,
формирующиеся
у
ребенка способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений,
зависящих от семейных традиций, образованности родителей, их ценностных
установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов,
все же можно выделить два основных типа отношений к детям. В одном случае
точкой отсчета и главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый,
его жизненные принципы, предрассудки. Только при первом типе отношений
оказывается
возможным
настоящее
взаимопонимание
между
ребенком
и
взрослым,
только
в
этом
случае
устанавливается
эмоциональная
атмосфера,
необходимая для полноценного развития ребенка.
Классификация показателей детско-родительских отношений Кабановой О.А.
Она выделяет показатели:
1. Родительская позиция.
2. Тип семейного воспитания.
3. Образ родителя, как воспитателя и образ системы воспитания у ребёнка.
Родительская
позиция определяется,
как
интегративная
характеристика,
которая включает: особенности родительского образа, как система родительских
требований,
эмоциональное
отношение
к
ребенку,
стиль
общения
с
ребёнком.
Тип семейного
воспитания определяет
параметрами
эмоциональных
отношений,
стилем
общения
и
взаимодействия,
степенью
удовлетворения
потребностей
ребёнка,
особенностями
родительского
контроля
и
степенью
последовательности в его реализации.
Критерий Образ родителей и ребенка состоит в ориентировке в указанной
системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в
решении задач совместной деятельности.
Семья
изменяется
по
составу: от
расширенной
(с
прародителями,
братьями, сестрами) до нуклеарной (родители и дети).
В
наше
время,
в
среднестатистической
семье
не
хватает
родительского
времени, уделяемого детям. При высокой занятости родителей, их усталости и
неудовлетворенности жизнью, даже при всей их любви и принятии к своим детям,
родители не могут удовлетворить главные потребности ребенка, потребности в
эмоциональной поддержке, сочувствии, понимании. Зачастую уставшие после
работы
родители
срываются,
почем
зря,
на
своих
детях,
они
их
ругают
и
наказывают за самые мелкие проступки. Дети, вместо поддержки и понимания
слышат
оскорбления,
ругательства,
обвинения
в
свой
адрес,
что крайне
отрицательно
влияет
на
развивающуюся
личность .
Наказания
зачастую
переваливают за поощрения, привыкающий, и ожидающий наказания за каждую
мелочь ребенок включает (бессознательно) различные виды защит; он учится
врать, чтобы избежать наказания, делается скрытным, непослушным, а порой и
агрессивным. Зачастую можно наблюдать девиантное (плохое) поведение ребенка,
как в детском саду, на улице, так и дома. Не имея, не чувствуя эмоциональной
поддержки
родителей,
особенно
матери,
ребенок
не
сможет
гармонично
развиваться.
От
родительского
стиля
воспитания
зависят
как
сами
детско-
родительские отношения, так и процесс социализации ребенка и, соответственно
его будущей жизни. В наше время в основном используют социализирующий
стиль
(подготовка
к
самостоятельной
жизни),
и
помогающий
стиль
– принципиально
новый
стиль
воспитания ,
гуманистическая
позиция
и
отношение к ребенку как к равноправной личности. Существуют разные стили
воспитания: Авторитарный стиль воспитания (приказной, директорский) стиль,
как
и либеральный
стиль
воспитания (попустительский)
–
не
благотворно
влияют на развитие полноценной личности. Демократический и авторитетный
стили воспитания – основные стили для полноценного воспитания личности.
Родителям необходимо:
1 . Выбрать оптимальный стиль воспитания, жертвуя собой эмоционально
принимать
и
поддерживать
ребенка,
узнать
его
темперамент
и
другие
психофизиологические
данные
(все
дети
по
разному
воспринимают,
перерабатывают информацию, у них разная скорость нервных процессов, все с
разной
динамикой
выполняют
задания,
поручения).
И
основываясь
на
них
вырабатывать стиль воспитания и отношения к ребенку.
2 . Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Физические наказания
отвергают как педагоги, так и психологи. Наказание должно быть конгруэнтным,
т.е. соответствующим проступку. И ни в коем случае не должно быть оскорбления
личности, ни словесного, ни, тем более физического.
3. Если родитель видит в своем ребенке, какое либо неправильное поведение,
то ему, в первую очередь надо посмотреть на себя, а не ругать свое чадо. Все дети
имеют
свойство
идентифицироваться
(отождествляться,
копироваться)
с
родителем, особенно своего пола. И если вы заметили, что постоянно ругаете
ребенка за то, что он ленив, или не выключает свет в туалете, то прежде обратите
внимание на членов семьи, и исправьте свое поведение и отношение к людям,
вещам и задачам. Ребенок как губка, впитывает все что происходит вокруг, многие
вещи происходящие в семье – совсем не для него: например скандалы между
родителями
(ребенок
одинаково
любит
обоих
родителей),
поэтому
для
предотвращения психических травм ребенка, избегайте ссор при детях . Каждому
ребенку необходимо родительское тепло, учитесь выражать свои эмоции словами,
телесно (обнять, поцеловать), жестами и мимикой. Уважение личности ребенка,
эмоциональное принятие и любовь, поддержка и внимание, авторитетный стиль
воспитания – вот основные составляющие успешного, гармоничного воспитания
личности и будущего Ваших детей.
Желаем удачи в воспитании Ваших детей!