Автор: Абучкаева Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №142 Населённый пункт: Иркутск,Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Преемственность детского сада и школы Раздел: дошкольное образование
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности
между ступенями образования.
Что
же
такое
преемственность? Под
преемственностью
понимается
последовательный
переход
от
одной
ступени
образования
к
другой,
выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм,
методов,
технологий
обучения
и
воспитания. (Р.А.
Должикова,
Г.М.
Федосимов)
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России
переходят
на
новый
Федеральный
государственный образовательный
стандарт
дошкольного образования( ФГОС ДО ).
Принятие
новых
Федеральных
Государственных Образовательных
Стандартов( ФГОС )
начального
школьного
образования
-
важный
этап
преемственностидеятельности детского сада и школы. Введение утвержденных
на
государственном
уровне
стандартов образованиясущественно
способствует
обеспечению преемственности и
п е р с п е к т и в н о с т и
п о в ы ш е н и я
качества образования в целостной системе .
Задача ФГОС — учить детей самостоятельно учиться.
Важнейшая
задача
образования и
е г о
о с н о в н о й
р е з у л ь т а т
-
это преемственность , создающая общий благоприятный фон для физического,
эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОО и начальной школе .
Преемственность ,
которая
способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья
ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в
памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования . Успехи в
школьном
обучении
во
многом
зависят
от
качества
знаний
и
умений,
сформированных
в дошкольном
детстве,
от
уровня
развития
познавательных
интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных
способностей ребёнка.
Задачи
преемственности
детского сада и
школы:
- Развитие любознательности
- Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
-Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное
и личностное развитие ребенка
- Развитие коммуникативных умений
Цель:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского
сада в школу.
-
обеспечение
системы
непрерывного образованияс
учетом
возрастных
особенностей дошкольников и первоклассников .
- создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития
познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность
быстрее
адаптироваться
к
новым
условиям,
учителя
должны
знакомиться
с
формами,
методами
работы
в
дошкольных
учреждениях,
по скольку
психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь
велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной
жизнью
школьников
дает
возможность
расширить
соответствующие
представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе,
желание учиться.
Механизм
осуществления
преемственности,
его
составные
части
функционируют
с
помощью
определенных
форм
и
методов,
реализуемых
в
процессе
специально
организованной
деятельности
администрации,
педагогов
ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и
безболезненного перехода детей в начальную школу.
Преемственность
может
рассматриваться
как
внутренняя
связь,
которая
выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников),
и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей).
В первую
связь
входит
структура
учебно-воспитательной
деятельности,
в которую входят следующие компоненты:
1) мотивационно-целевой,
который
обуславливает
взаимосвязь
мотивации
и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный,
который
свидетельствует
о наличии
знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3) учебно-операциональный,
обеспечивающий
развитие
общеучебных
и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
4) организационно-рефлексивный, включающий
навыки
планирования,
прогнозирования
деятельности,
самовзаимооценки
результатов
собственной
деятельности и товарищей.
Во
внешнюю
связь
входит
преемственность
в деятельности
воспитателей
и учителей,
которая проявляется в определенном
типе
отношения
педагогов
к детям,
в отношении
к
педагогической
деятельности,
к
родителям
воспитанников
и т. д.
В
осуществлении
преемственности
важно
обратить
внимание
на
выполнение
педагогом
возложенных
на
него
функций
(оздоровительных,
организаторских,
воспитательных
и т. д.),
на
з н а н и е
педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность. Реализации
преемственности
способствует
существующая
система
образования,
единые
принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения
и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка;
разработки
и внедрения
в практику
инновационных
преемственных
по
своей
сути
образовательных
программ,
перестройки
системы
подготовки
и переподготовки
педагогических
кадров,
с целью на различные профили и услуги образовательных учреждений. Одной из
основных целей интеграции деятельности детского сада и школы — это развить
в ребенке
добрые
чувства,
глубокий
ум
и здоровое
тело.
Но
специфическое
приоритетное
направление
для
начальной
школы —
формирование
у детей
умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка
благом,
основной
формой
его
самовыражения;
для
дошкольного —
раннее
развитие
комплекса
личностных
качеств
и свойств,
обеспечивающих
легкий,
естественный переход ребенка в школу.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения
и
начальной
школы
играют
личности
воспитателя
и
учителя.
Воспитатель
в
детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по
головке.
И
ребенок
тянется
к
своему
воспитателю.
Но
вот
сегодняшний
дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется:
ученик
должен
соблюдать
дистанцию
между
собой
и
учителем.
Поэтому
и
адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в
школьном
обучении
во
многом
зависят
от
качества
знаний
и
умений,
сформированных
в
дошкольном
детстве,
от
уровня
развития
познавательных
интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных
способностей ребёнка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается
в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа
жизни,
нового
режима,
развить
эмоционально-волевые
и
интеллектуальные
способности
ребенка,
которые
дадут
ему
возможность
овладеть
широкой
познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную
и физическую.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного
образовательного
учреждения
и
школы
реализуются
на
основе
проведения
совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства,
использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
создание
психолого-педагогических
условий,
обе спечивающих
благоприятное
течение
процесса
адаптации
первоклассников
к
школьному
обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
углубление интереса к жизни в школе;
оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к
обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим
условием
эффективности
работы
по
налаживанию
преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей,
задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой
контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного
и начального школьного образования сегодня выделяют:
1.
Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2.
Уровень
развития
их
познавательной
активности
как
необходимого
компонента учебной деятельности.
3.
Умственные и нравственные способности учащихся.
4.
Сформированность
их
творческого
воображения,
как
направления
личностного и интеллектуального развития.
5.
Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми
и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение
готовности
ребенка
к
обучению
в
школе.
Это
является
приоритетными
направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при
обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор
программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных
школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных
услуг, множество программ, определиться родителям с выбором очень непросто.
Ведь
необходимо
учитывать
особенности
психики
и
физическое
состояние
ребенка (“зону его ближайшего развития”), специфику предлагаемых программ,
личностные качества будущего учителя и многое другое.
В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском
саду
уже
определился
его
психологический
портрет,
который,
как
потом
оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную
школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает”
против
него,
а
возможные
проблемы,
затянувшаяся
адаптация,
потеря
любознательности,
проблемы
взаимоотношений
в
коллективе
сверстников,
проблемы
в
общении
с
взрослыми,
ведут
к
не
успешности
в
последующем
обучении.
Непосредственный
контакт
психологов
детского
сада
и
школы,
встречи
родителей
и
детей
с
будущими
педагогами,
знакомство
с
образовательными
программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором
школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Тревожит
и
проблема
завышенных
требований
к
готовности
ребенка
к
школьному
обучению
в
части
школ
(особенно
гимназий
и
лицеев).
При
поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал
цифрами
в
пределах
ста
и
многое
другое.
Отсюда
и
потребность
родителей
соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его
индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети
переходят
в
“элитную”
школу.
И
приходится
содержание
дошкольного
образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее обучение
детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо
развития познавательных процессов.
Игра
и
другие,
специфичные
для
этого
возраста
виды
деятельности,
вытесняются
поурочными
занятиями.
Повышенные
нагрузки,
переутомление,
снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе провоцируют неврозы
детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество
психологов
детских
садов
и
школ
по
проблеме
преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса
развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную
практику,
сохранить
здоровье
детей,
не
ущемляя
законное
право
ребенка
на
образование.
3. Так
же
нельзя
не
сказать
и
о
проблеме
недостаточного
использования
игровой
деятельности
при
переходе
детей
в
школу.
А
ведь
резкая
перемена
основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
В
психологии
дошкольников
и
младших
школьников
много
общего,
и
приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра,
она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры
ребенка
лежит
та
или
иная
деятельность,
которую
в
дальнейшем
он
может
использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах
способствует
облегчению
адаптации
детей,
повышению
интереса,
ускорению
обучения.
Работа
по
преемственности
дает
возможность
совместно
с
педагогом-
психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов
по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в
работе, характерных данному возрастному периоду.
4. Решение
проблемы
преемственности
часто
невозможно
и з - з а
недостаточного
количества
специалистов-психологов
в
образовательном
учреждении.
5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-
воспитательного
процесса
методическими
материалами,
дидактическими
пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям
обучения в системе преемственного образования.
Эти
и
некоторые
другие
проблемы
предстоит
решать
нам
в
аспекте
психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом
решения
данной
проблемы
является
последовательное
выполнение следующих этапов:
1. заключение
договора
между
детским
садом
и
школой
по
обеспечению
преемственности;
2. составление
проекта
совместной
деятельности
по
обеспечению
преемственности;
3. проведение
мероприятий,
таких
как:
"День
открытых
дверей",
"День
Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;
4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика
и коррекция развития детей);
5. проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и
школы
(воспитатели,
учителя
будущих
первоклассников,
педагоги-психологи,
социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);
6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их
выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений
образовательных
учреждений.
Обычно
в
начале
учебного
года
педагогами
составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация
работы
по
трем
основным
направлениям: работа
с
детьми;
взаимодействие
педагогов; сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство
и
взаимодействие
дошкольников
с
учителями
и
учениками
начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи
и
беседы
с
бывшими
воспитанниками
детского
сада
(ученики
начальной и средней школы);
совместные
праздники
(День
знаний,
посвящение
в
первоклассники,
выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и
первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных
при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др.
специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические
и
коммуникативные
тренинги
для
воспитателей
и
учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в
школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей; творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в
преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно-игровые
тренинги
и
практикумы
для
родителей
детей
преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый
ящик вопросов и ответов и др.);
заседания
родительских
клубов
(занятия
для
родителей
и
для
детско-
родительских пар).
Таким образом, одно из преимуществ объединения школы и детского сада –
это обеспечение преемственности между двумя этапами обучения - дошкольным и
начальным общим образованием.
Второй плюс объединения школы и детского сада заключается в том, что
сейчас в школу приходит всё больше детей с проблемами в развитии. Это могут
быть
логопедические,
психологические
и
др.
проблемы.
И
чем
раньше
они
выявляются, тем больше у коллектива образовательного учреждения времени для
того, чтобы их снять.
Третий
позитивный
момент
в
объединении
школы
и
детского
сада
заключается в том, что новый закон - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ» - впервые стал рассматривать дошкольников как уровень
образования,
его
первую
ступень.
Следовательно,
у
вчерашних
воспитателей
детских садов появляется новая функция – не только уход и присмотр, но и
развитие. И именно комплекс «школа - детский сад» позволяет реализовать её
органично, помогая педагогам-дошкольникам разделить с учителями начальных
классов ответственность не только за присмотр и уход, но и за образовательный
результат будущего первоклассника.
Четвертое
преимущество
объединения
школы
и
детского
сада
–
это
обеспечение
условия
для
обмена
опытом
и
заимствования
опыта
между
воспитателями детского сада и школьными учителями. Здесь, как нам кажется, и у
тех и у других есть чему поучиться. Детский сад лучше умеет и имеет больший
опыт в работе с родителями и игровых методиках. Учителя школы обладают более
системными
знаниями
и
научной
методологией,
необходимой
для
успешного
обобщения и закрепления опыта.
Проблема
преемственности
может
быть
успешно
решена
при
тесном
взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.
Ради
детей
можно
найти
время,
силы
и
средства
для
решения
задач
преемственности.
Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что
делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет
лавиной впечатлений…"
В.А. Сухомлинский