Напоминание

Преемственность детского сада и школы


Автор: Абучкаева Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №142
Населённый пункт: Иркутск,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность детского сада и школы
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Что же такое преемственность?
Под

преемственностью

понимается

последовательный

переход

от

одной

ступени

образования

к

другой,

выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм,

методов,

технологий

обучения

и

воспитания.
(Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов) С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(
ФГОС ДО
). Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов(
ФГОС
) начального школьного образования - важный этап преемственностидеятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образованиясущественно способствует обеспечению
преемственности
и п е р с п е к т и в н о с т и п о в ы ш е н и я качества образования в целостной системе
.
Задача
ФГОС
— учить детей самостоятельно учиться. Важнейшая задача образования и е г о о с н о в н о й р е з у л ь т а т - это
преемственность
, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОО и начальной школе
.

Преемственность
, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты. Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования
.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка. Задачи
преемственности
детского сада и школы: - Развитие любознательности - Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи -Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка - Развитие коммуникативных умений Цель: - создание
преемственности
и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образованияс учетом возрастных особенностей
дошкольников и первоклассников
. - создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, по скольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты: 1) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения; 2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации; 3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций; 4) организационно-рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, самовзаимооценки результатов собственной деятельности и товарищей. Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д. В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на з н а н и е педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность. Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути образовательных программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров,
с целью на различные профили и услуги образовательных учреждений. Одной из основных целей интеграции деятельности детского сада и школы — это развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы — формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного — раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Цели и задачи
осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
 создание психолого-педагогических условий, обе спечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);  улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;  углубление интереса к жизни в школе;  оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного

и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
С какими же проблемами мы, педагоги и психологи, сталкиваемся при

обеспечении преемственности детского сада и школы?

1.
Одной из проблем является выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ, определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка (“зону его ближайшего развития”), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое. В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время “работает” против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к не успешности в последующем обучении. Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2.
Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в “элитную” школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в “школьной” логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов. Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление,
снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
3.
Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. Работа по преемственности дает возможность совместно с педагогом- психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приемов в работе, характерных данному возрастному периоду.
4.
Решение проблемы преемственности часто невозможно и з - з а недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
5.
Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно- воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования. Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.
Механизмом

решения

данной

проблемы

является

последовательное

выполнение следующих этапов:
1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; 2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; 3. проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.; 4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
5. проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи); 6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; 7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям: работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:  экскурсии в школу;  посещение школьного музея, библиотеки;  знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;  участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;  выставки рисунков и поделок;  встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);  совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;  участие в театрализованной деятельности;  посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы). 2. Взаимодействие педагогов:  совместные педагогические советы (ДОУ и школа);  семинары, мастер- классы;  круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;  психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;  проведение диагностики по определению готовности детей к школе;  взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;  открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;  педагогические и психологические наблюдения. 3. Сотрудничество с родителями:  совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;  круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;  родительские конференции, вечера вопросов и ответов;  консультации с педагогами ДОУ и школы;
 встречи родителей с будущими учителями;  дни открытых дверей; творческие мастерские;  анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;  образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;  семейные вечера, тематические досуги;  визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);  заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско- родительских пар). Таким образом, одно из преимуществ объединения школы и детского сада – это обеспечение преемственности между двумя этапами обучения - дошкольным и начальным общим образованием. Второй плюс объединения школы и детского сада заключается в том, что сейчас в школу приходит всё больше детей с проблемами в развитии. Это могут быть логопедические, психологические и др. проблемы. И чем раньше они выявляются, тем больше у коллектива образовательного учреждения времени для того, чтобы их снять. Третий позитивный момент в объединении школы и детского сада заключается в том, что новый закон - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - впервые стал рассматривать дошкольников как уровень образования, его первую ступень. Следовательно, у вчерашних воспитателей детских садов появляется новая функция – не только уход и присмотр, но и развитие. И именно комплекс «школа - детский сад» позволяет реализовать её органично, помогая педагогам-дошкольникам разделить с учителями начальных классов ответственность не только за присмотр и уход, но и за образовательный результат будущего первоклассника. Четвертое преимущество объединения школы и детского сада – это обеспечение условия для обмена опытом и заимствования опыта между воспитателями детского сада и школьными учителями. Здесь, как нам кажется, и у тех и у других есть чему поучиться. Детский сад лучше умеет и имеет больший опыт в работе с родителями и игровых методиках. Учителя школы обладают более системными знаниями и научной методологией, необходимой для успешного обобщения и закрепления опыта. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" В.А. Сухомлинский


В раздел образования