Автор: Дашковская Марина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ №19 Населённый пункт: г.Камышин, Волгоградская область Наименование материала: методическая разработка урока русского языка "Начальная школа 21 века", 3 класс. Тема: "Изменение имен существительных по падежам" Раздел: начальное образование
1.Орг. момент
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём классный час, не будем зря время терять.
2. Сообщение темы и цели классного часа
Задание «Рукавичка». Работа в паре.
-Ребята, посмотрите за окном осень. Погода преподносит сюрпризы - холодает.
-Чтобы нам сегодня было комфортно, я предлагаю вот такие рукавички, вырезанные из
бумаги.
-Работая в паре, вы должны украсить их так, чтобы они были одинаковыми.
- Вспомните правила работы в паре. Сначала договоритесь, какой узор будете рисовать,
какими цветами, а потом приступайте к работе.
-По окончании работы каждая пара поднимает рукавички вверх, показывая свою работу.
Изготовленные рукавички демонстрируются всем ученикам. Показать одну пару, где
рукавички получились одинаковые, и одну - где разные.
-Рассмотрите работы других пар. Что вы заметили?
-Чьи рукавички отличились?
- Почему у одних ребят рукавички получились разные, а у других – одинаковые?
- Нужно учиться общаться и договариваться друг с другом.
-Значит уважительно относиться к мнению других людей.
Тема нашего кл.часа «Уважение».(слайд 1)
На доске появляется тема классного часа «Уважение».
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети
высказывают свои предположения.)
-Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в город «Уважения».
Где мы должны: (слайд 2)
понять и узнать, что такое уважение
научиться доброжелательно и уважительно относиться друг к другу
узнать из чего складывается «уважение» и назвать правила уважения
На доске карта города
-Всего через несколько минут мы с вами отправимся по дороге к уважению. На этой дороге
нам придётся идти по нескольким улицам и переулкам. Дойдя до главной площади нашего
города, мы должны назвать правила уважения .
-Итак, в путь.
-Перед нами волшебные ворота, которые нужно открыть «Волшебные ворота» (слайд 3)
3. Основной этап
1. «Волшебные ворота».
Работа над понятием «уважение» - «Корзина идей». Групповая работа.
-Сейчас я предлагаю, обсудит в группах вопрос: «Что такое уважение?» (слайд 4)
(Уважать – относится с уважением к чему-нибудь, принимать во внимание и соблюдать
чьи-нибудь интересы. Уважение – это готовность в любое время оказать помощь и
поддержку.)
И выбрать из предложенных слов по 2-3 слова, которые, по мнению группы, подходят к
слову «уважение».
1
группа: принятие, доброта, обида, грубость;
2
группа: внимание, почёт, восхищение , плохие поступки;
3
группа: признание, помощь , злость, равнодушие.
( Даны слова:
внимание, понимание, уважительность , обида, признание доброта,
помощь, забота, злость, принятие, дружба, доверие, почитание, терпимость,
взаимоуважение сотрудничество, хорошие поступки, плохие поступки, почитание )
После небольшого размышления представитель от каждой группы высказывает общее
мнение, и прикрепляют на доску слова.
- В толковом словаре дается такое определение (слайд 5)
«Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то
достоинств»
С.И. Ожегов (внимание, ,
взаимоуважение,
- Предлагаю изучить понятие УВАЖЕНИЕ. Каждая группа должна будет обсудить
доставшийся ей вопрос и выбрать одного отвечающего из числа своих членов. Раздаются
вопросы. Делаются необходимые пояснения.
Вопросы для групп :
1 группа
К кому мы должны проявлять уважение?
(Мы должны уважать : взрослых-родителей,пожилых людей,ветеранов,
педагогов,учителей,директора; сверстников-одноклассников,друзей,девочек;себя)
2 группа
Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали?
(Умных, красивых, добрых; людей, которые много знают и умеют, с которыми
интересно; людей, которые соблюдают правила поведения)
3 группа
Может ли человек уважать себя? В каких случаях?
(Себя уважать - это значит вести себя так, чтобы с тебя брали пример все остальные,
чтобы твое поведение вызывало уважение и восхищение, а не осуждение. А для этого
надо хорошо знать правила поведения и их выполнять всегда.)
Вывод: Каждый человек непременно чем – нибудь интересен, уникален и поэтому
заслуживает уважения. Если любить и уважать себя, тогда и другие будут
относиться к тебе с любовью и уважением, и тебе захочется стать лучше и добрее.
Физминутка
Очень я себя люблю, (дети обнимают себя)
Очень уважаю.
Потому что я расту! (поднимают руки вверх)
Ночью сплю, (приседают, руки под щеку)
А днем играю, (прыгают на месте)
Плаваю и загораю, (изображают движения пловца)
Бегаю и кушаю… (бегают на месте)
Маму с папой слушаю! (наклоняются вперед)
ВСЕ!
- Посмотрите, ворота в наш город открылись .(слайд 6)
-Мы двигаемся дальше по дороге к «Уважению» и попадаем на улицу …
-Название улицы вы должны отгадать сами.
-Посмотрите на экран. Обратите внимание на выражение лиц этих людей. Что вы
заметили?(Люди счастливые ,они улыбаются)
-Дайте название этой улице. «Улица Улыбок» (на карте появляется название, автобус
передвигается)
2. «Улица Улыбок»
- Какие чувства и эмоции испытывает человек, которого уважают? (радость)
-Какое выражение лица? (Веселые открытые глаза, улыбка на лице)
-Обсудите в группе и выберите и тот смайлик, который показывает нам эмоцию -радость.
Покажите.(дети выбирают смайлик)
-Верно. Эту эмоцию можно обозначить таким смайликом. (Прикрепили картинку
смайлика на доске)
-У вас на столах лежат смайлики, дорисуйте в своем смайлике улыбку и подарите тому
человеку в группе, которого вы уважаете.
---
- Почему нам приятно общаться с людьми, которые нам улыбаются?
-Какой вывод можно сделать, побывав «Улице улыбок»?
(Улыбка делает нас добрее, украшает нас, помогает нам в отношениях с людьми. На
душе радостно, приятно, уверенно чувствуешь себя.)
Вывод:
Нам всем хочется, чтобы к нам относились уважительно, но для этого надо
и самим понимать людей, чувствовать их настроение. Приветствие, выраженное улыбкой
или просто добрым взглядом – есть проявление уважения к окружающим.
-Какие слова должен говорить человек, чтобы его уважали?(вежливые слова)
-Назовите следующую улицу.
-Мы двигаемся дальше по дороге к «Уважению» и попадаем на улицу …
3.«Улица Вежливых слов» (на карте появляется название, автобус передвигается)
-В конце нашей улицы вы должны будете сказать: Почему в городе «Уважение» есть улица
с таким названием?
-Что такое вежливые слова?
Вежливые слова – это обычные, добрые, простые слова, а вежливыми они стали
потому, что без них просто жить на свете нельзя.
-Думаю, вы знаете много вежливых слов. Мы сейчас проверим.
Я предлагаю игру «Кто больше знает вежливых слов»
-Правила игры следующие: передавая игрушку из рук в руки нужно назвать вежливое
слово, постарайтесь не повторять слова.
Ответьте на вопрос, который стоял в начале этой улицы:
-Почему в городе «Уважение» есть улица с таким названием? (мы должны употреблять в
своей речи больше вежливых слов, если хотим чтобы нас уважали)
Вывод: Нам всем хочется, чтобы к нам относились уважительно, но для этого нужно
обращаться по имени, употреблять в речи вежливые слова, быть культурным человеком.
Приветствие, выраженное вежливыми словами, есть проявление уважения к окружающим.
-Мы двигаемся дальше по дороге к «Уважению» и попадаем на улицу «Уважительных
поступков»
4.«Улица Уважительных поступков»
–Ребята повернитесь к экрану.
- Сейчас мы посмотрим внимательно эпизод из киножурнала «Ералаш» - «Лужа».
Фронтальная работа.
-Кто был героями данного эпизода?
- Как взрослые люди относились к мальчику? ( с заботой, уважением)
- Что сделал мальчик? Скажите, правильно ли он поступил? (нет, он совершил плохой
поступок)
- А как бы вы поступили в данной ситуации? Можно ли уважать мальчика за его
поведение?
-Какой вывод можно сделать, побывав на улице « Уважительных поступков »?
Вывод: Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, нужно стараться никого не обижать, а
помогать людям, совершать только хорошие поступки, соблюдать правила этикета и
культуру поведения.
-Мы вышли на главную площадь «Площадь Уважения».(
-Вспомните в начале классного часа, что мы должны с вами назвать, дойдя до этой
площади? (Дойдя до главной площади нашего города, мы должны назвать правила
уважения.)
5. «Площадь Уважения»
Групповая работа.
- Я предлагаю командам выбрать из предложенных карточек те, которые могли бы войти
в правила УВАЖЕНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ
ПОКАЗЫВАТЬ ЗНАКИ ВНИМАНИЯ
ЗАМЕЧАТЬ ДОСТОИНСТВА ДРУГИХ
ЗАМЕЧАТЬ НЕДОСТАТКИ ДРУГИХ
ТЕРПИМОСТЬ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ
ЗАЗНАВАТЬСЯ
УВАЖАЙ ЧУЖОЕ ДЕЛО
ГРУБИ СТАРШИМ
3 правило: НЕ ПРИЧИНЯЙ ВРЕД ОКРУЖАЮЩИМ
2 правило: ГОВОРИ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
1 правило: УЛЫБАЙСЯ
1 группа
2 группа
3 группа
П О К А З Ы ВАТ Ь
З Н А К И
ВНИМАНИЯ
ЗАМЕЧАТЬ
ДОСТОИНСТВА ДРУГИХ
ТЕРПИМОСТЬ
К
ЧУЖИМ
МНЕНИЯМ
ЗАМЕЧАТЬ
НЕДОСТАТКИ
ДРУГИХ
ЗАЗНАВАТЬСЯ
УНИЖАЙ ДРУГИХ
УВАЖАЙ ЧУЖОЕ ДЕЛО
Н Е
П Р И Ч И Н Я Й
В Р Е Д
ОКРУЖАЮЩИМ
ПОМОГАТЬ ДРУГИМ
УЛЫБАЙСЯ
С О БЛ ЮД А Й
ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ
Г О В О Р И
В Е Ж Л И В Ы Е
СЛОВА
Один человек из группы прикрепляет выбранные правила и вывешивает на доску.
-Согласны ли вы с мнением этой группы? Если да покажите символом (знаком).
4. Подведение итогов
-Мы заканчиваем своё путешествие по городу «Уважение».
-Был о ли это путешествие полезным для каждого из вас? Чем?
-Какие выводы для себя сделали?
Учитель подводит итог, обращая внимание на слайд:
Уважая других – ты себя уважаешь,
Унижая других – ты себя унижаешь,
Помогая другим – ты себе помогаешь,
Защищая других – ты себя защищаешь!
И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
И совсем по-другому себя ощущаешь!
5. Рефлексия
На столе лежат ладошки. Это символ взаимного уважения, так как люди пожимают при
встрече руки, открытая рука знак доброго отношения к человеку. Эта ладошка напоминает
о том, что нужно стремиться быть достойным уважения окружающих.
- Ребята, я предлагаю вам ответить на вопрос «Достоин ли я уважения?» и написать слово
«да» или «нет» на ладошке. А затем приклеить свою “ладошку” к ватману.