Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании школьников
Автор: Шеховцова Ирина Юрьевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: ГБОУ гимназия №166 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании школьников Раздел: начальное образование
«Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании школьников»
Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и
человечеству.
Н. Г. Чернышевский
Семья – это маленькая Родина. А любовь к Родине начинается с любви к
отцу, маме, бабушке, деду, сестре. Брату и другим близким людям. Вырастая,
ребёнок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности
заложенные в семье, формируют у него Гражданско-патриотические чувства.
Воспитание – это подготовка
младшего поколения к жизни в
обществе. В процессе воспитания
подрастающее поколение должно
усвоить то, что уже накоплено
обществом, т.е. усвоить знания на
достигнутом уровне их развития,
овладеть определенными трудовыми
умениями, усвоить нормы и опыт
поведения в обществе и выработать
определённую систему взглядов на
жизнь. Это процесс передачи
старшими поколениями
общественно-исторического опыта
новым поколениям с целью подготовки их к жизни
и труду, необходимому для обеспечения
дальнейшего развития общества.
Семья является ячейкой общества, в семье
происходит социализация подрастающего
поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни
страны.
Воздействие семьи на
воспитание патриотизма
усиливается тем, что история
страны отражается и в истории
семьи, рода, в судьбе близких
людей. Ребенку об этом
рассказывают, показывают
семейные реликвии (ордена,
медали, заметки из газет,
фотографии, письма, стихи,
рассказы, книги и т. д.), идут
вместе с ним на могилы воинов,
павших, защищая нашу землю от врагов,
кладут цветы. Все это входит в сознание
ребенка как образ Родины.
В помощь семье при воспитании
гражданина приходит школа. Именно
здесь начинаются первые шаги в познание
и участие ребёнка в общественной жизни
страны.
Из опыта работы классных
руководителей:
Создание классного журнала
«Гнездо»,
Проектные работы: «Моя малая Родина», «Сыны Отечества»,
«Родословная моей семьи», «Создание герба семьи», «История
России в историях наших семей»
1.
Уроки Мужества
2.
Классные часы
3.
Экскурсии в музеи
4.
Анкетирование
5.
Благотворительные акции «Вам,
защитники Отечества»
6.
Часы Общения
7.
Творческие конкурсы
8.
Родительские собрания
С первого класса на уроках и
мероприятиях по гражданско-правовому
воспитанию необходимо формировать у
обучающихся первоначальные
представления о родном селе, городе,
крае, о России, знакомиться с понятиями
«гражданин», «государство», «законы»,
«права и обязанности», «декларация
прав ребёнка», «государственные
символы: герб, флаг, гимн,
Конституция».
На таких мероприятиях дети должны
почувствовать, что они являются
частью
народа огромной страны, что они
граждане России, россияне. Начиная
знакомство детей с малой родиной,
необходимо подводить их к
пониманию, что город – часть
большой страны, а они, дети – жители
России, граждане страны, у которых
есть права и обязанности.
Вот что пишут дети описывая
родословную своей семьи:
(см. иллюстрации)
Учитывая влияние семейной среды, мы налаживаем взаимодействие с
семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей,
привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.
Подводя итог рассмотрения вопроса, можно сказать, что патриотизм – важное
моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране
в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих
близких.