Конспект образовательной ситуации по лепке "Дымковская утка" (Лепка из глины)
Автор: Митрова Алина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №44 "Веселые нотки" Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: Конспект Тема: Конспект образовательной ситуации по лепке "Дымковская утка" (Лепка из глины) Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной ситуации по лепке (старшая группа)
«Дымковская утка» (Лепка из глины)
Задачи:
Формировать навыки сенсорного обследования предметов
Продолжать
знакомить
детей
с
изделиями
народных
промыслов,
закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к
изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских.
Учить
видеть
выразительность
формы
игрушки,
лепить
уточку
с
натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая
формы,
пропорции
и
детали.
Учить
равномерно
и
красиво
устанавливать фигурку на подставке.
Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать
крылья и голову налепами, шариками, лепешками.
Материал: демонстрационный- дымковские глиняные игрушки (свистульки:
уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах); раздаточный-
дымковская глиняная игрушка уточка глина, мисочки с водой, тряпочки,
стеки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Этап
обследования
Деятельность
экспериментатора
Деятельность детей
Создание
мотивации
Воспитатель
рассказывает
д е т я м
о
д ы м к о в с к о й
игрушке:
«Эта
игрушка
з а р о д и л а с ь
в
д а в н и е
времена
в
селе
Дымково
н е п од а л е ку
от
г о р о д а
К и р о в а .
З и м о й
д о м а
мастеров-умельцев
были
полны
глины,
мешками
с
м е л о м ,
я щ и к а м и
с
красками,
коробками
с
я й ц а м и ,
к р ы н к а м и
с
молоком. Это почти все, что
н у ж н о
д л я
с о з д а н и я
глиняных игрушек. Мастера
умели
превращать
кусок
глины в уточку или петуха».
Слушают
Целостное
(Демонстрирует
игрушку)
Смотрят на игрушку.
восприятие
—
Р е б я т а ,
д а в а й т е
внимательно
рассмотрим
с
вами дымковскую глиняную
игрушку-свистульку. Правда
же
—
они
удивительные
Кто это?
Отвечают на вопрос
Анализ:
Определение
типовой формы,
б л и з к о й
к
геометрической
фигуре.
Определение
основной
части
и ее формы.
Определение
дополнительных
ч а с т е й ,
и х
ф о р м ы
и
расположения.
— Посмотрите внимательно
на эту уточку.
— Форма
нашей
уточки
похожа
на
большой
не
ровный
овал».
Обводит
карандашом по всей форме
игрушки.
— Уточка имеет несколько
частей – основная часть у
нее – туловище, похожее на
овальную форму. Проведите
пальчиком
по
туловищу.
( П о к а з ы в а е т
и
сопровождает словами)
— Ведем
пальчик
слева
направо,
снизу
вверх
и
снова спускаемся вниз.
— Дополнительные части -
голова,
круглой
формы
с
м а л е н ь к и м
к л ю в и ко м ,
расположена на
туловище
с п е р е д и .
О б в е д и т е
п а л ь ч и к о м
г о л о в у
(показывает и сопровождает
словами)
— Ведем
пальчик
слева
направо,
снизу
вверх
и
снова
опускаемся
вниз
до
животика.
У
уточки
есть
х во с т.
О н
ш и р о к и й
у
туловища и узкий на конце.
Хвост
расположен
сзади.
Обведите
пальчиком
хвост
(показывает и сопровождает
словами
«Ведем
пальчик
снизу вверх, слева направо).
— Какие
еще
части
не
назвали?
У
уточки
есть
к р ы л ы ш к и .
О н и
Рассматривают уточку.
Берут
игрушку,
определяют
основную
часть,
проводят
п а л ь ц е м
п о
к о н т у р у
туловища
слева
направо,
снизу вверх.
Определяют
дополнительные
ч а с т и ,
проводят по контуру головы
слева направо, снизу вверх.
Проводят по контуру хвоста
слева направо, снизу вверх.
Проводят
пальчиком
по
крылышкам.
Определение
в е л и ч и н ы
и
пропорций
частей
Определение
цвета
п о л у к р у г л о й
ф о р м ы ,
расположены
по
бокам
у
у т о ч к и
н а
т е л ь ц е .
Проведите
пальчиком
по
контуру крыльев (проводит
п о
ко н т у р у
к р ы л ь е в ,
с о п р о в о ж д а я
п о к а з
словами) — Веду пальчиком
слева направо снизу вверх.
Туловище
крупнее
головы,
голова
в
3
раза
меньше
туловища, хвост в два раза
д л и н н е е
т у л о в и щ а ,
к р ы л ы ш к и
з а н и м а ю т
половину туловища.
Посмотрите на уточку, она
желтого
цвета,
а
глазки
черные
( с о п р о в ож д а е т
указывающим жестом).
Смотрят
за
действиями
экспериментатора.
Сравнивают части предмета.
Рассматривают
и
называют
цвета.
Повторное
целостное
восприятие
— Посмотрите
еще
раз
в н и мат е л ь н о
н а
н а ш у
желтую
уточку.
Обведите
пальчиком
по
ко н ту р у
уточки целиком (показывает
и сопровождает словами).
— Веду пальчик от нижней
части хвоста вверх, обвожу
по спинке, опускаю пальчик
вниз,
провожу
по
головке,
по
клювику,
снова
вниз,
провожу
по
животику
и
спускаю
пальчик
вниз
и
обвожу
хвостик
с
нижней
части.
Мы
будем
лепить
уточку
из
глины,
а
когда
глина
высохнет,
раскрасим
ее.
Самая
большая
часть
нашей
уточки
–
это
будет
тело, головка у нее меньше,
ем
тело,
а
к р ы л ы ш к и
расположены будут с двух
сторон
по
бокам
тельца
и
занимать
примерно
его
половину. Глазки у уточки
будут черные.
Дети
повторяют
действия,
обводят
по
контуру
уточку
целиком.
Процесс лепки
— Сначала
сделаем
все
необходимые
заготовки.
Для тела – самую большую,
овальной формы (скатывает
заготовку овальной формы).
— Для
головы
скатаем
шарик, аз которого вытянем
маленький плоский клювик
округлой формы (скатывает
шарик для головы)
—
Х в о с т и к
б у д е м
вытягивать
из
овальной
детали – тела
(вытягивает хвостик).
— Для крылышек скатаем
шарик,
расплющим
его
в
диск,
заровняем
к р а я ,
с т е ко й
р а з р е ж е м
е г о
п о п о л а м .
Т а к
у
н а с
получится 2 крылышка
( с к а т ы в а е т
ш а р и к ,
р а с п л ю щ и в а е т
е г о
и
разрезает стекой пополам).
— Теперь
нам
нужно
присоединить
голову
и
крылья
к тельцу уточки.
Мы
приставим
голову
к
телу,
место
соединения
д о л ж н о
п о л у ч и т ь с я
прочным. Для этого смочим
его
водой
и
з а гл а д и м .
Крылышки
приставим
к
бокам
тела
и
прижмем
(прикрепляет
голову
и
крылышки к телу).
Дети
повторяют
вслед
за
экспериментатором.
Заканчивают поделку.
Анализ
детских
работ
(Экспериментатор вместе с
д е т ь м и
р а с с м а т р и в а е т
поделки,
задает
вопросы)
— Посмотрите,
у
всех
п о л у ч и л а с ь
у т о ч к а
с
о в а л ь н ы м
т е л ь ц е м ,
полукруглыми крылышками
п о
б о к а м ,
м а л е н ь к и м
клювиком,
с
хвостиком,
Д е т и
р а с с м а т р и в а ю т
п ол у ч и в ш и е с я
р а б о т ы ,
о т м е ч а ю т
у д а ч н ы е
и
о т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы
экспериментатора, сравнивая
поделку с натурой.
который
длиннее
тела.
У
кого все так и получилось,
з н а ч и т ,
в ы
о ч е н ь
внимательно
рассмотрели
уточку,
точно определили
ч а с т и
и
и х
ф о р м у ,
расположение всех частей и
их величину и точно обвели
пальчиком
по
ко н ту р у
уточки.