Автор: Косарева Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа № 534 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект Тема: Решение задач на разностное сравнение Раздел: начальное образование
«Решение задач на разностное сравнение».
Учитель начальных классов ГБОУ Школы № 534 ЮАО г. Москвы Косарева
Татьяна Николаевна.
Цель: сформировать способность к решению простых задач на разностное сравнение
чисел в прямой и косвенной форме, записи их решения, составлению соответствующих
графических схем и, наоборот, составлению задач по схемам;
тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности, закрепление состава
чисел в пределах 9 и отработка вычислительных навыков.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для устного счёта, карточки с заданиями,
письмо.
План проведения урока
1.
Организационный момент.
- Давайте ребята поприветствуем друг друга улыбкой, а я желаю вам
на уроке не скучать,
думать, спорить, не молчать,
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа!
- Ребята, вспомните, чему вы научились на прошлых урока?
- Когда утром я пришла в школу, охранник школы передал мне письмо для нашего класса.
Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Я знаю, вы многому научились на уроках математики. Но впереди у вас
еще много интересного. Сегодня вы разгадаете еще одну тайну математики. Поможет вам
ваша дружная работа. Желаю удачи! Фея.»
- Наверное, это письмо Фея отправила потому, что вы хорошо работали на прошлых
уроках. А сегодня нам надо особенно постараться. Вы готовы?
2. Устный счёт
- Я задумала число, К нему прибавила8 и получила 9. Какое число я задумала?
-К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма?
-Уменьшите 5 на 1.
-Первое слагаемое 3, второе – 4. Чему равна сумма?
-Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равна разность?
-На сколько 6 больше 4?
-Найдите сумму 2 и 3
-На сколько 1 меньше 7?
3. Актуализация знаний учащихся.
- Поставьте ответы в порядке возрастания.
(беру числа 3, 4, 7)
- Составьте все возможные равенства с этими числами.
(проверка в парах)
- Какие равенства получились? (на доске образец и детские варианты)
- Назовите в этих равенствах части и целое.
- Как найти часть? Целое?
4
. Создание проблемной ситуации.
1. На доске 3 схемы ( 1 – на нахождение части , 2 – на нахождение меньшего числа по
известному большему и разницы(, 3 – на н нахождение
большего числа по известному
меньшему и разницы. С одинаковыми числовыми данными. ). Схемы появляются на доске
по одной.
- Что общего у этих схем? (числа)
- Какое равенство соответствует схемам?(7-3=4)
На доске остается одна схема на разностное сравнение. Числа заменяются буквами М, Б, Р
(меньшее число, большее число и разность)
- Что обозначают эти буквы?
- У вас на столе лежат карточки с такой же схемой.
- Подпишите на схеме буквы М, Б, Р.
- Составьте из букв все возможные равенства.
( на доску вывешиваю разные варианты равенств, составленных детьми)
- Почему получились разные варианты?
- Что может быть неизвестно в задачах на сравнение?
- Что мы уже научились находить на прошлом уроке?
- Как найти большее число? Меньшее? Разность?
5.Постановка темы цели урока.
- А если вопрос стоив в схеме здесь (над меньшим), то чем мы будем заниматься сегодня?
- Какое число будем находить?
- Че мы можем воспользоваться, что бы составить правило?
- Есть ли среди ваших буквенных равенств, то которое нам поможет сформулировать
правило нахождения меньшего числа по известному большему и разности?
- Кто озвучит правило?
- Откройте учебник и проверьте.
Физминутка.
6. Пробное действие.
- Послушайте задачу: На первой полке стояло 9 книг, а на второй на 3 книги меньше.
Сколько книг было на второй полке?
- Что обозначает число 9? 3? Что нужно узнать?
- Как новое правило поможет нам решить задачу?
- Составьте выражение.
(меняю условие задачи на косвенную форму, текст на доске)
- Что изменилось в задаче?
-Кто помнит, как называются такие задачи?
- Какое слово помощник используется в условии задачи?
- Нужно ли на схеме что – то изменить к новому условию задачи?
- Изменится ли решение?
7. Самостоятельная работа.
Детям предлагается задание на решение задач на разностное сравнение в прямой и
косвенной форме. Можно по вариантам с последующей проверкой в парах.
Физминутка.
8. Рефлексия.
- В каком задании возникло затруднение?
-Почему оно возникло?
-Что помогло выйти из затруднения?
-Как найти меньшее число по известному большему и разности?
9. Повторение. Работа в группах.
Дети должны решить выражения, сопоставить ответы с буквами и расшифровать слово
ЧУДЕСА.
10. Итог урока.
- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. А наша дружная работа помогла нам
преодолеть все прудности.
Очень жаль, что путь недолог,
И заканчивать пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра.