Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Автор: Исламова Ландыш Халиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с №7 "Золотой ключик" Населённый пункт: г.Альметьевск, РТ Наименование материала: Проект Тема: Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру. Раздел: дошкольное образование
Актуальность проекта:
* Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального
развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для
развития его познавательной и личностной сферы,
необходимость для успешного освоения школьной программы
и социальной адаптации в детском коллективе;
*Успешность познавательного развития определяется уровнем
развития сенсорных процессов;
*Дидактические игры способствуют умственному,
эстетическому и нравственному воспитанию детей;
*Дидактические игры – выполняют функцию – контроль за
состоянием сенсорного развития детей;
*Усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему
образования и воспитания в детском саду.
Цель проекта:
Обеспечить накопление представ-
лений у детей второй
группы раннего возраста о
форме, цвете, величине предметов,
их
свойствах,
которые
составляют
фундамент
общего
умственного
развития ребенка и
являются
условием
успешного
овладения
любой
практической
деятельности.
Задачи проекта:
Основная задача- обеспечить накопление представлений о цвете
(основные цвета спектра), форме (4 фигуры- круг, квадрат, прямоуголь-
ник, треугольник) , величине (большой, маленький) предметов.
Обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных
видах деятельности, движения рук по предмету в процессе
ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами
с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства
предметов.
Пополнение развивающей среды группы;
Познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны», с
дидактическими играми и упражнениями , направленными на
формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки;
Создание условий для укрепления сотрудничества между детским
садом и семьёй и развития творческих способностей детей и родителей.
*Вид проекта:
по количеству участников: групповой
по продолжительности: долгосрочный,
по содержанию: познавательно- исследовательский
*Участники проекта : воспитатель, дети второй
группы раннего возраста , родители.
*Место проведения: МБДОУ «Центр развития
ребенка - детский сад № 7 «Золотой ключик» г.
Альметьевска
*Сроки реализации: 8 месяцев, сентябрь 2015-
апрель 2016
*Форма представления: презентация
Участники проекта
Дети в
возрасте
от 2 до 3
лет
Дети в
возрасте
от 2 до 3
лет
Родители
Родители
Педагоги
Педагоги
Предполагаемые итоги реализации проекта
Овладение детьми сенсорными эталонами (знание
цвета,
формы,
величины).
Овладение
детьми
способами
действия с предметами и орудийными действиями.
Создание дидактических игр и пособий по сенсорному
развитию детей.
Совместная
работа
родителей
и
педагогов
по
воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.
Расширение знаний , касающихся игр, упражнений и
других видов взаимодействия с детьми.
Обогащение игрового опыта детей.
Развитие познавательных интересов через игру у детей
будет
способствовать
тому,
что
дети
станут
более
уверенными
,
у
детей
повысятся
коммуникативные
навыки.
Пополнение предметно- развивающей среды группы.
Практическая значимость проекта:
.
Подобрана методическая литература.
Систематизирована
работа
по
сенсорному
развитию
малышей.
Создана
картотека
дидактических
игр
и
пособий
по
сенсорному развитию детей.
Предметно-
развивающая
среды
группы
пополнена
дидактическими
играми
и
пособиями
по
сенсорному
развитию.
Повысилась компетентность педагогов и родителей по
данной теме.
Установилось тесное сотрудничество между участниками
проекта.
Этапы и сроки реализации проекта
I э
тап : организационный(подготовительный)
-
Изучение и анализ психолого-педагогической и
методической литературы.
-Диагностика уровня сформированности
представлений о сенсорных эталонах у детей.
II этап. Практическая работа с детьми и
родителями по плану реализации проекта
(основной)
III этап : заключительный
(обобщающий).Итоговое мероприятие: Защита
проекта
Сентябрь
октябрь
2015-
Май 2016
май,2016
I этап: Подготовительный
•
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта,
прогнозирование результата.
•
Анализ и подбор методической литературы, материалов,
дидактических игр;
•
Диагностирование детей;
•
Доведение до сведения родителей важность проблемы формирования
сенсорных способностей у малышей;
•
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств,
необходимых для реализации проекта, определение содержания
деятельности всех участников проекта;
•
Создание сенсомоторной зоны: приобретение и изготовление
дидактических игр и пособий по сенсорному развитию ;
•
Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному развитию;
•
Создание презентации: «Роль сенсорного развития в жизни малыша».
II. Основной этап реализации проекта
Работа с родителями:
•
Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному развитию »;
•
Консультации и беседы о роли развивающих игр для малышей;
•
Наглядная информация: стенды, папки-передвижки;
•
Привлечение к изготовлению и приобретению игр и пособий для
сенсорного развития детей;
•
Презентация предметно-развивающей среды на родительском
собрании;
•
Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка»;
•
Организация выставки дидактических игр и пособий по предметно-
игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине,
но и сделать своими руками, например, подбери по цвету, собери
«веселые бусинки», трек для шариков, шнуровка, и др.
Работа с родителями.
Работа с детьми:
•
Непосредственная образовательная деятельность;
•
Совместные игры с песком и водой во время прогулки, в группе
используя специальный дидактический стол;
•
Совместные игры с малышами: для зрительного восприятия (свет,
форма, величина), например: «день – ночь»; «Найди такой же…»;
«Солнечный зайчик» и т.д.
•
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками,
разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками;
геометрическими вкладышами и т.д.
•
Мозаика: настольная и напольная; пазлы; шнуровками; прищепками;
•
Настольно-печатными дидактическими и развивающими играми и
другими играми.
•
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика,
речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
•
Для развития моторики: пальчиковые и подвижные игры;
•
Самостоятельные игры малышей;
•
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций,
предметных и сюжетных картинок.
Работа с детьми
III. Заключительный этап
•
Диагностирование детей;
•
Презентация предметно-развивающей среды группы по
сенсомоторному развитию;
•
Конкурс среди родителей «Развивающая игрушка».
•
Выставка игр и пособий по сенсорному развитию малышей;
•
Показ презентации и фотографий, защита проекта.
Обобщение опыта
Выступление на итоговом педсовете ДОУ;
Показ ОД «Как мы колобка искали» на городской
неделе «Специалист»
Публикации на сайтах
Информационные ресурсы:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук- Ярославль :
Академия развития, 1997;
Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991;
Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста –
М.:Просвещение, 1995;
Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве - М.:
Просвещение, 1996;
Запорожец А.В.Формирование восприятия у дошкольников –М.:
Просвещение, 1990;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001;
Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста –
М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие
восприятия и цвета, формы, величины у детей раннего
возраста.- М.: Просвещение, 1996;
Поддъякова Н.Н. Сенсорное восприятие в детском саду –