Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
Автор: Щеглова Наталья Александровна Должность: руководитель структурного подразделения Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Населённый пункт: Самарская область Сызранский район п.г.т. Балашейка Наименование материала: Статья Тема: Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО. Раздел: дошкольное образование
руководитель структурного подразделения
«Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Современные подходы к организации развивающей предметно-
пространственной среды в дошкольной образовательной организации в
условиях ФГОС ДО.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в нашем дошкольном
учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с
введением ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе
требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены
образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и
самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать
род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов,
быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая
предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую,
познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть
организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из
основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний
и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент
начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со
взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении предметно-развивающая
среда многогранно влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему
развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая
содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселовой).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил
рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.
В связи с переходом на федеральный государственный образовательный
стандарт педагогический коллектив разработал и реализовал проект работы по
организации и совершенствованию предметно-пространственной среды в период
введения ФГОС ДО.
Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-
пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию
детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по
требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.
Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и
предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие
дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом
требований ФГОС ДО;
2.
Организовать развивающую среду, способствующей эмоциональному
благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.
Создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной,
творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных
особенностей воспитанников;
4.
Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
развивающей предметно-пространственной среды;
5.
Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной
деятельности в интерьере.
Для выполнения данных задач мы провели анкетирование педагогов и родителей
с целью изучения их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса
четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и
содержание деятельности по созданию предметно пространственной среды. В
результате проведенного анализа у воспитателей было выявлено ряд проблем:
- у воспитателей возникали трудности в создании и организации предметно-
пространственной среды в соответствии с современными требованиями; в
оснащении центров необходимым материалом.
Поэтому совместно было решено создать творческую группу, в которую вошли
воспитатели нашего учреждения. На 2013-2014 учебный год творческой группой
был разработан рабочий план методической работы по реализации проекта создания
развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с
требованиями ФГОС ДО; проведено заседание педсовета, где были определены
цели и задач проекта.
Мы начали свою деятельность с изучения нормативных документов,
регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых
материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для
детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна. Провели
анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными
требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Концепцией
дошкольного воспитания (В.В. Давыдова, В.А. Петровского, 1989 г.)
,
Концепцией
построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровского, Л.М.
Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г) и другими.
Члены творческой группы провели изучение особенностей групповых помещений,
выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и
составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах; разработали
проект организации группового пространства, отвечающего современным
критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей,
обучающей и социальной деятельности.
В данный период нами были разработаны и проведены тематические
консультации: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового
помещения», «Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы»;
«Организация декоративно-оформительской работы», «Особенности работы
педагогов по организации предметно-пространственной среды в разных возрастных
группах».
Перед нами встала задача подготовить оснащение методического кабинета по
данной теме. В помощь воспитателям были организованы выставки методической
литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей
среды в ДОУ (фотоматериалы, чертежи, публикации из журналов по вопросам
эстетического оформления помещений)
Совместно с творческой группой составили и периодически пополняем:
видеотеку по теме: «Предметно-пространственная среда в ДОУ»,
методическую копилку: рекомендации по организации предметно-
пространственной среды в разных возрастных группах, по зонированию
групповых помещений согласно принципам построения развивающей среды,
фототеку " Мы играем",
составлены картотеки: по центрам активности по всем возрастам, атрибутов
центров.
Был подготовлен и проведен обучающий семинар для педагогов по теме «Принципы
построения предметно-развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС», на
котором педагоги выработали тактику построения предметно - пространственной
среды в своих группах.
В соответствии с рекомендациями по организации предметно-развивающей
среды педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие
оптимально использовать ограниченное пространство группы, кабинетов
специалистов в детском саду. Зонирование помещений было продумано и решено
таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных,
исследовательских и творческих способностей, располагались в разных
функциональных зонах. Большое внимание педагогами нашего детского сада было
уделено обогащению предметно – игровых зон в группах, которые отвечали бы
современным требованиям и способствовали развитию самостоятельной игровой
деятельности детей дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги стараются создать условия, способствующие
позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных
областей «Социально-коммуникативной», «Познавательной», «Речевой»,
«Художественно-эстетической», «Физической».
Все виды деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская
деятельность и др.) в пределах каждой образовательной области должны
реализовываться на основе потенциала развивающей предметно- пространственной
среды ДО.
Педагоги учитывают всё, что может эффективно способствовать всестороннему
развитию наших воспитанников, обеспечивать психическое и эмоциональное
благополучие с учётом склонностей, интересов, уровня активности каждого ребёнка.
Организуют предметную среду в группах, музыкальном зале, раздевальных
комнатах. Также наши педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной
модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей.
Предметно-игровая среда в детском саду отвечает определенным требованиям: это,
прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных
игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети
имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая
друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изобразительной
деятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Воспитатели создают
атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в
детском саду радостным. Ведь если создать в ДО развивающую предметно-
пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую
особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности
ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной
культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда в нашей ДО
выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка,
фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов,
замечательного творческого коллектива единомышленников.
При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду
педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В
соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДО,
материалы и оборудование подбираются такие, которые помогают нам создавать
оптимально насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную,
доступную и безопасную среду, обеспечивать реализацию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов.
В построении предметно-развивающей среды ДО мы опирались на модель
личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение
позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия
воспитанников, включить их в активную познавательную деятельность.
Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе становления
личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных
возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными
видами деятельности. В группах созданы условия, при которых ребенок чувствует
себя психологически защищенным.
Информативность среды была достигнута нами с помощью разнообразия тематики
материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во
взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и
развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных,
индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников,
поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности
ребенка.
Развивающая образовательная среда выполняет воспитывающую, стимулирующую,
коммуникативную функции.
Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные
составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому
ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях
исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,
понимать и оценивать их чувства и поступки.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый
план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной
программы учреждения.
Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремились к тому, чтобы
окружающая детей обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и
эстетичной, ведь красота формирует личность ребенка.
Как «театр начинается с вешалки», так и организация пространства нашего
детского сада начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены
уголки: «Правила дорожного движения должны знать все без исключения!»;
«Информация для родителей»; «Наши достижения»; «Музыкальный калейдоскоп»;
а также проводятся постоянные тематические выставки художественного
творчества наших воспитанников.
Большое внимание мы уделили оформлению уголков в группах и кабинетах,
предлагаемых ребенку демонстрационных пособий, раздаточного материала, игр и
игрушек. Реализация принципа педагогической целесообразности помогла сделать
наш детский сад привлекательным для детей, побуждает их к самостоятельной
активной творческой деятельности, вызывает у них чувство радости, создает
положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание поддерживать
порядок в уголках и воспитывает бережное отношение к тому, что их окружает.
Современные возможности позволяют придерживаться в оформлении учреждения
единого стиля. Приобретая мебель и игровое оборудование, стремимся к тому, чтобы
они гармонировали друг с другом, отдаем предпочтение теплым, пастельным тонам.
Предметно-развивающая среда групп создана с учетом доступности, открытости
каждому воспитаннику. Предметно-развивающая среда организуем так, чтобы детям
был обеспечен выбор и доступность различных предметов, материалов, игр в
самостоятельной деятельности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно
заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам
развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам:
конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,
активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические
устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой
работы.
Интеграция образовательных областей позволяет использовать материалы и
оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области.
Наполняемость предметно-развивающей среды обеспечивает разностороннее
развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса,
учитывает возрастные возможности и особенности воспитанников, основывается на
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Созданная нашим педагогическим коллективом предметно-развивающая среда
обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому воспитаннику,
создает возможность для реализации его права на свободный выбор вида
деятельности.
В нашем детском саду постоянно проводятся смотры-конкурсы центров
сюжетно-ролевой игры, познавательно-исследовательской деятельности,
сенсомоторного развития, природы, краеведения. В конце 2015 года было
разработано положение и объявлен заключительный смотр-конкурс на лучшую
организацию предметно-пространственной среды в группах, где основными
критериями стало создание игровых центров. Созданные центры пополняются и
расширяются с учетом возрастных особенностей детей, развития и становления
этапов формирования игры. Предметно-развивающая среда был создана не только в
групповых помещениях, но и на участках детского сада: это различные машины,
пароходы и паровозы с вагончиками, космические ракеты, домики со столиками и
скамеечками, лошадки и жирафы и многое другое. В результате разнообразия
игрового содержания, доступности и удобства размещения материалов и
оборудования, каждый ребенок выбирает игру в любом центре.
В ФГОС дошкольного образования говорится о взаимодействии с родителями
по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи. Родители принимают активное участие в
проведении праздничных мероприятий, акциях, творческих выставках, конкурсах,
олимпиадах и так далее.
В нашем детском саду обобщён опыт работы воспитателей по теме
«Организация предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр на участке
детского сада», «Гендерный подход в процессе организации предметно-
пространственной среды в ДО», «Сотрудничество педагогов и родителей по
созданию предметно-пространственной среды в ДО».
Результатом проделанной работы стало обогащение предметно-пространственной
среды в ДО, воспитатели стали применять современные подходы в организации
развивающей среды, обобщен опыт работы педагогов по тематике создания и
организации предметно-пространственной среды.
Педагогический коллектив детского сада не собирается останавливаться на
достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-
развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются
творчество, талант и фантазия.
«
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы
влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от
непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся
создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок
будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост
будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева