Конспект коррекционно – развивающей деятельности по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Тема: " Гнев"
Автор: Самойлова Ирина Викторовна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонёк" Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: Конспект коррекционно – развивающей деятельности Тема: Конспект коррекционно – развивающей деятельности по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Тема: " Гнев" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонёк»
Конспект
коррекционно – развивающей деятельности
по развитию эмоционально – волевой сферы детей
старшего дошкольного возраста
Тема: « Гнев»
Выполнила:
Самойлова Ирина Викторовна
педагог-психолог МАДОУ «ДС «Огонёк»
Новый Уренгой, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих
переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда
правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те
разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с
окружающим миром.
Вместе с возрастающим уровнем развития познавательной сферы у детей
наблюдается снижение уровня развития
сферы эмоциональной.
Все большее
количество детей испытывает трудности в общении со сверстниками. Дети часто
не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также
испытывают
трудности
в
выражении
своего
эмоционального
состояния.
К
сожалению, приходится
отметить, что дети
становятся менее отзывчивыми к
чувствам других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок живет в «мире
эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддается коррекции.
Коррекционно–развивающая деятельность направлена на работу с детьми
старшего
дошкольного
возраста,
с
преимущественными
проблемами
эмоционально–волевой,
коммуникативной
сфер.
Коррекционно-развивающая
деятельность
строится
на
основе
игр,
упражнений,
этюдов,
и
направлена
на
выработку положительных
черт. Дети учатся лучше понимать чувства других,
быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию.
В результате проведения коррекционно – развивающей деятельности у
детей развивается
умение
различать и объяснять эмоциональное состояние
других людей,
увеличивается
количество
осознаваемых
эмоций, глубина
эмоциональных переживаний, улучшается уровень передачи эмоциональных
состояний в речи, развивается умение адекватно проявлять в общении со
взрослыми и сверстниками свои эмоции, правильно реагировать на негативные
ситуации.
Продолжительность
коррекционно-развивающей
деятельности
составляет 25 минут.
2
Количество детей в группе 6 человек.
Цель: знакомство с эмоцией «гнев»
Задачи:
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и
выражать свое настроение;
- обучение выразительным движениям;
- формирование положительного эмоционального фона.
Материалы:
- карточки с изображением сердитых людей и животных;
- иллюстрации с изображением сердитых Умывальника и Крокодила;
- набор пиктограмм (на каждого ребенка);
- книга К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
- зеркало;
- игрушка « Руль»;
- листы бумаги, стаканы с водой, баночки с гуашевой краской.
Форма организации: подгрупповая.
Вид НОД: коррекционно – развивающая деятельность.
Методы: словесный (беседа; рассказ), наглядный (показ иллюстраций,
пиктограмм), практический.
Предварительная работа: рассматривание пиктограмм(эмоции).
Словарная работа: пиктограмма, эмоции, мимика, жесты.
Конспект коррекционно – развивающей деятельности по развитию
эмоционально – волевой сферыдетей старшего дошкольного возраста
3
Тема: «Гнев»
Ход коррекционно – развивающей деятельности:
Приветствие.
Психолог:
здравствуйте
дети,
я
очень
рада
вас
видеть!
Предлагаю
отправиться в волшебную страну на волшебной «машине».
Дети идут друг за другом по кругу, говоря «волшебные слова»: «Вот едет
машина, колёса шуршат, и дружные дети в путешествие спешат».
«Машина»останавливается и дети оказываются в волшебной стране, где и
люди и животные часто злятся, ссорятся, кричат друг на друга.
Психолог: посмотрите ребята, на ковре кто-то забыл
карточки, на них
изображены люди и животные.
Дети рассматривают их.
Психолог: какие лица у людей, животных? (ответы детей)
Основная часть.
Психолог: ребята, в этой волшебной стране живут сердитые герои сказок:
Умывальник и Крокодил.
Сейчас я напомню, как описывает гнев Умывальника и Крокодила, К. И.
Чуковский в своей книге «Мойдодыр» (Читаем отрывки из произведения)
Психолог: посмотрите на иллюстрации, на которых изображены сердитые
Умывальник и Крокодил. Как художник изобразил гнев героев? (ответы детей)
Вопросы детям:
- почему рассердились Умывальник иКрокодил? (ответы детей)
- Как гневался Умывальник? (ответы детей)
- Как гневался Крокодил? (ответы детей)
Психолог:
- ребята выберите по однойпиктограмме, на которой изображено лицо с
сердитым выражением;
- почему вы решили что оно сердитое?
Чем отличается от других лиц?
(ответы детей)
4
Психолог: давайте мы с вами изобразим, как сердятся злые люди (жесты,
мимика, походка) (дети изображают)
Психолог: в
волшебной
стране
есть
удивительное
зеркало,
оно
может
превращать злых людей в добрых и наоборот, добрых в злых. Посмотрите и
изобразите перед зеркалом свой гнев. Рассмотрите в зеркале своё сердитое лицо
и
пантомимику.Сравните
с
тем
как
изображают
эту
эмоцию
другие
дети
(посмотреть и сравнить как могут сердиться дети ).
- Что можно сделать, чтобы перестать злиться? (ответы детей)
Предлагаю сейчас нарисовать на листе бумаги свой гнев, а затем смять и
выбросить «лист гнева».
Дети рисуют гнев.
Обратная связь.
Психолог:
Покажите, какое лицо у сердитого человека, а какое у веселого? ( дети
показываютварианты мимики ).
- дети, а какие чувства вы испытывали, рисуя свой гнев? (ответы детей)
Психолог: путешествие в волшебную страну подошло к концу и нам пора
возвращаться в наш детский сад.
Дети идут друг за другом по кругу, говоря «волшебные слова»: «Вот едет
машина, колёса шуршат, и дружные дети в свой садик спешат».
«Машина» останавливается и дети оказываются в детском саду.
Спасибо, до свидания!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Веприцкая Ю.Е. «Развитие внимания и эмоционально – волевой
2.
Крюкова С.В.,
Слободяник
Н.П. «Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь
и
радуюсь».
5
3.
Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста:
Практическое пособие; Москва «Генезис» - 2005г.
4.
Чистякова М.И. Психогимнастика: Москва 2004г.
5.
Шипицына Л.М. «Азбука общения»: Санкт – Петербург: 2007 г.
6.
Панфилова М.А. «Игротерапия общения»: Москва 2000г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
6
7